Первая археологическая. Королева ужей

Авдотья Светозарова
Она стояла на берегу и, прикрыв  ладонью   своё  лицо от ярких, слепящих лучей южного солнца, всматривалась в мутно-зелёную морскую даль. Узкие девичьи запястья сковывало тусклое золото браслетов. Босые ноги её утопали по щиколотку в мелком жёлтом  песке. Красная длинная юбка и белая блуза развевались на  восточном ветру. Её гиацинтовые  волосы, заплетённые в тугую косу, ниспадающую на плечи, её огромные влажные глаза – они сияли, словно две прозрачно-голубые льдинки, тонущие  в бокале мартини;  стройная девичья фигура её -  Она была божественна, божественна и  прекрасна! Издали, мне подумалось,  будто  она – цыганка. Её  смуглая кожа, длинная и широкая красная юбка  и  белая блуза, с короткими рукавами…  Я очень удивился, увидав её, стоящую одиноко, на песчаном диком берегу: какой  день мы не встречали в этих местах ни одной живой души! Увидеть здесь красивую девушку, абсолютно одну… Это было, по меньшей мере,  странно. Очень странно и, даже, немного пугающе.


Ещё до того, как я подошёл ближе, чтобы вполне разглядеть её, я придумал её! Сочинил её историю.  Будто бы она - какая-то скифская колдунья или призрак гордой  гречанки… Чем ближе я подходил к ней, стоящей на берегу мелкого южного моря, тем загадочнее мне казалось её появление в этих диких и пустынных местах…


В тот год мы выехали в первую археологическую  экспедицию,кажется, во второй декаде мая. Собственно, мы - никакие и не археологи! Просто прицепились к академической «археологичке». Настоящие учёные-археологи - наши  друзья, Влад и Александра,  а мы, так … Хвост… За компанию,  ездим с ними  каждый год. Берём с собой палатки, спальники, провизию на пару недель, грузим свои пожитки в автомобиль и телепаемся по грунтовым дорогам с экспедицией. Вечерами, когда все, наконец, собираются вместе, сидим у костра, в палаточном городке, пьём крепко- заваренный чай с  чебрецом и душицей,  поём песни под гитару, спорим,  мечтаем о каком-то неясном далёком будущем, глядя на крупный горох летних звёзд, рассыпанный на чёрном бархате ночного южного  неба, слушаем таинственные  голоса степи, неумолкающее ни на минуту стрекотание  сверчков и степных саранчиков… А   разговоров у костра, разговоров!..  Романтика!   Под утро, когда становится холодно, мы спим, завернувшись-закутавшись  в армейские спальные мешки, и совсем не видим, как над привольной и широкой степью тает огромная оранжевая луна, а на востоке,  разгорается  кровавый  пожар рассвета.  Спим и не видим, как  наш костёр, просыпавшись в тёмное небо сотнями печальных искр, подёрнулся серой коркой золы… Днём, вместе со всеми, мы  работаем волонтёрами на раскопах; иногда, нам становится нестерпимо скучно.  Тогда  мы решаем, что нам надоело выискивать в земле глупые  битые черепки!   Мы  собираемся, вбиваем в навигаторы старинные карты, берём глубинные металлодетекторы  и уходим на два - три дня в свободный поиск.


Что мы ищем? Да мы и сами толком не знаем! Мы же не  настоящие археологи! Так, любители и сочувствующие... Ищем, что-нибудь…  В позапрошлом году,например, "академичка" выезжала  искать скифские стоянки, в Подонье;  экспедиция рыла курганы, а мы уехали на УАЗе далеко в степь и шарахались там несколько дней; хотели найти что-нибудь особенное,наукой ещё не открытое, а вместо этого,нашли кучу наконечников от скифских копий,два ржавых меча-акинака да какую-то малоценную утварь бронзового века… Мы хотим, конечно, мечтаем найти настоящий клад,может быть, старинный сундук с золотом и всякими драгоценностями, но что-то он нам никак не даётся! В тот год, вместо золота скифов, мы  привезли домой, с Подонья, крепкий несмываемый экспедиционный загар, вольный ветер степи, керамические черепки, всё  те же, никому не нужные наконечники стрел и копий, которые нам выдали в подарок добрые и славные археологи.  И ещё целую кучу потрясающих фотографий,  эмоций и  впечатлений. Ну и, конечно,  рассказов, рассказов!..  Кому-то покажется, что две недели знойного лета, в которые можно было, вполне,  смотаться в Турцию или Египет, или куда там ещё; поваляться у бассейна, наполненного морской водой, с бокалом бренди, разглядывая красивых загорелых девушек в бикини,  выброшены впустую… Кому-то… Но только не нам! Только не нам! Может быть, в экстремальном активном отдыхе  и есть что-то извращённое; все эти палатки, ужасные полевые  условия,каторжная работа на раскопе, кровавые мозоли от лопат на руках, зарядившие посреди лета на неделю дожди, мокрые сапоги и непросыхающие куртки, собачий  холод на рассвете и комары по ночам,  знойное, обжигающее полуденное солнце от которых не спасают ни тёплые уютные спальники, ни   тенты, ни мази… Но нам такая жизнь нравится! Нравится, и этого, кажется, достаточно!


Иногда, в степи мы встречаем «чёрных копателей». Настоящих грабителей могильников и древних курганов… Их мы не жалуем, да и они нас предпочитают обходить стороной. Случались у нас и серьёзные стычки с любителями порыться в чужих могилах… «А чем, - скажете,- вы от них отличаетесь? Или те же археологи?»  Да уж, хочется думать,отличаемся, как-то!.. Иногда, мне кажется, что мы последние романтики на этой земле… Или нет? Не последние?



В тот год мы выехали в первую археологическую  экспедицию, кажется, во второй декаде мая. Палаточный лагерь разбили в донской степи. Раскоп находился,  что-то в трёх или четырёх километрах от лагеря. Археологи копали какой-то страшно древний и  ценный для науки курган. Вроде бы, этот курган был местом захоронения великих скифских царей.  Первые несколько дней мы с энтузиазмом ездили на раскоп;  помогали, чем могли, рыли лопатами, как тракторы; вечером мчались в лагерь, бросались в подмогу на  кухне, везде, где только можно было приложить наши силы, суетились всяко, оставались дежурить на раскопе ночью… Словом, мы были при деле и казалось, что ничего интереснее, чем рыться в земле, вытаскивать из раскопа дурацкие глиняные черепки, чем-то так ужасно ценные для науки, в эту весну нам и представить было нечего! Впрочем, в первые дни так оно и было. А,между тем,  побережье Азовского моря находилось от нас километрах в пятидесяти…


Но в этот год у нас был и свой План. Всю зиму мы изучали исторические  документы и отчёты археологических экспедиций, выписывали по интернету старинные карты, общались со  знакомыми и незнакомыми нам учёными,  поисковиками на археологических  сайтах и форумах…  Дел было не в проворот! А суть всего нашего «верчения», вкратце, была такова: на азовском побережье, среди пустынных  солончаковых пляжей,  мы искали… затонувший греческий торговый корабль! Либурн или триеру, потопленную грозными пиратами Меотиды…  Как мы раздобыли  эту потрясающую, сногсшибательную  информацию рассказывать долго  да и, пожалуй, неуместно. Пообщавшись с нашими друзьями-археологами, мы ещё более укрепились в мысли, что греческое судно, шедшее в северную колонию Танаис  из Боспора Киммерийского, затонуло именно там, где мы и собирались его найти! Впрочем, если бы нам сказали, что мы полные идиоты и ничего не смыслим в археологии, это бы ещё больше утвердило нас в правильном направлении  наших изысканий! Надо ли говорить, что так оно и было?! «Это же полный бред, товарищи! - сказали нам добрые люди в Институте  археологии РАН - Информация ваша  и ломаной лепты медной пантикапейской не стоит! Вообще, не имеет под собой абсолютно никакой почвы! Что? Карты у вас имеются?  Да, не смешите нас!  Свидетельства античных историков? Ха-ха-ха! Чем подтверждены сии «исторические свидетельства»  и «факты»? Где, где вы их наковыряли? Сколько денег думаете вломить в ваши "беспрецедентные" поиски? С каким оборудованием собираетесь  искать затонувший корабль? Во что выльется ваш потрясающий, головокружительный  проект? Горе вы археологи, доморощенные! Любители... Видели мы таких, знаем!  Хотите утонуть в прибрежных зыбучих песках и иле? Да, на здоровье!».


Такой оборот дела ещё больше укрепил нашу уверенность в правильности выбранного нами курса! Греческий торговый корабль, триера или либурн,  с трюмами битком набитыми золотом… Он ждал нас под многовековым  слоем песка, ила и грязи, где-то недалеко от пустынных берегов Азовского моря. Мы взяли отпуск, ровно на четыре  недели, благо это безумие нам позволяла наша работа! Собраться было не слишком трудно! Тем более, что подготовку к экспедиции мы вели всю прошедшую, как в угаре,зиму! Конечно, нам было проще выехать самим, прибыть на место, разбить лагерь и – хлоп, отыскать в считанные дни затонувшее судно! А потом уж почить на лаврах… Но мы, посовещавшись, решили не оставлять сложившуюся годами традицию и примкнуть к экспедиции Российской Академии наук. Тем более, что нынешняя «археологичка» направлялась практически туда же, куда мы стремились своими помыслами и мечтами всю бесконечно-долгую снежную зиму! Да и вместе с нашими давними друзьями, настоящими, всамоделишными  археологами,  нам было как-то уютнее и веселее! Всё-таки, для серьёзной работы нужен определённый настрой! А где,как не полевом лагере археологов, можно его получить? Не виделись мы с прошлого лета, когда ездили с экспедицией на Таманский полуостров!


Наши друзья крутили пальцами у виска, когда мы представили им неопровержимые «факты», «улики»  и документы! «Что же, дело ваше! - сказали нам учёные – Только помните вот какую вещь: этот корабль искали и до вас, будут искать и после!». Кто-то, впрочем, поддерживал в нас уверенность, но таких было меньшинство. Совсем мало. Альтернативщики. Как-то так,  они называются в археологической среде. Те, кто идут против разработанной генеральной научной  исторической линии. Выдвигают новые теории и гипотезы, зачастую с основной этой линией расходящиеся и, даже, никак не совместимые… Приблажные и ненормальные. Отчаянные фантазёры, романтики и мечтатели. Искатели приключений.  Но, чтобы нам не говорили знающие серьёзные люди,  нам не было до того никакого дела! Как бы нас ни называли! Уж, если мне и моему другу что-то втемяшилось в голову, будьте уверенны…  В полевом лагере, когда все, устав от дневных трудов и забот, собирались   у большого костра,  не прекращались споры по нашему  «делу». В конце концов,  нам надоело слушать все эти «pro et contra», рыть этот чёртов древний скифский курган  и мы, тепло  распрощавшись с «коллегами», сели в старенький свой вездеход и отправились на поиски сокровищ. Свой собственный полевой лагерь мы разбили в диком и пустынном месте, на берегу древних Меотийских болот, а ныне Азовского моря. Вторую  неделю мы, ровно сумасшедшие,  не прекращали поисков.  Дул крепкий восточный ветер, а ещё его в просторечьи называют «сгонный» -  он выдувает воду из рек в море, оголяя мели и пустынные пляжи. Отлив в такие дни, часто, достигает нескольких километров…  С рассвета и до заката мы ползали по открывшимся песчаным отмелям, ведя поиск мощными  «глубинниками». Находки…


Находки были. Мы свято верили в то, чему нас учили ещё в первых наших «археологичках»: главное в археологии – рыть! Рыть, рыть и ещё рыть! Чем глубже роешь, тем дальше будешь. Мы отрыли кучу железного хлама и лома, от пивных и консервных банок до неизвестно как оказавшейся в этих пустынных областях корабельной пушки петровских времён! Впрочем, как раз чугунная пушка и не была удивительной находкой:  петровский флот во времена войн с турками бороздил воды Азовского моря… Вершиной же наших поисков стал уловленный «глубинником» старинный сундук, размером с добрый двухстворчатый шифоньер, обитый ржавым железом  и,  весь покрытый ракушками, который мы умудрились вытащить из-под  почти двухметрового слоя песка и ила! Вытащить же на берег сундук было  делом, воистину  невероятным! Чего нам это стоило, описать я просто не могу! Мы вытянули находку на твёрдый берег, поколдовав над намертво приржавевшей, сросшейся со стенками  крышкой,  долго ли коротко, вскрыли сундук… И нашли в нём всё тот же, вездесущий,  чёрный и дурно пахнущий ил! Правда,  там было и несколько бутылей с чем-то подозрительно-чёрным внутри, а ещё сгнивший кошель с петровскими медными монетами: полушками, денгами и копейками, старинный, напрочь, проржавевший и гнилой  пистолет, пряжки от камзола, латунные  пуговицы и обломанный эфес шпаги! Эта находка  придала нам дополнительных сил… Ещё немного усилий  и мы были готовы тащить из зыбучих песков Меотиды античный греческий корабль!



Бухту, где мы искали затонувшее старинное судно,  мы назвали - бухта Змеиная. Из-за огромного количества змей, гадюк и ужей,  выползающих ввечеру, на закате, из дневных тайных своих укрытий и устремляющихся через заросли тростника по песчаным отмелям к воде, где эти жуткие ползучие и плавающие гады ловили рыбу. Бухта закрывалась со всех сторон высокими холмами, с обрывистыми склонами, поросшими зелёной травой, тёрном и дикой маслиной. Ни единого человека не встретилось нам за неделю в этих странных, диких  и пустынных  краях! Каково же было моё изумление…


Она стояла, утопая по щиколотку в жёлтом  песке, и, прикрыв ладонью глаза от полуденного яркого солнца, смотрела вдаль, туда,  где мутные зелёные волны блестели и искрились, а над их ленными гребнями, с протяжными жалобными криками носились белокрылые чайки, гонимые свежим морским ветром. В Змеиной бухте были зыбучие пески и она, кажется,  утонула в них… Издалека, она показалась мне странным призрачным видением… В её появлении здесь, на краю Вселенной, было нечто ирреальное, мистическое! Когда я подошёл ближе, шлёпая босыми ногами по мокрому песку, она кажется, испугалась. Я, впрочем, тоже! Кто она? И как странно одета! Эта её красная юбка, широкая и такая длинная… И белая блуза… Её гиацинтовые волосы, заплетённые в тугую косу… Поначалу я, вообще, не мог осознать тот факт, что вот прямо здесь, на пустынном и диком  пляже, вдали от прибрежных посёлков и деревень, от каких бы то ни было дорог; вдали  от, вообще, всякой цивилизации, стояла Она!


Издали, мне подумалось,  будто  она – цыганка. Её  смуглая кожа, длинная красная юбка и  белая блуза, с короткими рукавами…  Конечно, я скоро придумал  историю,  что это древняя колдунья, прикинувшаяся красивой девчонкой или призрак неупокоившейся души юной и гордой гречанки жившей лет так, с несколько тысяч назад в Танаисе! Я придумал Её!  Но всё же подошёл ближе, закинув металлоискатель на загорелое плечо.

- Привет!.. Ждёшь корабль?

-Ага!- рассмеялась она.


И я тотчас забыл обо всём на свете, увидав её улыбку и услышав её  звонкий смех… Забыл про затонувшие сокровища; про то, что обещал другу вернуться скоро;  про то, что я давно разменял пятый десяток; про то, что у меня недавно обнаружились первые седые волосы на висках;  что у меня за зиму вырос приличный… нет, абсолютно,  неприличный живот  и ещё, что я, когда  я...  Увидав её неземную жемчужную улыбку и услышав  тихий смех, похожий на звон серебряных колкольцев,  я напрочь, напрочь позабыл обо всём на свете! Она была… Это было восхитительное видение, самое прекрасное, из всего, что существовало в  ту минуту на свете!

Я набрался наглости, вдохнул свежий солоноватый морской воздух:

- Корабля сегодня не будет - отлив… Видишь, вода ушла от берега! (Боже, какой же я кретин!)

-Да… Как жаль, сегодня отлив!.. Не придёт… Тогда я  просто буду стоять здесь. Или сяду на камень. Ладно? А вы - археологи? Я видела вашу палатку и машину сегодня утром!

- Именно. Археологи!

Я врал, врал нахально и нагло, и уже не мог  остановиться. Она, просто, убила; убила  меня наповал своей божественной неземной красотой!

- Я знаю, на вашем море много археологических экспедиций… Я встречала… Все ищут… Что-то ищут! Вы, ведь, тоже что-то ищете? У вас есть  карты?

- Конечно,есть! Много!

-А что вы ищете? Секрет? Вы – сотрудники музея? Какого?

Я что-то промямлил про научную, особо секретную, сверхзасекреченную  археологическую экспедицию… Про греческую  триеру, набитую золотом… И покраснел, как варёный рак, просто расцвёл пятнами. Откуда я это знаю? Ну,знаю как-то…

-Ты кто? Откуда? Как ты сюда попала? Места тут дикие, нехорошие места… Пустынно здесь…

- Я приехала… издалека. У нас нет моря. А у вас есть. А я сюда приезжаю не первый год. Просто дышать воздухом! Гулять по берегу, смотреть на хохочущих чаек, на эти зелёные мутные волны. У вас особенное море. Красивое! И удивительный песок. И такой воздух! Им невозможно надышаться! Его пьёшь и пьёшь, бесконечно! И ничего, не нехорошие эти места! Они – чудесные, замечательные! Здесь и, вправду, никто не бывает… Мне здесь нравится.


-Здесь много змей…- я понюхал удивительный воздух сгоревшим на солнце веснушчатым носом.

- Но это же не опасные змеи, правда?! Это гадюки? Или ужи? Наверное, всё-таки  ужи! Только большие. Пускай, будут ужи! Но я их совсем не боюсь! Я сама… - и она рассмеялась (о Боже, этот её серебряный смех!), обнажив  жемчуг зубов, - Я сама - Змея! Может быть, даже, Змеиная Королева! Королева ужей!

- Ты… Королева… ужей?!- я оторопело глядел на неё - А ты давно здесь?  Как ты здесь оказалась?

- Приехала. Утром. У меня недалеко машина. Там, за холмами - она махнула рукой в сторону поросших дикими маслинами и тёрном зелёных склонов -  А я  гуляла по берегу и, глупая,  чуть не утонула в зыбучих песках… Они затягивают!


Я только заметил, что она сушит на жёлтом камне-ракушечнике белые туфли-лодочки. И тоненькие телесного цвета носки. Ветер развевал её красную юбку, и белоснежную блузу; её фигура… Она вся трепетала, точно вымпел корабля.

-Ты надолго здесь? Ты, знаешь, что?.. Ты не бойся, мы тебя не обидим! Может быть, ты хочешь есть? Или пить?

Я видел, что она напугана моим внезапным появлением, и беспомощно озирается округ.

-Я и не боюсь! Вы же - добрые люди! Я многое вижу! Ни есть, ни пить я не хочу! Спасибо. Знаешь, мне давно пора уходить. Кажется, туфли высохли… Ты проводишь меня? Здесь недалеко!

-Я… я… Мне надо остаться!


Я не мог понять, отчего я решил не идти с ней! Она… Мне показалось, что в её голубых влажных глазах всколыхнулись  и зазвенели тихим хрустальным звоном маленькие прозрачные льдинки. Она… Она была моей судьбой!

-Как жаль! Подай мне руку, пожалуйста, я хочу одеться!


Она опёрлась на мою руку, надела носок,запрыгала на одной ноге, потом поймала равновесие, надела туфельку…

-Так ты не идёшь со мной? Я ухожу!

-Я… Ты иди. Мне надо,знаешь,  побыть ещё здесь… Мне надо найти…


Она уходила от меня. С её уходом рушился мир! А она всё уходила и уходила… Её красная юбка развевалась на ветру; эта белая блузка… Я, кажется, потерял зрение; видел только цветные яркие пятна.  И меня, вдруг,  пронизала такая тоска!  Словно,  я  потерял с её уходом целый мир! Целый огромный и чудесный, восхитительный  мир! А теперь он стал тусклым, серым… Но, ведь, я её даже не знал… И что с того? С её уходом мир, в котором я существовал, рухнул! Идиот, идиот, не спросил ни как её зовут, ни адреса, ни телефона!.. Каким же надо быть… Кажется она говорила, где остановилась… Или я это придумал? Наверное, придумал! Но как её найти? Дурак! Идиот! Как я мог,как  сумел отпустить её? Видел это красное, белое на фоне мутных болотных волн  Азовского моря, синего, потрясающе-синего, великолепного майского безоблачного  неба и зелёного тростника. А потом она исчезла из виду, скрывшись за серебристыми кронами корявых диких маслин, во множестве растущих на песчаном берегу.


И сердце снова пронизала глухая  тоска!  С её уходом, целый огромный мир прекратил своё существование! А я... Я всё, всё потерял!  Я понимал: вот, сейчас, сейчас, ещё не поздно! Стоит мне крикнуть, бросить всё и побежать за ней вслед… Я мог ещё догнать её! Но вместо этого, я сел на жёлтый выщербленный камень, где она минуту назад - или час, или день?!- где она сушила носки и туфли… Я рухнул на этот камень, как подкошенный… И ничего… Ничего не мог сделать! Кто она? Такая прекрасная, зовущая, нежная, нежная, юная, словно богиня? Ведь, я её даже не знал! Я мог бы… Я бы мог... Идиот, отчего не спросил,  как её зовут?  Ни адреса, ни номер телефона… Кажется, она говорила, откуда она? Где остановилась… Я мог бы… Но я ничего не мог вспомнить. Абсолютно ничего! Кроме прозрачных голубых льдинок, тонущих в бокале мартини, и тихого звона  серебряных колокольцев…

Но… как, как мне теперь её найти? Дурак! Идиот! Как я мог, как  сумел отпустить её?


На берег из зарослей тростника выползла огромная толстая змея. Гадюка,толщиной с руку и метра полтора длиной! Увидав меня, она свернулась в кольцо,  а потом, выкидывая голову в мою сторону, быстро поползла к полоске мутного прибоя. Я зачарованно смотрел на неё. Королева ужей… Королева ужей!..  Я глубоко вдохнул потрясающего морского воздуху, плюнул на удивительный жёлтый песок и пошёл к палатке.



Несколько оставшихся дней я  выходил на песчаный берег, к тому жёлтому камню-ракушечнику,  в то же время и час, но так никогда и не увидел  её. Может быть, она уехала в свой  далёкий, незнакомый мне   город? Или за ней, всё-таки, пришёл  корабль? С алыми парусами? И она уплыла на нём, на край света, оставшись в моей памяти прекрасным и призрачным видением на песчаном морском берегу?


В тот год, в первую археологическую,  мы так ничего и не нашли. В смысле, затонувшего античного греческого корабля и золотых слитков… Чугунная корабельная пушка  оказалась для нас слишком  тяжела и неподъёмна, мы не смогли вытащить её из моря. Долго сокрушались по этому поводу и решили оставить её, на когда-нибудь, «на потом»… Старинный сундук, принадлежавший какому-то матросу или морскому петровскому  офицеру, мы, конечно, забрали с собой. Вместе с найденными в нём бутылками, обросшими ракушками-сверлильщиками,прогнившим кошелём,набитым медными  монетами, ржавым пистолетом и эфесом шпаги. В «археологичке»  мы пробыли ещё два дня. Все археологи приходили к нам и просили поглядеть на найденные сокровища. Много расспрашивали нас про наши приключения, про найденную корабельную пушку и долго  спорили, ещё фотографировали  наши находки и друг друга, вместе с нами. Много охали и ахали,  и хвалили нас за ослиное  упрямство и потрясающее везение! Скоро, мы распрощались с гостеприимными археологами и уехали восвояси, увозя в вездеходе старинный сундук, воспоминания  и горький запах полынных степных трав…


На вырученные от  продажи  найденных сокровищ   деньги мы купили  запасные колёса на УАЗ, мощную лебёдку и новые старинные карты…



Таганрог, май,   2013г.




Картина: Азовское море, лодки.  Автор: Владимир Николаевич Комаревцев.Спасибо!



© Copyright: Светозар Афанасьев 2, 2013
Свидетельство о публикации №213051600078