Крупная рыба

Авдотья Светозарова
               

Утро. Перрон. Ещё не рассвело. В смутно белеющих кронах акаций выводят сумасшедшие рулады влюблённые  соловьи.


Сидим на скамейке, ждём первую электричку. Первая электричка – это очень-очень рано. Но охота – она пуще неволи. Потому что мы…


- Здравствуйте! А вы - рыбаки?


Перед нами стоит совсем молоденькая девчушка, лет семнадцати. Худенькая, одета в белую курточку и джинсы. На ногах кроссовки. В руках небольшая дорожная сумка.


- Ага… рыбаки! - смеёмся.

- А вы не подскажете, где электричка стоит на Лихую? А то я не местная.


Показываем. На путях стоят ночные электропоезда. Наша станция тупиковая.


- А вы настоящие рыбаки?- в глазах у девчушки шальные чёртики.

-Ага. Настоящие, видишь, вот, мы в сапогах, вот - спиннинги, рюкзаки и лодки.

-А вы рыбу ловите для себя или продаёте?


Переглядываемся. Странная какая-то. А может, просто поговорить человеку не с кем!Бывает же такое - столько вокруг людей, а поговорить НЕ С КЕМ!


- Ну что, Вы! Скажите тоже : для себя! Эка, насмешили! Что же мы ,дураки по-Вашему, для себя?! В три часа ночи вставать?! Потом на вокзал по темнотище шлёпать и ещё весь день на речке сидеть? Для себя!..Это ж такое придумать! Мы –то  продаём рыбу! Вот видите - дед сидит -  это дед Василий. У него магазин рыбный,в городе, работники работают! Мы рыбы наловим, привозим, так к нему сразу... и сдаём!


Я важно достаю старинный серебряный портсигар, доставшийся мне в наследство от деда. С шиком  щёлкаю по крышке, открываю, закуриваю.


-Доход-то, конечно, невелик…- самозабвенно продолжаю врать, пуская сизые колечки дыма..- Да…Доход невелик, но семьи свои, без преувеличения скажу , кормим. Но по всякому случается…когда и не особо…А   вот в позапрошлом годе столько рыбы наловили, что утопили две лодки, ага…Не выдержали они ,значит груза. А остальное до дома возили ещё три дня. Съездим на электричке, часть отвезём к деду Василию в магазин  и по-новой, на реку…забирать, значит,  остатки.

-А как же рыба?  Она вас на реке ждала что ли?

-Да почему ждала! Не ждала. А только мы пригнали из Недвиговки экскаватор и вырыли огромный котлован. Его водой заполнили. Туда и рыбу выпускали. Словим рыбу – и в котлован!Словим - туда! Полный котлован рыбой забили!  До того рыбы много наловили, что каждому по машине купили! По девятке… -тут я понимаю, что, кажется,  заврался окончательно и прибавляю, как бы невзначай, вполголоса - но, конечно,  не новые…так.


Но меня несёт и остановиться я уже просто не в силах:


- А деду Василию купили «Волгу»! Чёрную!

-А чего ж вы не на машинах? Врёте вы всё!

-Да, как же врём! Как же врём-то!!!!- горячусь я и хлопаю себя ладонью по коленке -  Не на машинах того...того...да ты и сама вот подумай - КАК по рельсам на машине поедешь?! Хоть и на «Волге»!


Ребята еле сдерживают смех. Я стараюсь выдержать серьёзный вид.


-А… -девчонка задумалась - А можно я, вот , поставлю сумку на скамейке?

-Да отчего ж нельзя! Ставьте на здоровье!Она не наша- она общественная ,народная ,значит...денег за это не берут!


И дед Василий ,известный теперь уже, в узких кругах рыбопромышленник прибавляет ворчливо:


- Общественная,точно! Как водоёмы общего пользования!Которые, вроде как,  бесплатные!

- А Вы-то чего в Лихой забыли? - продолжаю разговор со смешной  девчонкой. - Там рыбы, кажется ,  и нет! Вы же на рыбалку едете? В четыре-то утра куда ещё?!

-У меня там мама живёт. А я в городе учусь. В институте. На музыкальном.

- Ну так здорово! А рыбу любите ловить? -подключается дядя Петя, отставной полковник.

-Рыбу?- рыжая девчонка задумалась на минутку -Даааа! Рыбу я люблю ловить! Но рыба у меня совсем другая!Не такая как у вас!

-А какая же?

-Крупная! И очень крупная!

-Кого ж Вы ловите? Сома что ли? - ухмыляется дядя Петя, предвкушая новый неожиданный поворот беседы.

- Ну, скажете тоже - сома! Я жениха себе ловлю! - ни минуты не теряясь,  отвечает девчонка, а в глазах пляшут оранжевые искорки.


Дядя Петя от неожиданности поперхнувшись дымом, делает круглые  удивленные  глаза - Жениха?! Ну ты даёшь! Ай, да рыбачка!


-Рыбачка! -улыбается девчонка - Вот мечта у меня: поймать такого, да чтобы на всю жизнь!Чтоб на всю-на всю! До самой - самой смерти! МЕЧ-ТА..!

-Хорошая мечта! И как успехи Ваши?

-Да пока ничего стоящего не ловится. А хочется, чтобы раз… и влюбиться навсегда-навсегда!

-Ну…- отвечает дядя Петя, собираясь с мыслями - у меня, вот, получилось… Раз и на всю жизнь. Только постарше я Вас был годков на пять. Заканчивал танковое училище, в Киеве, вот и познакомился с будущей женой на выпускном бале. И на всю жизнь!

-Ооо, Вам повезло! Мне бы так!

-И Вам, девушка, повезёт, не сомневайтесь! Хорошим людям обязательно когда-нибудь повезёт! Особенно, в части рыбаков касающейся! Рыбаки настоящие - это ж лучшие из нашенской человеческой породы! Мы же рыбаки с Вами?


-Ага…Рыбаки!

-Только вот… за рыбака Вам замуж я бы не советовал выходить!

-Это почему же?

- Ну знаете… Зимой-то ещё так сяк, дома сидит, крючки вяжет,"Рыболов-спортсмен" читает, а как весна пришла -пиши пропало, считай мужа своего дома и не увидите! Рыба, конечно,  в доме будет.., если рыбак настоящий… Вообще, девушка, я Вам по-секрету скажу: Рыбная Лихорадка- штука страшная! Истоскуешься за зиму!.. И уж весной в Городе тошно, дом - тебе не дом, и всё не то и не так, а тянет тебя на чердак залезть, перебрать все твои рыбацкие снасти; а ещё больше тянет уехать подальше от всех и остаться один на один с речкой, степью...

-И от любимых прочь тоже тянет?

-И от них тянет!

- Ну... тогда не знаю...- сомневается рыжая - Буду спрашивать,а не болеет ли ОН этой вашей Рыбной Лихорадкой!



На платформу подают состав. Через десять минут отправление. Встаём, собираем рюкзаки. Прощаемся со славной рыжеволосой девчонкой, желаем друг другу удачи.

 
Первая электричка - это очень-очень рано. У меня такое впечатление, что этим поездом едут одни только рыбаки. Иногда я думаю: это же надо,какая блажь, тащиться в неизвестную даль, с неподъёмным рюкзаком, надувной лодкой…Вставать ни свет ни заря,переть на себе эти спининги и палатки, проходить километры по берегам рек, продираться сквозь густой камыш, переходить вброд реки… Мокнуть под дождём, сгорать на жарком солнце…И ради чего? У меня рыбу в доме, так никто, кажется,  и не ест!


Да ,сдаётся мне,  эти люди просто сумасшедшие! Впрочем ,где-то так оно и есть. Охота, известно, пуще неволи!


В вагоне почти никого. Кроме рыбаков, конечно! Проходит полицейский патруль. Проверяют билеты. Укладываем вещи на багажные полки. Наша остановка через час. Достаём термос с чаем. Справа слышен разговор:


-Говорят на гидробазе бычок пошёл…

- Так пора уж! Весна в этом году затяжная. Холодно. По прошлому году так уж три  недели как тарань ловили, вёдрами!

- Да… Приезжаешь на реку, а она будто прожекторами освещена, стать негде, с ночи машины стоят.  А вот на Ее сейчас тарань и шемая идут!

-И на Еланчике тож. А у нас что-то пока…

- Пасха–то поздняя…

- А помню, лет пять назад, так февраль стоял тёплый, в каком же…в две тысячи шестом, что ли…Так в феврале уже реки вскрылись! Двадцать третье на Синявском отмечали, на рыболовной базе…


Сзади сквозь перестук колёс слышу:


- ... И вот, слышу, звенит колокольчик! Я подсекаю,ага...Есть! Да огромный!Чувствую я,огромный! "Карповик" мой дугой, аж трещит,на пределе возможностей! Водил я его с минут сорок,а то и больше...Или уж не знаю кто-кого из нас водил...Он и финтил, и леску плавником пытался перерезать...И точно щука свечи делал!На глубину уйдёт и выпрыгивает,а в воздухе крутится! И вот, я уж вываживаю,совсем рядом, совсем, вижу- красавец, бронзовый, чешуя,что твои пятирублёвые монеты, клянусь! Кил на двадцать,чёрт,не меньше! Трофейный сазанище!Ребятам своим кричу: "Подсак,подсак давайте скорее!". И только дал я слабину,как он закрутился на месте,как волчок,к берегу рванул,а потом развернулся и дзынь, эх, леска моя...Не сумел я скоростную подмотку сделать, ослабил лесу...а ЕМУ того и надо было! Эх,ТАКОЙ сазан сошёл у меня на Лагутнике...Не видывал таких ни до ,ни после!

А я пью крепкий чай с мятой из китайского термоса, улыбаюсь, вполне понимая ,что сазан "кил на 20" "свечки" в воздухе делать будет ой, навряд ли,  и думаю про себя: "Твоя правда, дядя ,самая крупная рыба та, что сошла с твоего крючка!И никак иначе!"


За окнами поезда виднеется полоска ложной зари, ещё называемой в народе «волчьим хвостом», поднимающейся вверх перпендикулярно горизонту; Электричка несётся на восток, навстречу апрельскому рассвету. Ещё темно. Мимо пролетают пустынные полустанки, перроны, освещённые жёлтыми фонарями, спящие  деревни. Верстовые столбы отмечают наш путь. Железная дорога идёт вдоль берегов моря. Проезжаем Синявское, Танаис, Недвиговку…Вот и наша станция. Невдалеке медленно и лениво течёт широкий Мёртвый Донец. Сотни ериков, прихотливо петляющие в камышах, манят к себе необыкновенными приключениями, скрывают в своей заповедной глуши тайные тайны.  Теперь разбредёмся кто-куда, в поисках своего рыбацкого  счастья!



Я выхожу на перрон, ёжась от утренней прохлады. Заря разгорается на востоке, окропляя степь первыми лучами, будто каплями алой крови. Забрасываю на плечи тяжёлый рюкзак, в руках чехол со спинингами… И скоро оказываюсь у понтонной переправы через Мёртвый Донец. Впереди дельта Дона, извилистый и загадочный ерик Лютик, славный тем, что некогда, ещё в Петровские времена там стояла турецкая крепость, замыкающая выход в Азовское море. Впереди километры пути, мокрый от утренней росы камуфляж, костёр, чай в походном котелке, первые поклёвки… Вот, невдалеке  прокричала болотная выпь. «Ып-ып-ып-прумб, ып-ып-прумб, ып-прумб…» От этого резкого неожиданного крика в душу закрадывается легкий испуг.  Болотная  выпь, может своими воплями испугать ночью кого угодно. С виду малая птаха, а так зловеще ухнет, что жуть берет!  Из-под ног вспорхнула стайка сонных фазанов. В заливных лугах стоит непрерывный нарастающий гул -  это пиликают на своих скрипочках сверчки и кузнечики. От реки поднимается клубящийся таинственный туман. На воде, у камышей, плавает чёмга.  И , кажется, что  впервые, после мучительно долгой зимы я, по-настоящему,  счастлив!



Вот только… ГДЕ ЖЕ ТЫ МОЯ КРУПНАЯ РЫБА?



Таганрог, апрель 2011г.




© Copyright: Светозар Афанасьев 2, 2011
Свидетельство о публикации №211041901575