Дети войны

Юрий Пестерев
    Так уж получилось, что «концлагерная» тема, судьбы наших людей, попавших в плен, на долгие годы оказались забытыми. Причин тому немало, и в первую очередь — культ личности Сталина, связанная с ним волна необоснованных обвинений, репрессий против солдат и офицеров, оказавшихся в плену из-за ранений или в окружении в первые месяцы войны. Сказалась и практика замалчивания ошибок, инертность, косность, характерные для периода застоя. Нередко, и в последнее время раздаются голоса в адрес людей, побывавших в концлагерях, упреки в трусости, измене Родине. А в некоторых случаях и вовсе ценности подменяются.
    Однажды мне, автору очерка «Цинковый мальчик» из Латвии», пришлось столкнуться с субъективизмом оппонента. Было много вопросов, ответы на которые из моих уст, как я понял, считались бы малоубедительными. Поэтому с письмом-откликом на свою публикацию я решил познакомить Касмыниных — Александру Ивановну и Александра Ивановича, которые свыше 30 лет прожили в Латвии и вынуждены были покинуть ее. Подумал сразу, что уж им-то можно поверить. На вопросы респондента любезно согласился ответить Александр Иванович - муж Александры Ивановны Касмыниной.
    Вопрос: «Почему русские и другие, говорящие на русском языке, уезжают из Латвии?».
    Ответ: «Из-за национального возрождения коренного населения Латвии, т. е. латышей. Русский человек становится бесправным, то есть второго сорта. Взять хотя бы отметки в паспорте при регистрации. Одна круглая печать в паспорте ставит человека на одно из последних мест в жизни Латвии. Это означает отказ в пособиях на детей и других льготах. К этим людям относятся бывшие военнослужащие и их семьи, люди, работавшие в военных структурах, в органах МВД. Чуть больше прав у тех людей, у которых есть отметка в паспорте: круглая печать и квадратная рамочка с кодом и надписью: «Житель Латвии». Владельцу кода в паспорте, например, продадут лекарство...
    Теперь о легионерах. Кощунственно, но сейчас они - герои Латвии. Во время войны они были на стороне фашистской Германии, участвовали в карательных экспедициях, расправах над русским населением. В 1993 году в Риге весной состоялся парад легионеров. Где только они взяли форму времен войны, и как они ее сохранили? Легионеры красовались перед камерами. Даже посол США выразил удивление поддержкой официальными лицами Латвии этого шествия. Лично я видел парад легионеров, как говорится, своими глазами. А первое сборище было в марте 1992 года в лесу, тогда полиция охраняла это сборище с оружием в руках.
     Что ещё. Образование в вузах можно получить только на латышском языке.  Правда, есть школы и с образованием на русском языке, но, наверное, скоро и эти школы перейдут на латышский язык.
    Автор «Цинкового мальчика...» прав, когда писал, что гонят нас, русских, из Латвии тихо, цивилизованно и грубо. Судите сами. Пенсия — 15 лат, а квартплата — 20 лат. На что жить человеку? Как я сказал, образование и язык тоже «выталкивают» русских из Латвии, а ведь это половина населения Латвии. Митинги или какие-то шествия коренного населения всегда сопровождаются лозунгами: «Иван, родина-мать зовет», «Вон из Латвию». Это не я сделал ошибку, сказав «...из Латвию». Так написано на плакате. Или еще проще — пишут расписание поездов на Москву.
     Вот всё это и давит на человека, и поневоле начинаешь думать об отъезде на российскую землю. Уехать на Родину тоже непросто. Это немалые расходы на переезд: таможенный сбор, контейнер, и сама железная дорога дорого стоят в маленькой Латвии. И еще. Чуть было не забыл кощунственный факт. В парламенте Латвии (было такое) один из депутатов внес предложение: за незнание латышского языка — расстрел. За это предложение проголосовало 5 депутатов.
Но  псевдорадетели  патриотизма вряд ли упрекнут, как бы  ни пытались, в предательстве тех, кому в годы войны было от трёх и более лет, этих маленьких людей, чьё детство осталось за колючей проволокой Освенцима, Бухенвальда, Саласпилса и других лагерей.
Как много пролетело лет...
Теперь об этом не страшась
заговорили..
Но у смертей назад
дороги нет,
И большинство, кто
уцелел тогда,
Сегодня уж не живы...
    Да, время летит!.. У бывших малолетних узников есть дети и внуки, которые мало, а чаще всего ничего не знают о прошлом своих родителей, бабушек и дедушек.
     Рассказывает бывшая малолетняя узница Саласпилса Александра Касмынина: «Обстоятельства складывались так, что больше молчали, не вспоминали, уничтожали свидетельства о тех страшных временах, если случайно что-то обнаруживалось. Гнали прочь набегавшие вдруг мысли, но оставалось одно — сны: человек не властен запретить себе видеть во сне. И являлось, как правило, самое страшное: оскаленные морды и свирепый лай огромных собак, отрывистая немецкая речь, издевательства и насмешки фашистов над детьми и женщинами, раздетыми донага, прогоняемыми сквозь строй. Вонючая похлебка из мерзлой брюквы, избиение за то, что захвачен на месте «преступления» с горсткой украденных из помойки картофельных очистков, сладковато-горький запах сгоревших человеческих тел, едкий дым из печей крематория, от чего перехватывало дыхание, слезились глаза...
    Кошмарные сны детства, опаленного войной, и в 50-е  и в 90-е годы сны, преследовавшие нас все эти мирные годы...
    «Мы никому не могли сказать о том, что, едва голова касается подушки, память моментально возвращает живые картины концлагерных будней. Стыдно, ох, как стыдно было перед врачами, обнаружившими серьезные заболевания крови и застаревшие черепно-мозговые травмы, признаться, что это вечная память об опытах, которые проводили на нас фашистские изверги!..».
    Да, все это было. Есть свидетельства, есть первые архивные документы, подтверждающие пребывание в фашистской неволе людей, ныне живущих в Златоусте. Их нам удалось выявить, найти из разных источников порядка 80 человек. Среди них — Алимова (Хохлова), Арефьева (Орлова), Быкова (Ермолова),  Дейнер, Гунькин, Дубровский, Кучерявенко и другие.
19 января 1994 г.