Злые рецензии и пасквили

Ольга Шельпякова
начало:  «Рейтинг и читатели»    http://www.proza.ru/2014/03/06/20

Влияют ли злые рецензии и всевозможные пасквили на творчество и жизнь?
Несомненно...Пример тому иллюстрация к статье.
В предыдущей публикации я размышляла о том, что такое рецензия.
Обратимся к материалу из Википедии — свободной энциклопедии.

РЕЦЕНЗИЯ — жанр журналистики, а также научной и художественной критики.
Даёт право на оценку работы, сделанную человеком, нуждающемуся в правке и корректировке его труда. Информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо».(с)

Так вот. Отзыв - это критическая основа рецензии.
Сам по себе, он будет выглядеть, как злобная нападка. Для того, чтобы этого не случилось, нужно раскрыть мысли и выразить своё мнение, а не просто очередное "фи!". Спрашивается, когда этим заниматься?
Тем более, произведение иногда состоит из четырёх строчек..а то и вообще - из одной.
При этом украшает собой вершину рейтинга!
Даже если цитировать его, где взять хотя бы 30% текста, в соответствии с правилами?
Ещё эта извечная проблема нехватки времени...Вот и приходится, на бегу, парой фраз выражать своё отношение к прочитанному. Напишешь хорошее - "похваляшка", плохое - "грязь"...или-или.
Редко, ох как редко видишь классический вариант рецензии! Мы как-то здесь "одомашнились" попривыкали друг к другу. Вот как это происходит:

- Привет!  Круто написал!! Респект.)))) Зелёная!
Или так:
- Мразь! Сотри графомань свою. Не понравилось.Красная.

Честно скажу, грешна...Сама писала такие "отзывы", но это уже в отместку за такой же "привет". Слово за слово, красные кнопки, жалобы и заявления...Всё, прощай, вдохновение!
Поэтому, я за то, что: если не понравилось, лучше просто культурно промолчать или написать правильную рецензию.
Её определение дано в самом начале. Тогда не будет обидно никому - ни автору, ни рецензенту, когда ему ответит автор (если, конечно, он не в ЧС). Как и чем ответит? Это уже другой вопрос, озвученный в заголовке. Итак...

ПАСКВИЛЬ - сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо. Пишется в публицистической форме близкой памфлету*. Чаще всего используется как средство дискредитации. Не является «узаконенным» литературным жанром.(с)

Прошу обратить внимание на последнюю строчку определения.
Если вы сочтёте, что некое произведение, якобы про козу, курицу, собаку адресовано вам - смело жалуйтесь!
И будете правы. Ибо нет такого жанра! Да, и в чём виновата милая коза, если она таковой родилась?
Но, обиженные авторы, чтобы не стать посмешищем, редко пишут заявления в администрацию сайта. Просто, садятся и "настукивают" ответные пасквили.
Непосвящённому, конечно, не понять о чём речь. Прочитает, пожмёт плечами и забудет.
А тем, кто "в теме" напряжённых отношений, очень даже интересно наблюдать за развитием событий.
Кто кого на этот раз "обкозлит"? И снова...прощай вдохновение.
Где вы, недописанные романы, чистые как родники стихи, добрые миниатюры?
Нам некогда! Засучены рукава, взбудоражены шевелюры, растёт гора окурков в пепельнице. То стон, то смех раздаются в "кабинетах авторов"! А порой, и...кудахтанье с блеянием.

Универсального рецепта от этой злобной напасти нет.
Пусть каждый выбирает свой путь или отходит в сторону. Но, мы на литературном сайте и нужно помнить о том, что  "обиду легче стерпит слух, чем зрение."(с)

Мне писали обидные злые стихи.
Я, конечно, писала в ответ.
Даже если слова в них добры и тихи,
Мне казалось - ужаснее нет!

Через призму отчаянья и пустоты
Пропускала, искала беду.
Находила сожжённые кем-то мосты.
Лихорадило, словно в бреду.

И несли меня черти из полымя в жар!
Громоздились затором стихи.
Уходил, постепенно божественный дар.
Всюду виделись только грехи.

Что же делать?
Как боль эту мне превозмочь?
- Отпусти, помоги и спаси...
Снова выбрана в жертву невинная ночь.
Ждёт уже у подъезда такси.

Пусть не будет под № 666.

*ПАМФЛЕТ — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных представителей.
Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность — бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать ещё сильнее удар по политической линии, им представляемой."(с)

ПАРОДИЯ — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. (Википедия)

Произведение-насмешка, вид сатиры, пение наизнанку...как только не называют пародию.
Она выполняет, казалось бы, несерьёзную, но очень важную работу, её призвание - исправлять и очищать литературу от всевозможных "ляпов" и откровенной халтуры в произведениях.
Разоблачая недостатки произведения смехом, она доводит до абсурда стиль пародируемого, выбирая наиболее уязвимые черты и приводя всё в систему. Пародия направленна на преувеличение вырванных из текста отдельных фраз. Это допустимо. Кто-то скажет что это - злобный, издевательский, деструктивный жанр. Согласна.
Но лишь в том случае, когда она направлена на высмеивание физических недостатков, дефектов речи.
В литературе - все равны. Мы не видим автора за кадром, нас интересует только его творчество. В конце концов, если так рассуждать, то нужно запрещать театр и кино - пародию на жизнь. Авторы на сайте в какой-то степени публичны, а публичный человек тем и отличается от других, что должен быть готов к любой реакции, в том числе на пародию и адекватно на неё реагировать.

Пример. Как-то, написала пародию на произведение небезызвестного в узких кругах автора.
Его реакция: угроза заявления в администрацию, мои комментарии названы "грязью" по странице прошёл "чёс" на выявление крамольных произведений, про нажимание красных кнопочек я вообще не говорю.
Это реакция прогрессивного культурного человека (кем он себя считает)? Насколько же надо быть неуверенным в себе, чтобы не полюбить свою копию, может и не точную? Позволю себе заметить, что посредственный литератор уже не талантлив. Талант и способности - суть не одно и тоже. Ремесло и вдохновение - тем более.
Вспомните, хотя бы, Моцарта и Сальери... Последний был далеко не бездарным ремесленником, но не талантом... вдохновения не было, не того, которое ждут, а того, которое даётся свыше.
Чтобы написать хорошую пародию тоже нужно иметь вдохновение, и если ему был дан толчок от первоисточника, то это дорогого стоит! Не всё так безнадёжно.

Не пишу просто так "похваляшки" прекрасно понимаю, что не все могут быть писателями.
Люди просто выражают себя, свои мысли и чувства, общаются, я никогда их не ругаю и не критикую.
Вот если человек называет себя Поэтом или Прозаиком (именно так, с большой буквы), a пишет слабовато, да ещё поучает других! Тогда могу и мнение высказать. Незаслуженные похвалы раздавать - это, извините, не для меня.
Да, издевательский жанр пародия. Да, злой, но он тоже зачем-то нужен, раз дожил до наших дней. Вообще-то, смех, даже издевательский, продлевает жизнь, и если люди понимают пародии, сумеют сделать выводы, то ещё не все потеряно на писательском поприще. Повторюсь, хорошую пародию написать непросто.
Обидеть хорошей пародией можно того, кто хочет ходить в обиженных. Плохая пародия - это печаль пародиста, слаб значит. Доброе слово надо ещё заслужить.

Несколько отзывов на пародии.

***
"Я б так хотела, чтобы на меня
пародию прекрасную сковали -
ходила б гордой я четыре дня -
на пять меня хватило бы едва ли.

И всё-таки пародия - прогресс,
в ней столько умного и столько юморного.
Опять же к нам - достойный интерес -
Не даром пишем на бумагу слово".
/Торнадо/

***
"Разве что юродивый
Кривится на пародии.
Мне говорит пародия,
На что могу быть годен я."
/Наиль Бикметов/

***
"Поздравляю с прекрасной пародией! Это лучше, чем написал я раза в три. Вы меня несказанно удивили. Откуда такой азарт? Вы случайно конным спортом не занимаетесь? Замысел, сюжет и особенно заглавие и концовка великолепны, но как во всех экспромтах имеются некоторые помарки, как и у меня. Только у меня в середине и в конце, а у Вас в начале. Пародия - это самостоятельное произведение и если его представлять себе, как рецензию т.е для тет а тет, то забываешься и выходишь в многомиллионный эфир, как бы в домашних тапочках и халате, не считая за необходимость тщательной литературной доработки. Экспромты даже Пушкин дорабатывал, иначе не вошел бы в историю. Произведения Пушкина находятся в зоне риска потому, что библиотеки скоро закроют, а нам ничего не грозит - интернет останется, но все же... С уважением и восхищением! Платон."
/Платон Расцветаев/
http://www.proza.ru/2013/11/12/384

С уважением и благодарностью за прочтение, ваша Ольга Шельпякова.