12. Ривка. Авраам-5

Кот Базилио 2
После Акеды Авраам, сопровождаемый Ишмаэлем и Элиэзером, обогнув Хеврон, где жила Сара, стороной, отправился в Беер-Шеву, а Сатан, как мы помним, поспешил к Саре. Сатан, говорят, был очень раздосадован, что его надежды скомпрометировать Авраама перед лицом Создателя в истории с жертвоприношением не оправдались. Мидраш рабби Элиэзера рассказывает, что Сатан пошел к Саре и сказал:

– Разве ты не слышала, что творится на свете?

Она ответила ему:

– Нет.

– Твой старый муж взял Ицхака и вознес его как олА (1), – поведал ей Сатан. – А парень плакал и вопил, потому что не мог спастись.

Как услышала Сара слова эти, сразу стала рыдать и голосить, и отлетела ее душа, и она скончалась.

Получив печальное известие, Авраам был вынужден вернуться в Хеврон и заняться устройством погребения Сары.

Но мы хотим рассказать другую историю, не столь печальную.


                Ривка.


Похоронив Сару, Авраам надумал опять жениться, потому что сказано: «не хорошо человеку быть одному», и в каком бы возрасте не находился человек, он должен жить полноценной семейной жизнью. Но если есть у человека взрослый неженатый сын, то прежде чем жениться самому, он обязан женить своего сына. Что еще нужно человеку, чтобы встретить достойную старость? А у Авраама все уже было, потому что «Господь благословил Авраама всем».

И был у Авраама доверенный человек, слуга, точнее даже раб, из тех, что лучше самых преданных друзей. Всю свою жизнь он посвятил и отдал Аврааму. Он был его главным помощником, правой рукой, тенью следовавшей за ним повсюду. Нам ничего не известно о его семье или личной жизни. Даже возраст его нам неизвестен. Только один раз он был назван в Торе по имени: в 15 главе Элиэзером из Дамаска. Именно ему Авраам поручает выбор невесты для Ицхака.

«И сказал Авраам своему служителю, старшему в его доме, управляющему всем, что у него: Положи руку твою под моё бедро, и я закляну тебя Богом, Творцом небес и Творцом земли, что ты не возьмёшь моему сыну жены из дочерей кнаана, среди которого я живу; но пойдёшь в мою землю и на мою родину, и возьмёшь жену моему сыну Ицхаку».

Трудно сказать, почему выбором невесты для Ицхака Авраам не занялся лично, а передоверил эту важную миссию своему поверенному в делах. То что «Авраам был уже стар и в летах преклонных» не очень убедительно, так как и Элиэзер уже далеко не молод. По-видимому, существовала некая веская, но не очевидная нам сегодня, причина.

Кенаан населяли в то время около десятка различных народов. Но все они происходили от проклятого сына Хама Кенаана. Появление на свет Ицхака совершенно необычайно и ему уготована необычная и важная миссия: от него должен произойти особый, божий народ. Авраам многие годы прожил среди народов Кенаана и хорошо узнал и изучил тех, среди кого он жил. И пришел к определенным и неутешительным выводам. Жители Кенаана были не просто язычниками и идолопоклонниками. Они были безнадежны, возможно, в силу некоего генетического дефекта. И Авраам не мог допустить, чтобы Ицхак породнился с кем-либо из племен Кенаана, несущих на себе родовое проклятие.

От Авраама через Ишмаэля и сыновей Кетуры произошли многие народы. Но только один народ должен стать непохожим ни на какой другой. Народ, выбранный самим Богом и принесенный Ему в жертву на горе Мория. Поэтому выбор жены для Ицхака имел судьбоносное значение.

Увидев, что ни один народ Кенаана не годится на эту роль, Авраам обратил свой взор на землю предков. Он решает, что жена для Ицхака должна быть из его родни. Этому обстоятельству Авраам придает исключительное значение. Он по какой-то причине беспокоится, что его планы могут быть нарушены. Поэтому, отправляя Элиэзера за невестой для Ицхака, он заставляет его принести особую клятву. Во время клятвы Авраам предлагает Элиэзеру положить руку на тот самый орган, который отмечен знаком завета, и который в Писании из скромности назван «бедром».

Для придания клятве большего веса и значения, клянущийся, по обычаю, держит руку на священном предмете. Президент светской страны часто на Конституции. Для Авраама орган, отмеченный знаком завета с Творцом, представлял наивысшую святость. Скорее всего, обычай клясться своими детьми напрямую связан с клятвой «под бедром», потому что будущее потомство рассматривалось с древности как плод органа, расположенного в районе бедер.

Особенно Авраам настаивает, что ни при каких обстоятельствах, чтобы не случилось, Элиэзер не должен допустить возвращения Ицхака в Харан. Ицхак ни в коем случае не должен покидать Святую Землю. Так и произошло. За все свои сто восемьдесят лет жизни Ицхак ни на один день не покинул Эрец Исраэль.

Самое загадочное в этой истории, зачем вообще Аврааму понадобилось заклинать Элиэзера. Складывается впечатление, что Авраам боялся, что не увидит, и поэтому не сможет проконтролировать, развития и конца этой истории. Авраам опасался, что может покинуть этот мир? Однако ничего на это не указывало. Авраам прожил еще много лет. Но вот что странно: ни в связи с Элиэзером и его миссией, ни в связи с женитьбой Ицхака, Авраам в Торе больше не упоминается.

Поклявшись «на бедре», что выполнит все в точности как повелел ему Авраам, Элиэзер без промедления отобрал верблюдов и, нагрузив их щедрыми дарами, отправился в Харан навстречу удивительным приключениям. Верблюдов было ровно десять, столько, сколько приличествовало быть в караване такого шейха, как Авраам. Обычно путешествие из Хеврона в Харан занимало семнадцать суток, но уже через три часа от начала пути караван Элиэзера оказался в окрестностях Харана. Господь во второй раз (2) сотворил чудо, сократив путь из Кенаана в Месопотамию. Но на этот раз ради Ицхака.

Оказавшись под вечер у некоего колодца в окрестностях города, Элиэзер с молитвой обращается к Господу: «Всесильный Бог господина моего, Авраама! Яви милость моему господину, Аврааму, дай мне выполнить поручение уже сегодня. Вот я стою у колодца. Скоро из города придут девушки за водой. Пусть первая девушка, у которой я попрошу напиться, и которая ответит: "Пей, и я верблюдов твоих напою", будет той, кого Ты предназначил для Ицхака».

Здесь необходимо заметить, что Элиэзер совершил непростительную оплошность. Он выбор невесты для Ицхака и фактически судьбу будущего еврейского народа отдал на волю случая, что совершенно было недопустимо. Человек, уповающий на Божественное Провидение, не имеет права доверяться случаю. Но Господь проявил милость, исправив оплошность Элиэзера, и первой к нему вышла Ривка. Но однажды Господь показал, что может получиться, когда к Нему взывают с необдуманными просьбами. Судья Ифтах (Иеффай) дал обет Господу и сказал: «если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем…, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд. 11:31). И когда Ифтах возвратился с победой домой, первой вышла ему навстречу его единственная дочь.

Не успел Элиэзер договорить слова молитвы, как у колодца появилась Ривка. Не подумайте, что носить воду из колодца входило в обязанности Ривки. Для этой миссии в доме отца Ривки Бетуэля было вполне достаточно слуг. Ведь семья Ривки принадлежала к высшей знати Харана.

Но не в тот вечер. Какая-то неодолимая сила увлекла Ривку и заставила ее отправиться к колодцу. Здесь и увидел ее Элиэзер, как раз прибывший вместе с караваном.

– Позволь отпить из кувшина твоего, – обратился к ней Элиэзер.

– Пей сколько хочешь, господин мой, – радушно ответила Ривка. – И для верблюдов твоих начерпаю воды, пока не напьются вдоволь.

Как сказала, так и сделала. А нужно сказать, что верблюд без всяких усилий выпивает до 100 литров воды (3). Ривка с энтузиазмом черпала и черпала воду из колодца, а Элиэзер стоял остолбенело и открыв рот. А нужно сказать, что девушке нашей только-только стукнуло аж целых три года отроду (4). Тут невольно остолбенеешь.

Элиэзер больше не сомневался: перед ним суженая Ицхака. Он одарил ее кольцом золотым в полшекеля (5) весом и два золотых браслета по десять шекелей одел ей на руки.
 
– Чья же ты дочь? – поинтересовался Элиэзер.

– Я дочь Бетуэля, сына Нахора и Милки, – скромно ответила Ривка.

Попросившись на ночлег, Элиэзер пошел поднимать караван, а Ривка стремглав помчалась домой, чтобы рассказать отцу с матерью о своих приключениях.

У Ривки был старший брат по имени Лаван. Услышав ее рассказ и рассмотрев дорогие подарки, Лаван решил перехватить на подходе к дому богатого чужестранца и ограбить его. Но что-то у него с грабежом не сложилось, поэтому Лаван решил, что непременно отравит чужеземца, но только уже когда он будет в доме.

Усадив Элиэзера за стол, хозяева поставили перед ним тарелку с едой, которая была предварительно отравлена Лаваном. Но Элиэзер, прежде чем начать есть, решил исполнить до конца возложенную на него миссию. Он со всеми подробностями сообщил, кем является сам, кто его господин и какова цель его прибытия в Арам-Нагараим. «Теперь же, если вы готовы сделать милость и правду с господином моим, скажите мне, или если нет, – скажите мне, и я пойду направо или налево» – закончил Элиэзер свой рассказ. И Лаван и Бетуэль согласились, что от Бога это дело, и Ривка должна стать женой Ицхака.

Элиэзер на радостях, что все устроилось как нельзя лучше, начал одаривать присутствующих дорогими подарками. Поднялась немыслимая суматоха и как-то так получилось, что тарелка, предназначавшаяся Элиэзеру, оказалась у Бетуэля. Отужинав, все отправились спать, а ночью Бетуэль скончался.

Наутро Элиэзер засобирался в обратный путь. Он очень спешит. Потому что Господь благоустроил его путь. А когда Господь проявляет благоволение, медлить нельзя. Господь повелевает ему быстрее возвратиться. Но Лаван и мать Ривки передумали отпускать Ривку вместе с Элиэзером под предлогом траура по Бетуэлю. После непродолжительных пререканий решили спросить Ривку, очень надеясь на ее благоразумное и желательное для семьи решение. Но неожиданно Ривка проявила твердую решимость идти вместе с Элиэзером, выразив намерение свое в кратком слове «пойду».

На прощание Ривка услышала пожелание от своей семьи: «Сестра наша! Да станешь ты мириадами тысяч, и да овладеет потомство твое вратами врагов своих!». Комментаторы считают, что слова эти были неискренними. В результате этого «благословения» Ривка двадцать лет оставалась бесплодной, потому что «благословение нечестивца все равно, что проклятье».

На обратном пути опять повторилось чудо по сокращению пространства. В тот же день к вечеру караван оказался на юге Кенаана.


В этот вечер Ицхак вышел в поле, чтобы поразмыслить или, по общему мнению, помолиться. И вдруг увидел приближающийся караван. Ривка тоже увидела Ицхака, и либо вид его так поразил ее, либо от неожиданности, Ривка свалилась с верблюда на землю.

С этим падением Ривки с верблюда связана одна не очень красивая история из устной традиции, которую и вспоминать как-то не хочется. У арамейцев, народа Ривки, был обычай: отец лишал дочь невинности, прежде чем отдать ее мужу. Вроде как это самое и намеревался совершить Бетуэль, да, поев отравленное кушанье, помер. Хотя Господь намеренно сократил обратную дорогу, чтобы Ривка не оставалась с Элиэзером ночью, и караван вернулся в Кенаан почти в тот же час, в который покинул Харан, Авраам в приступе паранойи потребовал, чтобы Ицхак убедился, а девственница ли Ривка. Вдруг этот негодяй Элиэзер совершил непотребное с ней во время пути! Ицхак проверил – Ривка оказалась не девственница. Скандал. Жизнь Элиэзера повисла на волоске. Оказалось, что Ривка, падая с верблюда, напоролась на сук, да так неудачно, что лишилась девственности. Этому смехотворному объяснению Ицхак никак не хотел верить. Но предусмотрительная Ривка предъявила Ицхаку сук со следами крови на нем. И жизнь Элиэзера была спасена. И мир в семье восстановлен.

«И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей, и взял Ривку, и она стала ему женою, и он полюбил ее, и нашел Ицхак утешение после матери своей».



Иллюстрация: Полотно современного израильского художника Аркадия Гершевича Острицкого «Ривка и Элиэзер».

(1) Ола – жертва «всесожжения», целиком предназначалась Богу и сжигалась на жертвеннике. Слово происходит от корня ала со значениями подъема, возвышения, вознесения.
(2) Впервые это произошло, когда Авраам с Элиэзером гнались за отрядами Кедорлаомера (Быт. 14), чтобы освободить плененного Лота.
(3) Предположим, что Ривка орудовала 10 литровым ведром. Чтобы напоить 10 верблюдов, ей бы понадобилось как минимум 100 минут. Вот так два часа и стоял Элиэзер, разинув рот. Возможно, верблюды не сильно хотели пить, так как в дорогу их наверняка основательно напоили, а весь путь караван чудесным образом преодолел буквально в считанные минуты.
(4) Это мнение Раши. Но есть и другие. Из мидраша Берешит раба 100:10 следует, что Ривка умерла в возрасте 133 лет. Яакову, когда умерла Ривка, было 99 лет. Значит, Ривка родила Яакова, в 34 года. В течение 20 лет после замужества Ривка была бесплодной. Следовательно, Элиэзер встретил Ривку, когда ей было 13 лет.
(5) Один золотой шекель равен 14 граммам. Золотое кольцо – украшение, которое женщины носили в носу.