Репарации и фотография в первые годы после войны

Вадим Фомченко
   Первые послевоенные годы. Всё-таки слегка возрождается мирная промышленность. Медленно, странными путями в виде "ширпотреба" на военных заводах, "промстроя" на тех же заводах, но всё-таки возрождается! Даже задавленный "частный бизнес" выходит на полулегальные позиции в многочисленных "артелях инвалидов". Ну а если продукция оказывалась "двойного назначения", т. е. без переделки использовалась как в военных так и в мирных целях, то её могло постичь даже невиданное в условиях социализма изобилие и явное перепроизводство. Так произошло с фотоаппаратами. Уже до войны их производство достигло довольно высокого уровня. Правда ФЭД, обладая неплохой механической частью, несколько проигрывал по качеству оптики, было высшим классом вывентить советский объектив и заменить его немецким "цейсовским", но после войны мы вывезли к себе цейсовских инженеров и наша оптика на некоторое (увы! - короткое) время заняла довольно достойное место.

  Даже такой нищий школьник, как я (к тому же основательно зомбированный советской пропагандой) мог за счёт некоторого недоедания приобрести дешевую "Смену" и  создавать чрезвычайно ценные сейчас исторические серии неплохих снимков.

   Как бы не так! Если Вы, раскатав Губу, Найдя Выгодную Точку Съёмки , запечатлевали Зимний Дворец и вообще любое здание на котором крепилась доска: "Охраняется государством", к Вам подходил милиционер, брал Ваш фотоаппарат  и засвечивал плёнку. Был такой процесс стирания изображений. Советские люди покорно и сознательно не задавали лишних вопросов. Только такие отщепенцы, как я задавали "провокационные" вопросы. И менты в общем охотно отвечали, что они действуют на основании Постановления городского Совета, согласно которого запрещено частным лицам фотографировать все здания внесённые в список "охраняемых государством". Более словоохотливые дополняли, что запрещено уже на основании всесоюзных постановлений снимать вокзалы и мосты. И наконец самые продвинутые сообщали, что можно снимать развалины , свалки, любые здания, не находящиеся под охраной государства. Снимать церкви, как пустые, так и работающие. Ну и пейзажи всех видов и вообще всё что хочешь. Свобода! Почему же такое странное исключение для того, что казалось бы надо пропагандировать и чем надо открыто гордиться.
 
   А вот чтобы ответить на этот вопрос надо полезть в высокую политику, уяснить разницу между контрибуциями и репарациями и т. п. Ну попытайтесь это сделать сами!

 31. 03. 2014 НУ конечно Вы не уловите связи, а она проста. Мир без аннексий и контрибуций благородный и гуманный лозунг присвоенный и большевиками.Но есть РЕПАРАЦИИ: платежи за конкретный ущерб. Только его надо доказывать в специальных комиссиях. Вот и стали собственные безобразия: разрушения жидых кварталов, церквей и прочего списывать на немцев. Но и этого мало - стали составлять липовые акты попаданий немецких снарядов и бомб в архитектурные шедевры и памятники - это дорого ценилось! Но эти проклятые фотолюбители снимали места, указанные разрушенными. пришлось запретитьим это делать . Вот и возникла забавная связь между репарациями и фотографией!