10. Авраам - 3

Кот Базилио 2
Еще две истории из жизни Авраама. Одна о предыстории рождения Ишмаэля, другая о Завете, который Бог заключил с Авраамом.

                Гагар.

 
В 2033 году Авраму исполнилось 85 лет. Сарай – 75. Десять лет они уже проживают в стране Кенаан, и десять лет с тех пор как Господь обещал Авраму потомство. Десять лет Аврам и Сарай ждут, но обещанного наследника нет. Десять лет по всем законам достаточный срок. Аврам может требовать расторжения брака и взять себе другую жену. На самом деле уже 60 лет брак Аврама и Сарай бесплоден (1). Авраму было 25 лет, а Сарай 15, когда они поженились. Но то было в другой жизни.

У народов, живших в Междуречье, существовала еще одна возможность. Если в паре бесплодна женщина, она может нанять для рождения наследника «суррогатную мать». По соглашению женщина, выступающая в качестве суррогатной матери, вынашивает ребенка зачатого от супруга бесплодной пары. Растят же и воспитывают ребенка супружеская пара. Ребенок считается как бы рожденным  бесплодной женщиной, осуществившей наем, и согласно, например, законам Хаммурапи (§144), является ее собственным ребенком. В годы Аврама в качестве «суррогатной матери» использовали рабынь.
 
У Сарай была такая чернокожая рабыня по имени Гагар (Агарь), та самая египетская принцесса, которую подарил Сарай фараон. Вот ее и предложила Сарай Авраму: «Войди же к служанке моей, может быть, будет у меня потомство благодаря ей». Нужно заметить, что Сарай не хотела Гагар использовать только как инкубатор, суррогатную мать. Она решила, что Гагар должна получить статус законной жены и «дала её Авраму, мужу своему, в жены».
 
И как это часто бывает, Гагар с первой же попытки зачала. И весь авторитет Сарай в глазах ее померк. Плодовитость в браке считалась великим благом, Божиим благословением (Быт. 9:1), бездетность – трагедией и позором (Быт. 30:23). Раз нет у Сарай детей, значит, она наказана Господом. А раз она наказана, то, значит, есть за что. Поэтому за что же ее уважать? «Видно не такая уж она и праведница, за какую себя выдает» – гордилась Гагар.

Сарай за обиду свою вину возложила на Аврама. И тут она, в обиде своей и, возможно, в приступе ревности, сказала очень опрометчивую фразу: «Да рассудит Бог между мной и тобой».  За эту пустячную фразу, сказанную под влиянием минутной эмоции, с которой Сарай не удалось совладать, она лишилась сорока восьми лет жизни. Ей предназначалось прожить столько же сколько и Аврааму – сто семьдесят пять лет. А прожила она всего сто двадцать семь лет. Потому что, всякого кто, подобно Сарай, требует от Господа суровой справедливости по отношению к другим людям, ожидает точно такой же строгий суд (2).

Почему так получилось? Как Сарай могла так ошибиться? Десять лет Гагар живет в семье Аврама. И хотя с ней обращались как с членом семьи, все же она оставалась рабыней и служанкой. Десять лет безупречной службы, и никаких нареканий. Просто пай-девочка. Но недаром сказал царь Соломон: не выносит земля служанку, когда она занимает место госпожи своей. Как только Гагар получила новый статус, тут же проявились все её подлинные черты дочери Мицраима: высокомерие и надменность, неблагодарность и наглость. 

Тут Сарай спохватилась и решила вернуть Гагар в исходное положение рабыни. Написано: «и угнетала ("ваттэаннег;а") её Сарай». Не просто «угнетала», но, как следует из значения корня ана, –  «смиряла и укрощала». Вот только Гагар, побывав в роли госпожи, и не думала смиряться. Она бежит из дома Аврама, намереваясь вернуться в Египет. Но в пустыне её перехватывает Посланец Бога – малъах (ангел). Точнее: комментаторы насчитали одновременно представших перед Гагар четверых ангелов. Один спросил её: «Гагар, служанка Сарай, откуда пришла ты и куда идешь?».

Посланец Всевышнего подчеркивает статус Гагар, называя её «служанкой Сарай». Ему все известно, откуда она и куда идет, но этим вопросом он пытается остудить Гагар, понуждает её задуматься о своем положении и  своей жизни. «Вернись к госпоже твоей, смирись и терпи, – приказывает другой Ангел. Третий говорит: А за это твое смирение, Господь очень умножит потомство твое так, что неисчислимо будет оно от множества». «У тебя родится сын, – продолжает  четвертый Посланец, – назовешь его Ишмаэль, потому что услышал ("шама") Адонай страдание ("они") твое». «И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на него».

Дикарь-человек – "пере адам" в Писании. "Пере" – дикий осел. По правилам древнееврейского языка определение всегда стоит за определяемым словом. "Пере" – определяемое слово, а "адам" – определение. Поэтому "пере адам" – это дикий осел в человеческом облике. И вот когда он вырос, то поселился он в пустыне и стал там грабителем и разбойником. И продолжается все это вплоть до наших дней. Есть замечательная книжка «Эпоха праотцев: Авраам», написанная Ицхаком Гольденбергом, в которой я нашел слова, всеобъемлюще отвечающие на вопрос: кто же он такой этот "пере адам".

«Следует понять, раз и навсегда, что пере адам – это суть и сущность любого и каждого ишмаэли, араба, что суть явления всегда неизменна и потому не имеет никакого сущностного значения, кто данный араб – козопас или профессор в Оксфорде. Ведь хорошо известно, что в арабском, мусульманском мире именно интеллигенция настроена наиболее кровожадно и непримиримо не только к евреям, но и ко всему немусульманскому миру. И нечего принимать во внимание внешний лоск и ученые звания: западное образование не смягчает и не очеловечивает араба, ибо ничто в мире не может изменить сути явления – меняются лишь внешние признаки».

Почему у Гагар от человека исключительных нравственных качеств родился такой ужасный сын? Рамбан объяснил, что для того Бог через Гагар дал миру "пере адам", чтобы мучить потомство Авраама и Сары всеми видами мучений (3). Обиженная Сарай обращается к мужу своему и просит у него защиты и справедливого разрешения сложившейся ситуации. Но Аврам устраняется от роли главы семьи. «Я не считаю Гагар своей женой. Твоя рабыня и делай с ней, что хочешь», – отмахивается от конфликта в семье Аврам. И Сарай начинает вести себя не очень благородно. Используя свое положение и свою власть, она издевается над Гагар. Существует масса красочных описаний все новых и новых мучений, придумываемых Сарай.  Гагар испытывает нешуточные страдания, и продолжается это не один день. Существует мидраш, где сказано, что у Гагар от притеснений (4) Сарай случился выкидыш, а Ишмаэль появился на свет в результате второй беременности. Наконец, чаша терпения ее переполняется, и она просто убегает. Но что же Аврам? Он и слова не произнес в защиту Гагар.

Защитники Сарай скажут, что, мол, Гагар начала первая. Это так. Но Господь справедлив, и каждый получает «мера за меру». Если сказано, что услышал Господь страдание Гагар, то надо понимать, что и впрямь они уже были чрезмерны, а Сарай недопустимо «перегнула палку». Потом, Гагар не простая малограмотная чернокожая рабыня. Гагар – женщина исключительная. Исключительных качеств духовных. Иначе и быть не может. Поэтому и история её оказалась в зоне внимания Священного Писания.

А почему же провидица Сарай сама предложившая Гагар Авраму, вдруг стала так себя непотребно вести? Не только из-за ревности и обиды. Она увидела, что планам её не суждено исполниться, что ребенок, которого носит Гагар, никогда не станет её сыном, как она надеялась ("улай ибанэ мимэнна"). Увидела, что сын Гагар станет продолжением Гагар. Авраму же и Сарай нужно было их собственное продолжение. Возможно, Сарай поняла тогда, что они с Аврамом ошиблись. Они на свое усмотрение решили претворить в жизнь обещание Бога. И проиграли. Проиграли с далеко идущими последствиями.


                Завет.


2047 год от сотворения мира. Авраму уже 99 лет. Сарай на десять лет меньше. Сын Аврама и Гагар Ишмаэль достиг брачного возраста: ему исполнилось тринадцать лет. Но никаких существенных и заметных изменений в жизни семьи Аврама не происходит.

И тут вдруг является Авраму Бог и говорит: «Я – Эль Шадд;й. Ходи предо Мною и будь непорочен»…

Во-первых, говорит Всевышний, твое имя не будет больше Аврам, «но Авраг;ам будет имя твое, потому что Я сделаю тебя отцом множества народов ("ав-гамон гойим")». Что делает Господь? Он добавляет к имени Аврам  одну букву "г;ей", и имя становится Аврагам.

Только не нужно думать, что все так просто: надоело мне сегодня имя Андрей, пойду завтра в районный ЗАГС и перепишу-ка его на имя Андрон. На самом деле произошло событие космического масштаба. Изменилось не просто имя, изменились судьба, мазаль, изменились ДНК, структура физического тела и качества души. Авраам не просто новый, подремонтированный Аврам, это совсем другой человек. Имя Авраам не просто имя Аврам плюс буква "гей", но совершенно новое имя. Имя Аврам дал новорожденному мальчику Терах, находясь под сильными эмоциями от своей стремительной и блестящей карьеры. Имя же Авраам дает Авраму Бог. Это разные имена, хотя графическая запись их имеет различие в одну букву.

А почему именно букву "гей" добавил Бог к имени Аврам? Потому что эта буква Его Имени, потому что этой буквой был создан мир, потому что эта буква есть символ нашего мира и много других потому.

Во-вторых, Авраам должен обрезать крайнюю плоть ("орла") свою и всех кто есть в доме его мужского пола. И только после этого процесс изменения Авраама будет завершен. Причем, обратите внимание, имя Аврааму изменяет Бог, и изменение это остается навечно и не может быть пересмотрено или еще как-то переделано. Но обрезание Авраам должен сделать сам. Он мог бы и отказаться. В устных преданиях так и говорится, что некоторые ученики и сподвижники Авраама убеждали его отказаться от этой процедуры, так как он стар, и обрезание может быть опасно для жизни Авраама. Тут возникает естественный вопрос: к чему такие сложности? Хотел Бог, чтобы не было у человека крайней плоти, ну так и творил бы его без нее. Зачем, вообще, нужна эта орла?
 
Один римский аристократ испытывал рабби Акиву:
 
– Чьи дела более совершенны, Бога или человека?

– Деяния человека совершеннее, – ошеломил римлянина рабби Акива.

– Как так? – вскричал римлянин. – Разве может человек создать небо и землю?

– Не может, – смиренно согласился рабби Акива и указал римлянину на пшеничные зерна и хлеб. – Смотри, эти зерна сделаны Богом, а батон произведен человеком. Какой продукт совершеннее?
 
Вместо ответа римлянин спросил напрямик:

– Если Бог хочет, чтобы у нас не было крайней плоти, почему ребенок рождается необрезанным?

– Тогда скажи мне, почему он рождается с пуповиной, и нам приходится отрезать ее? – в свою очередь задал вопрос рабби Акива и, не дожидаясь ответа, закончил разговор: – Что касается твоего вопроса о необрезанном ребенке, знай же, что обрезание – одна из заповедей, которые Бог дал сынам Израиля, чтобы духовно очистить и возвысить их.

В этом мидраше явлен один из парадоксальнейших принципов еврейского миропонимания: о совершенстве мира свидетельствует его незавершенность. Как такое может быть? Как может быть совершенным здание, в котором не достроены два или три этажа?

В завершенном, достроенном, законченном мире человеку нет места. Ему там нечего делать. В законченном мире нет места свободе, нет места творчеству, нет человека, там может быть только марионетка, робот, пусть даже с заложенной в него виртуознейшей и хитроумнейшей программой. В таком мире может быть все, но жизни в нем не будет. В незавершенном мире и человек рождается незавершенным, с недоделками. И его основная работа в этом мире не землю пахать, не быть мужем, воином, управителем и т.п., но совершенствовать себя, шлифовать, доводить до кондиции, доделывать до тех пор, пока свет Творца мира этого не засияет через него в полную силу.

Обрезание, которое повелел делать Бог, и есть символ-знак этой задачи и этого предназначения человека. Почему не кольцо в нос или ухо? Или красивое, цветное тату на всю спину? Орла находится в месте скрытом, не выставляемом на показ. Знак завета дело достаточно интимное, касается только человека и Бога. Это не «звезда» Героя Советского Союза, которой принято гордиться и щеголять. И кроме орлы нет другого органа или части тела, которыми можно было бы добровольно пожертвовать без ущерба для здоровья и телесным функциям. Кольцо может надоесть, его можно снять и забыть о нем. С татуировкой сложнее, но при сильном желании и от нее можно избавиться. Обрезанная крайняя плоть вновь вырасти не может. А союз, как наказывал Господь, должен быть вечным. А как же женщина? Женщина должна быть "эзэр кенегдо" – опорой и помощником мужчине, нравится такая миссия современной эмансипированной женщине, или нет.

Авраам в точности и без всяких сомнений исполнил повеление Творца. «В тот самый день обрезаны были Авраам, и сын его, Ишмаэль, и все домашние люди: и те, кто родился в доме, и те, кто был куплен за деньги из другого народа».

Очевидно, этот дом Авраамов был довольно многочисленным, потому как из обрезанной крайней плоти, сваленной в кучу, образовалась таки заметная горка. Вскоре под ярким солнышком в кучке завелись черви, и начала она испускать соответствующие запахи. Если читателю моему, наделенному богатством воображения, от представления этого сделалось нехорошо, спешу сообщить ему, что представление его в корне ошибочно. Потому что, по словам рабби Эйво, «запах их пред Святым, благословен Он, как курение благовонное. Сказал Святой, благословен Он: когда дети Мои дойдут до дурных деяний, вспомню Я им этот запах и исполнюсь к ним милосердия» (5).

Не только Авраам должен был подвергнут изменениям, но и Сарай. Сказал Элогим Аврааму: «Сарай жену твою не называй её именем Сарай, потому что Сара имя её». Имя Сарай своей жене придумал Аврам. Слово "сар" означает «начальник, правитель, князь», слово мужского рода. "Сарай" дословно значит – «мои правители». Творец букву "йуд" в слове "Сарай" заменяет на букву "гей", на которую обычно оканчиваются слова женского рода. Слово "сара" означает «правительница, начальница, княгиня, высокопоставленная особа».

Как только Творец убрал букву "йуд" из имени Сарай, она (буква) была весьма раздосадована и обижена. Явилась буква йуд перед Творцом и стала жаловаться: «Разве справедливо убрать меня из имени праведницы? Почему самых маленьких все норовят обидеть?». – «Не печалься, – стал утешать её Творец. – Тобою заканчивалось женское имя, но придет время, и Я поставлю тебя в начало имени мужского. И произойдет это тогда, когда Моше даст своему ученику Гошеа новое имя Йегошуа (6)».

Естественно, не только имя изменилось у Сары, но произошли изменения во всем ее существе. Она была уже в том возрасте, когда «перестало быть у Сары обычное у женщин». Теперь же произошло полное обновление её организма, и она получила возможность рожать. Но Авраам пока еще об этом не знает и потому ему становится смешно, когда Творец говорит ему: «Сына дам тебе от нее». Авраам, падая ниц, закрывает лицо свое, но смеха сдержать не может. «Неужели у столетнего может родиться?» – думает в сомнении он, а вслух произносит: «О, лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою!».

Авторитетные комментаторы как один утверждают, что Авраам в праведности своей не мог усомниться в словах Бога. И смех его – это смех радости. Возможно, все так и есть. Но давайте посмотрим на ситуацию прямо: так как она описана.

Семьдесят пять лет у Авраама и Сары нет детей. Четверть века с тех пор как Господь пообещал, что будет у него потомство. И действительно, у него родился сын Ишмаэль, правда, не от Сары. А Сара уже вошла в тот возраст, когда месячные у женщины прекращаются. Мог ли Авраам не поверить Господу? Вряд ли. Почему же он засмеялся? А не был ли это смех горечи? Даже если и случится чудо и родится сын, но не слишком ли поздно, ведь жизнь уже прожита. Да и обещание свое Господь говорит уже в четвертый раз, а наследника нет. Вот потому и сказал Авраам «лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою», подразумевая «неважно уже теперь будет ли общий наследник у него и Сары, Ишмаэля вполне достаточно».

Что на это говорит Творец? Если бы возможно было подобные категории употреблять в отношении Создателя нашего, то можно было бы сказать, что Всевышний проявил недовольство позицией и словами Авраама. «Однако же Сара, жена твоя, родит тебе сына», – почти в раздражении настаивает Господь. А за то что Авраам смеялся имя ему будет, приказывает Бог, Ицхак. Имя "Ицхак" дословно означает «он будет смеяться», 3 лицо будущего времени от корня цахак – «смеяться, насмехаться». Чтобы все оставшиеся дни своей жизни Авраам, глядя на Ицхака, не забыл о том своем смехе. И чтобы все последующие поколения, поминая праотца Ицхака, вспоминали, как рассмеялся Авраам.

Но и желание Авраама в отношении Ишмаэля Бог услышал. Бог обещает очень размножить потомков Ишмаэля. И не потому ли современные евреи, потомки Ицхака, так много страдают от мусульман, потомков Ишмаэля, что тогда Авраам в ответ на обещание ему сына от Сары, решил удовольствоваться одним Ишмаэлем?

«Союз же Мой заключу Я с Ицхаком», – подвел итог Бог и не захотел больше разговаривать с Авраамом.


Иллюстрация: картина фламандского живописца XVI века Бартоломеуса Шпренгера «Сара представляет Агарь Аврааму». Вот только Агарь должна быть чернокожей.


(1) Мудрецы искали ответ на вопрос: почему праматери еврейского народа были бесплодны? Вот один из ответов. Рабби Гунна, рабби Ирмея от имени рабби Хии бар Абы говорят: Чтобы провели они большинство лет без порабощения. Рабби Гунна, рабби Иди, рабби Авин от имени рабби Меира: Чтобы мужья их наслаждались ими, ибо каждый раз, когда женщина зачинает плод, она дурнеет и сторонятся ее. А все те девяносто лет, когда Сара не рожала, была она подобно невесте под свадебным балдахином. Берешит раба, 45:4.
(2) Рабби Танхума от имени рабби Хии Великого, рабби Берехья от имени рабби Эльазара: Тот, кто пробуждает меру суда, не уйдет целым от руки его.
(3) Царь Невухаднецар, разрушивший Иерусалим и Первый Храм, был потомок Ишмаэля.
(4) В мидраше Берешит раба сказано, что Сара сглазила Гагар.
(5) Берешит раба, 47:7.
(6) Имеется в виду Иисус Навин. В Книге Числа 13:16 говорится: «И назвал Моше Гошеа, сына Нуна, – Йегошуа».