Сочи 2014. Эхо двух олимпийских церемоний

Наталия Каретникова2
            
      Я ни в коей мере не хочу принижать грандиозность этого эпохального события - нашей первой зимней олимпиады в Сочи.По возможности, я смотрела большинство соревнований, включая своё любимое фигурное катание,санный спорт (очень уважаю Альберта Демченко!)и бобслей,шортрек и слалом и все виды прыжков на лыжах и досках, кёрлинг(пока наши девочки не выпали из обоймы),коньки, лыжи и биатлон. Горжусь нашими победителями и просто участниками!Все они настоящие герои!Это их праздник, в первую очередь, потому что они долго к нему шли,много трудились и терпели. Молодцы!Почёт им и слава!
      
                ЭХО открытия ОЛИМПИАДЫ 2014 ГОДА  В СОЧИ.
             
      Много чего говорилось и писалось о подготовке нашей Сочинской Олимпиады 2014 года. Я не злопыхатель, подсчитывающий, кто и сколько наварил на её строительстве. Этим надо заниматься компетентным органам.
      Хочу просто поделиться своими впечатлениями о Церемонии открытия Олимпиады, проходившей в Сочи 7 февраля 2014 года. К сожалению, не смогла её посмотреть второй раз  в интернете. Всё было удалено вместе с комментариями через день. Поэтому буду рассказывать лишь о том, что мне лично запомнилось. Возможно, впечатления мои слишком сумбурны и отрывочны. Извините!
      О ШОУ. Театрализованное компьютерное представление началось с изучения русского алфавита. Понятно, что это было сделано для иностранцев, но зачем? Кто из них будет прямо на олимпийском стадионе изучать наш великий и могучий?  Потом  появилась девочка Люба, т.е. Любовь, образ которой придумал кто-то взрослый, видимо, страдающий с детства  лунатизмом. Иначе, с чего бы этой девочке-лунатику на привязи шастать по импровизированному звёздному небу? Страшноватенько как-то получилось… Не пожалели  ребёнка взрослые дяди.
       Исторический экскурс по прошлому нашей страны тоже вышел не ахти как, но его начало местами было красочным в сюжетах  с этнографическими всплесками на тему песни «Кострома» и взмывающими вверх куполами. Но  вдруг, ни к селу, ни к городу   появился наш великий реформатор Петр Великий с Медным всадником и схематичной панорамой родного города  первых руководителей нынешней нашей страны и их свиты. И тут, о чудо! Комментатор, видимо, вычитал из программки, что сейчас появятся на питерской схеме аж  целых триста солдат! Я надеялась увидеть их в военной форме петровских времен, но почему-то появились молодые люди в голубых костюмах гражданского покроя и начали лихо маршировать. Тут как-то само собой появилось ощущение, что нам демонстрируют прямо-таки  гей-парад! «Ну, нет на них Юрия Михайловича Лужкова!» - посетовала я.(А на самом деле, он там был в качестве обыкновенного зрителя!) Ну, думаю, что тут всё не так просто: слишком  мало показать нашу талерантность по отношению  к   секс меньшинствам только одним  этим маршем! И, точно! Чуть погодя, перед глазами зрителей развернулось целое балетное действо!
       Ну, что тут скажешь? По понятным причинам, похвастаться Аэрофлотом мы сегодня не можем, так хоть балетом тряхнём, как в старое доброе время! И вот вам балет, под названием «Первый бал Наташи Ростовой», с явным посылом к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Опять же с участием  питерских прим. Голубые кавалеры с гей парада закружили в танце своих партнёрш. Руководил балом, разумеется, Владимир Васильев,  в роли папаши Наташи Ростовой, которая металась по стадиону от одного кавалера к другому, пока не запала на одного из  них. Он был уже в  форме, похожей на военную и изо всех сил  изображал  Андрея Болконского. Но больше был похож в своей офицерской голубой форме на  Бенкендорфа – руководившего  политическим сыском  и следствием, и частями военного жандармского корпуса,  правда, при Николае I, а не в эпоху императора Александра I.. У этих воинских частей жандармского корпуса только и была тогда  голубая форма. И вспомнились строки великого русского поэта М.Ю. Лермонтова:

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.»

      Невольно сами собой напрашивались аналогии с современностью…
Под конец  балетной части церемонии  Болконский – Бенкендорф  так разошёлся, что слился в экстазе, танцуя в объятьях   вертлявого и  кучерявого  гусара (скорее  поручика Ржевского, чем  героя романа Льва Толстого Долохова, так мне показалось). Это был настоящий апофеоз голубой балетной фантасмагории!
     Тем, кто плохо знает историю нашей Родины, не советую изучать её по этой чудовищной постановке заморских авторов, вобравшей в себя странные нагромождения  наспех скроенных кусков исторических событий и литературных произведений разных эпох.
Особенно ужаснули меня конструктивистские композиции, созданные для того, чтобы показать период индустриализации в СССР.Это так модно сейчас в западном мире! Но сильно  смахивало  на бунт машин. В кроваво красном исполнении, под великую музыку "Время, вперёд!" Георгия Свиридова мелькали огромные шайбы, болты, шестерёнки. Летал по небу  паровоз,бродили по арене трактора и другая тяжёлая техника. Апофеозом жуткой  вакханалии стали отчленённые и парящие над  зрителями огромные головы  от известной всем статуи "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной. Вот , где был настоящий ужас! Конечно, в контексте нашей капиталистической действительности, уничтожившей почти до основания ещё в начале 90-х годов, и нашу промышленность и сельское хозяйство, это выглядело вполне убедительно, особенно для заморских застрельщиков наших перестроечных дел.
     О МУЗЫКЕ. Музыкальное сопровождение церемонии открытия тоже вызывает вопросы. Зачем нам понадобился украинский диджей Руденко? У нас что, своих нет?
Более чем странен  выбор песни «Нас не догонят» группы «Тату» в качестве музыкального сопровождения для прохода российской сборной в завершение парада спортсменов. Это тоже несколько похоже на реверанс в сторону  геев, только уже розовой масти. Молодцы, никого не обидели! Иностранцы были очень довольны: Талейран просто отдыхает!
     Все становится понятно, если вспомнить, что, ещё будучи на олимпиаде в Лондоне, Дмитрий  Медведев сказал, что в нашем олимпийском шоу в Сочи акцент должен быть сделан на визуальный ряд, а не на музыкальное сопровождение: "Мы не имеем такой раскрученной музыки и нам точно нужен упор не на музыкальной части". Видимо, поэтому не услышали мы ни новой музыки, ни новых песен о спорте, как бывало во времена  прежних олимпиад. Почему? На своих музыкантах и поэтах решили сэкономить? Включили в программу старую добрую русскую классику в угоду иностранцам, а, может,  из-за того, что покойным композиторам платить не надо?
     Осталось поговорить ещё об олимпийском  флаге, вернее, о флагоносцах. Среди них было маловато собственно спортсменов – победителей зимних олимпийских игр прошлых лет. Но  зато узнаваемых лиц полна коробочка! Не поняла, какое отношение к зимней олимпиаде и к олимпийскому движению имеют дирижер Валерий  Гергиев и режиссер Никита Михалков? О космонавтах умолчу, те хоть всю жизнь спортом занимались.
Олимпийский огонь несли по стадиону  известные спортсменки, правда, все из летних видов спорта: легкоатлетка Исинбаева, теннисистка Шарапова, гимнастка Кабаева.  Наверно, это оправдано, ведь иначе Алина Кабаева слишком странно смотрелась бы тут, а так ничего, опять же  и президенту приятно!

     Мне бы самой и ни к чему, но сын обратил внимание на то, что уж больно похож олимпийский факел, который держали в руках факелоносцы,  на первую букву  этикетки всем известной «Русской водки». А ведь точно! Я даже ахнула от удивления! А нам давно уже втюхивают, что это перо жар птицы! Ну, дела!
     И напоследок: хочется высказаться  о форме (верхней одежде) наших спортсменов, участвовавших в параде. Темно-синие стеганые телогрейки с немыслимыми хлястиками очень были похожи на ватники зеков, в комплекте с плюгавенькими ушанками. Всё это сильно контрастировало с яркими, праздничными разноцветными костюмами  команд других стран. А вот штаны нашим спортсменам выдали красные! Да, в такой форме только краснеть от стыда!

9 февраля 2014 года

***

      О церемонии закрытия Сочинской олимпиады писать вообще-то даже не хотела. Друзья попросили. Возмутило многое. Про лунатика девочку Любу, продолжившую своё странное путешествие по ночному небу, но уже с друзьями,наверно, чтобы не так страшно ей одной было, не буду распространяться. Отмечу лишь самые "яркие" сцены этого шоу.
      Мне непонятно, зачем собрано было на стадионе огромное количество роялей, сорок девять, кажется? Что это было? Выездной всемирный конкурс пианистов с клоунами на крышках инструментов, под управлением  всё того же вездесущего Валерия Гергиева, с солирующим Денисом Мацуевым  на десерт? Мало было ему тысячного сборного детского хора, со всей страны призванного и мобилизованного? Какое отношение это всё имеет к спорту и к олимпийскому движению?Слишком много Гергиева и иже с ним, и слишком мало спорта!         
      Ещё больше возмутила сценка то ли в библиотеке, то ли в книжном магазине, с оживающими портретами великих русских писателей и поэтов. А уж беспрецедентный вихрь и бумагопад  страниц, вырванных из рукописей и книг, вообще превзошёл все мои самые мрачные ожидания… Это ж надо было до такого кощунства дойти! Поглумились над русской литературой на славу!Истинно так и получилось: "Вот, немного посидели, а теперь - похулиганим!" Когда исполнители этого действа, изображавшие писателей,  уходили с арены, актёр в гриме Льва Толстого даже мрачно покачал головой. Видимо,он тоже осуждал такое безобразие. Это и понятно! Новым американизированным русским  эта слишком умная классика не нужна!Долой её! А ничего… волонтёры и детишки из хора взяли венички и стали подбирать упавшие бумажки.Вот, оказывается, для чего были нужны эти детки!Отпели своё и будьте добры ,- займитесь уборкой территории! Не нанимать же ещё уборщиков!Как говорится:"Два в одном!".
    Питерский балет уж точно всех утомил!Интересно, кто это у нас в верхах такой балетоман и поклонник Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишнёвой?Опять вспомнилась царская Россия!Балерина Кшесинская и её высокородные поклонники во главе с самим императором НиколаемI.Дурные примеры, как видно, заразительны!Мало  хорошеньких гимнасточек, подавай балетных прим! 
    Стало понятно, почему так мало были использованы олимпийские символы: Мишка, Зайка и Гепард (вообще-то, он должен быть Снежным барсом, гепарды на Кавказе не водятся) в этом шоу.Времени на них просто не хватило! Мы их почти не наблюдали в представлении.Лишь в конце белый олимпийский  Мишка вспомнил вдруг про своего сородича, бурого Мишу,из далёкой уже летней олимпиады 1980 года. И вновь зазвучала та, полюбившаяся всем,  прощальная  песня, которая вызывала слёзы тогда… И снова она болью отозвалась в моём сердце.
   Это была наша Московская летняя Олимпиада 1980 года, с её прекрасными церемониями открытия и закрытия, где звучали незабываемые песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Как быстро проходит  всё хорошее! Нет уже и той великой страны, где я родилась и жила счастливо, патриотом которой считаю себя и до сих пор!

   НЕКОТОРЫЕ ИМЕНА И ДЕТАЛИ

    Имена участников команды, работавшей над церемонией открытия Олимпийских игр в Сочи:
Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст "командовал парадом" в статусе главного креативного продюсера церемонии и соавтора сценария. Постановщиком шоу стал главный режиссер Первого канала Андрей Болтенко. Также он работал и над  сценарием мероприятия.
Для подготовки церемонии были приглашены специалисты с мировой репутацией. Так, техническим директором стал Джеймс Ли, который работал на Олимпиаде-2012 в Лондоне. За декорации отвечал художник Георгий Цыпин, сотрудничающий с ведущими театрами мира - Метрополитен-Опера, Ла Скала и Большим.
Также в работе над шоу принимали участие режиссер-постановщик цирка Shangai Сильвия Хейес; хореограф воздушных гимнастов Фил Хайс, ставивший номера на лондонской церемонии; хореограф, постановщик номеров в мюзиклах Натан Рай; хореограф, постановщик "Цирка дю Солей" Шана Кэролл; главный визажист "Цирка дю Солей"  Натали Симрад, а также художник по костюмам таких известных картин, как "Человек Паук", "Три короля", "Облачный атлас" Ким Баррет.
*
    ЭПИЛОГ.
     Как можно было отдать на откуп иностранцам, пусть и очень креативным и даже знаменитым, организацию таких ответственных мероприятий?Они же ни черта не смыслят в нашем русском менталитете.Не знают нашей великой истории и культуры,многонациональных народных традиций.Напрашивается только одно: этого не знают и наши новые владыки!
Забыли напрочь широко известное:

"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить."

Ф.И. Тютчев.

    Очень хочется следовать этому  завету великого русского поэта и верить в лучшее будущее нашей многострадальной страны.

    Вспоминая эти две кошмарно дорогие и нелепейшие олимпийские церемонии, остаётся только лишь возмущаться... Интересно было бы узнать, во сколько обошлись эти кошмарные шоу нам, российским налогоплательщикам? 

"Куда уехал цирк? Он был ещё вчера..." - вспомнилось вдруг на прощание!



Своими впечатлениями делилась Наталия КАРЕТНИКОВА.