О национальном костюме чеченцев

Зура Итсмиолорд
             На Кавказе проживают представители разных народов. Здесь  мечети соседствуют с церковью и синагогой.  Местные жители, независимо от национальной принадлежности,  толерантны, гостеприимны, красивы, сильны физически и духом. Здесь нежная грациозность сочетается с элегантностью, а строгость с мужественностью, открытостью и добротой.
            Если хотите заглянуть в историю народа, попросите показать вам национальный костюм, в котором, как в зеркале, отображается уникальность народа: обычаи, традиции, обряды и нравы. Несмотря на разнообразие современных тканей, покрой национальной одежды остается прежним, разве что меняются какие-то мелочи.  Если национальный орнамент дает нам возможность определить художественный уровень народа, то покрой и сочетание цвета, качество тканей  -  понять национальный характер, традиции и моральные ценности народа. Не только от географического положения и климата зависит одежда, но и от ментальности и веры. В современном мире по одежде мы смело можем судить о социальном статусе человека, его вкусах и материальном достатке. В нашем  стремительно меняющемся мире мода продолжает оставаться феноменом культуры.  Так, в чеченском обществе замужняя женщина не позволяет себе выйти в общество, не покрыв голову платком, шалью или шарфом. Мужчина обязан надеть головной убор в дни траура.  Вы не увидите чеченок в слишком короткой юбке или в платье  без рукавов, с глубоким декольте.
Даже в начале двадцатого века чеченцы носили  традиционную национальную одежду, которые шили из местного материала. Редкая женщина не умела шить. Если и заказывали пошив одежды, то мастерицам  не платили деньгами.
Головной убор, как мужской, так и женский, - символ. Мужской – символ мужества, а женский – символ целомудрия, сохранения сакральной чистоты.  Дотронуться до папахи  - нанести смертельное оскорбление. Мужчина не снимал папаху перед врагом, а умирал, чтобы не потерять честь и достоинство.  Если же женщина бросала платок между вступившими в кровавую схватку, то бой прекращался.
         Овчина  шла на пошив шуб,  кожа – на изготовление обуви. Сукно (исхар) и войлок (истанг)  делали из  шерсти домашних животных.  Как мужскую, так и женскую одежду украшали изделиями из серебра, которое иногда покрывали   золотом.
Гордостью и своеобразным символом чеченцев являются бурка и папаха.  По сей день буркой накрывают покойника, которого несут на кладбище. Бурка (верта) и башлык (башлакх) служили защитой от ненастья, холода.
          Поверх бешмета из легкой ткани (г1овтал), который обтягивает туго  торс, а с талии доходит  до колен,  надевают приталенную  черкеску (чоа). Ее  подпоясывают кожаным поясом (доьхка), украшенным серебряными накладками. И, конечно же, кинжал (шаьлта), который носили с 14-15 –летнего возраста. Джигит снимал кинжал только на ночь и клал его по правую сторону, чтобы при неожиданном пробуждении имел возможность схватить оружие.
             Полы черкески  чуть ниже колена. Она подчеркивает широкие плечи и узкую талию мужчину. По обеим сторонам мужской груди пришиваются семь или девять газырниц (бустам), в которые вставляют герметично закрытые цилиндрические емкости (их делали из бараньей кости), в которых раньше хранили порох. Черкеска не должна сходиться спереди. Благодаря этому бешмет виден. Пуговицы бешмета сделаны  из плотной тесьмы. Ворот-стойка имеет, как правило,  две пуговицы и  почти полностью закрывает шею. Черкеска длиною чуть ниже колен у молодых и более длинная у взрослых, застегивается на талии. Без пояса мужчина не имел право появляться в обществе. Кстати, его не носила только женщина в интересном положении.
          Высокие сафьяновые  сапоги без каблука (ичиги) поднимаются до самого колена. В них заправляют сшитые из легкой ткани штаны: широкие сверху и узкие снизу.
             Женский наряд состоит из платья-туники с узким длинным рукавом до запястья. Оно шьется  из легких светлых однотонных  тканей длиной до щиколотки. От шеи до пояса пришиваются   серебряные нагрудники (туьйдаргаш). Эти сохранившиеся элементы украшения амазонок когда-то служили связующим звеном защитного комплекса щита (т1арч), которым прикрывали грудь (т1ар) для защиты от удара оружия противника. Поверх надевается распашное платье-халат (г1абли), раскрытое до пояса, чтобы  виднелись нагрудники. Оно застегивается на талии, обтягивая и подчеркивая  фигуру. Пояс придает особую красоту. Его тоже делали из серебра. Он - широкий на животе, плавно ссужается. Эта самая ценная деталь платья. Г1абали сшили из парчи, бархата, атласа или сукна. Длинные рукава-крылья г1абли достают почти до подола. Женщины в годах надевали г1абли в торжественных случаях. Обычно они носили платья более темных цветов, чем молодые.  Длинные шарфы и платки (кортали) из легких материалов  дополняют наряд. Пожилые женщины укладывали волосы в мешочек (чухта) типа удлиненной шапочки, а поверх накидывали платок с бахромой. Башмаки (пошмакхаш) тоже украшались серебряной нитью.
Бесспорно, в век стремительой циилизации такие платья носить  неудобно. Г1абали редко в наши дни надевают как свадебное платье.  Часто профессиональные танцоры, артисты  позволяют себе появляться на сцене в каких-то странных костюмах, отдаленно напоминающих  чеченский национальный костюм. Вместо нагрудников можно увидеть орнаментальную вышивку, которая  не имеет ничего общего с нашей культурой. Рукава платья украшают какими-то рюшами от локтя. На главной улице Грозного висит портрет всадника с накинутой на плечи буркой, украшенной газырями.
              Среди большого количества папах лишь редко можно увидеть настоящую чеченскую папаху (чуть расширяется сверху). Зная, что не допускается небрежное  обращение с папахой, почему танцор, отчеканив лезгинку, позволяет себе с размаху припечатывать папаху к полу? 
             Почему современные черкески с укороченным рукавом? Если мешает длина, то можно подкатить.
            В  своей повести «Родной аул» М.Ясаев  разъясняет, что женщина носила одежду черного цвета, если  семью преследовала кровная месть. А в наши дни черный цвет стал, чуть ли не преобладающим,  в одежде девушек.
            Одежда не только средство защиты от  неблагоприятных воздействий природы, а символ индивидуального существования нации.  Если современный костюм отражает особенности нашей философии и психологии, то он неразрывно связан с нашим национальным костюмом, самоидентификацией.  Чеченцы – один из самых привлекательных народов не только Кавказа, но и мира. Несмотря на все тяготы последних десятилетий, мы остались обаятельными. Умеем  и любим без вычурности и кричащих красок красиво и элегантно одеваться. А  к красивой походке добавляем пленительную мягкую улыбку, чтобы  мир вокруг нас наполнился добром.