Нимфоманка II. Конец истории

Антон Кольцофф
"Мы превозносим тех, кто говорит правильно о неправильном, и поносим тех, кто говорит неправильно о правильном"...

Если первый фильм оставлял в приятном шоке, в том числе от задорных режиссёрских развлечений, параллелей с рыбалкой и бескомпромиссного саундтрека с Раммштайном, то вторая часть ставит на место, отрезвляет, а в финале и вовсе резко нивелирует все надежды на свет и честность в этом мире.

Нет, вторая "Нимфоманка" не лишена, как и первая, юмора, но на сей раз тончайшей  иронии, имевшей место месяц назад, противопоставлен чернейший юмор, язвительный сарказм, к которому фон Триер в конце концов низводит самые жёсткие и нелицеприятные сцены. Последние три новеллы дилогии, в отличие от первых четырёх, уже точно не о сексе. Они о страданиях.

Перебрав на экране практически все возможные извращения (а в главной из новелл ещё и объединив сразу несколько), датчанин словно швыряет в лицо правду заранее отмеренными кусками, не скупясь на натуралистичные подробности человеческих тел и будто злобно глумясь над зрителем: смотрите, сладкие девианты, каково на самом деле вашим жертвам! И приговаривает к смертной казни всю робко пробивавшуюся сквозь реализм в первой половине истории художественную эротичность.

В разделении большого разговора главных героев надвое и вправду есть смысл, до которого сам режиссёр, как видно, не додумался (напомню ещё раз, что дилогичность фильма - придумка прокатчиков). Ещё как стоило! - ждать целый месяц, чтобы пресечь на корню все иллюзии от начальных новелл... вместе с иллюзиями Джо - а точнее, её беззаботным юношеским наслаждением от бесконечного и разнообразного секса. Именно в этом очевидном контрасте между двумя лентами оказывается отдельный, неожиданный кайф.

Жаль только, что Селигман, прикинувшийся понимающим всех и вся либералом, на поверку оказывается обыкновенным престарелым мещанином, начитавшимся книжек. Доверие к нему начинает падать уже в начале, когда Триер устами Джо выносит еврею мини-приговор: "Это было самое неубедительное из ваших отступлений". Создатель "Нимфоманки" ищет в зрителе "других", выделяющихся из серой массы, не подвластных довлеющим в обществе стереотипам, антиподов любящему поумничать пожилому рыбаку. Режиссёр суёт нам под нос всевозможные шокирующие (а вне радио и телевидения - лишь квази-шокирующие) явления и объясняет их с самой человечной точки зрения. Он рисует посредством персонажа Генсбур запредельную, всеобъемлющую искренность, практически не знающую никаких "общеприятных" границ. И если Джо, несмотря ни на что,  до самого конца будет вызывать у кого-то неприятие, то последняя сцена окончательно и безжалостно поставит на место самое упёртое и непримиримое ханжество.

Пожалуй, максимальный эффект "Нимфоманка-2" (обязательно после "Нимфоманки-1") произведёт именно на тех, кому типаж, представленный Шарлоттой, будет в новинку. Я же, будучи знаком в реальности с парочкой таких "всевозможных", смотрел лишь очень талантливое кино - хотя и был весьма впечатлён финалом, как и остальные, не произнёсшие почти ни звука в полном зале. Картину в первую очередь очень советую тем, кто стремится понять, КАК это - жить согласно собственным желаниям, не слушая вообще ничьих заветов. Кто как не Триер поможет вам наиглубиннейшим образом прочувствовать такого человека - страдающего, трепетно живого и одновременно безгранично, бесконечно свободного.