Яшма

Валерий Кожемякин 59
Июнь 1990г. База экспедиции с. Новоалексеевское

 - Андрей, ты домой сегодня?
- Нет, наверное, в общаге останусь.  Утром на Аять, да и Татьяна с детьми  на юг укатила.
- Ну, тогда давай до магазина, давненько мы с тобой после работы не сидели.
- Петрович, ты что удумал? Давай колись.
- Есть идейка, сейчас придешь, обговорим.
- Так, а что ходить, ты же спирт сегодня получил.
- Спирт для поля оставим, не жмись, ты еще за назначение не проставился.

     - Ну, давай рассказывай. 
Я достал  из под стола десятикилограммовый кусок пестроцветной яшмы.
- От куда?
- С Комсомольского. Я же, утром только, с Ларина вернулся. Мог бы и сам догадаться.
- Не умничай. Это ты, от Кыштыма до Сакмары весь Южный Урал облазил, а я впервые до Магнитогорска добрался только в этом году, после того как партию принял.
- Ну, с  назначеньицем!
- Да  пошел ты.  Ликвидирую, похоже, нас скоро как самостоятельную партию. Объединят с двенадцатой. Собирайся, кстати, - с сарказмом, добавил Андрей, - Пьезометод закончил, скважины задал, с Ларинским участком развязался, завтра поедешь со мной. Принимай Аятский отряд, там сейчас исполняющим Сливинский, а у него топографии выше крыши. Вот за это можно и выпить, у меня одной заботой меньше…- А ты, что, каменюку то выложил, яшма как яшма, ладно бы пейзажная. Много ее у тебя?
- С тонну приволок… - Позвонил мне приятель из Москвы. Есть интерес к привязкам на яшму. Вот я и подумал. А не пошли бы москвичи куда то …  - У тебя друзья однокурсники вроде на бирже сейчас. Может, попробуем через них  продать.
- Тонну, что ли?
- Зачем тонну. Там сверху можно взять, то, что вручную подъемное, тонн тридцать.
- Ладно, обойдемся пока без посторонней помощи, попробую поискать, есть на примете парочка потенциальных покупателей.

    Аятская площадь, один из немногих участков, который находился радом с домом. От Первоуральска напрямик 7-8 километров, за полтора часа пешком не спеша, дойдешь. На машине, впрочем, за пару часов тоже доедешь.
    Андрей приехал в четверг после обеда. После обязательных мероприятий, зашли ко мне в палатку.
- Ситуация такая, покупателя я нашел, с машиной договорился, нужно 10тонн. Оставишь на выходные Елену вместо себя и к вечеру подъезжай в Новоалексеевку. В ночь поедем, за выходные нужно уложиться.

   На место приехали еще затемно. Поспав пару часов и наскоро перекусив, принялись за погрузку. Часов за пять, выбирая только подъемные куски от пяти до пятидесяти килограмм, закидали машину.
- Как думаешь, будет 10 тонн? – забираясь в кабину, бросил Андрей
- По объему кузова, будет.
- Судя по рессорам, тоже будет.  А что гадать, у меня подруга на весах работает. Приедем в Свердловск, взвесимся, – подвел итог водитель.
К вечеру товар доставили заказчику.

   - Ну что, подведем итоги, - сидя у себя за столом, Андрей дрожащей рукой пытался разлить коньяк по рюмкам. Я поставил кружки.
 - Наливай в них, рюмки до рта не донесем.
- Ты столько денег хоть раз в жизни в руках держал?
- Сколько сейчас обменный курс, три к одному?
- А семь, не хочешь.
- Я столько, за всю сознательную жизнь еще не заработал.
Перед каждым из нас, лежало по пять тысяч долларов.


Июль.  Те же и Фролов

В четверг Андрей вышел на связь, - Валера, оставляй за себя  Сливу и вечером  будь в Алексеевке.
-  Андрей, издеваешься, у него перенос КП под гравику, а я его напрягать буду, или может вертолет на завтра отменить? Так потом до сентября ждать будем.
- Ну, Ленку оставь, или Эдика.
- А полевые работы ты выполнять будешь?
- Не ной. Вечером жду. Решим что делать.

-Вообщем, ситуация такая ,  в субботу нужно 10 тонн. С машиной я договорился, но поехать не смогу, нужно семью встречать.
- Да, положеньице. Ну и что предлагаешь.
- Может, Эдика с собой возьмешь?
-Ага. А еще лучше Елену. А что, результат почти тот же.

В кабинет заглянул Вадим, главный геофизик партии. Кстати, он, наверное, единственный в экспедиции имел привилегию приходить на работу в любое время суток: « Я, горный инженер- геофизик, личность творческая, как могу знать, когда придет озарение »,
- Привет, друзья - тихушники, чай есть, что за авантюру опять крутите, давайте колитесь?
- Да ни какой авантюры. С чего ты взял.
- Ладно,  нашли пацана. Я что не вижу, то один, то другой, а то и оба разом куда-то пропадаете.
- Чая нет, коньяк будешь? – А что, Петрович, это, пожалуй, оптимальный выход из создавшегося положения. Вы с Фроловым едите, а на участке я тебя подменю.
- Ну, кА, с этого места поподробнее. - Так Вадим оказался  в нашем дружном хитническом коллективе.


-Не барское это дело камни ворочать, - изрек Вадим, закидывая очередной булыжник в кузов, - пойдем  Петрович, перекурим.
- Слышь, барин, сам напросился, давай грузи, уже восьмой час, а мы еще и пол машины не закидали.
-Да погоди ты, смотри какие прекрасные негабаритики внизу лежат
- В том то и дело, что негабаритики, как ты их вручную загрузишь, самый маленький  с полтонны.
Внизу, в редколесье под горой, вывороченные взрывом, и скатившиеся по косогору красовались шесть красавцев, весом от полу и до пяти тонн.
-Без бульдозера и крана, не стоит даже, и пробовать, к ним соваться.
- Ну, три то, можно и ковшом экскаватора в кузов забросить. Думаю, у председателя сельсовета найдется экскаватор.  Вы пока с водителем, чаек организуйте, а я на переговары, надеюсь  у себя уже, - и  Фрол, любитель и умелец вести разного рода переговоры отправился в село, до которого было полтора километра, к председателю.
Загнав автомобиль, в небольшой карьерчик,  с поляны брать, было уже нечего, водитель занялся чаем, а я продолжил грузить, беря яшму уже без разбору с борта карьера.
Вадим появился минут через сорок, - Так, мужики, у башкир проснулось национальное самосознание. Председатель до сих пор, наверное, возмущается: «Как так, разворовывают национальное достояние!»  Пытается организовать на нас облаву. Александр, собирай барахло,  и на горку, смотри за деревней. Валера, грузим, сколько успеем.
 Талант дипломата, на этот раз, подвел Евгеньевича.


Октябрь.

Полевые работы, были завершены, я сидел дома на отгулах. Вечером позвонил  Фролов,
- Петрович, я завтра уезжаю в командировку, в Светлый.
- И что?
- Найми машину на субботу - воскресение, на обратном пути договорюсь в  Ларино с техникой , Жди звонка, и в субботу в ночь выезжайте, пора вывезти камни.
 Приехали как всегда под утро, Вадим уже вытолкал камни к дороге, быстро погрузили  и отправились восвояси.
Фролов, был бы не он, если б не довел дело до логического конца.

 Сейчас, уже трудно проследить весь путь той яшмы. Не считая многочисленной бижутерии, знаю, что на станциях метро «Динамо» и «Геологическая» в Екатеринбурге есть вставки из нее, самый большой, весом более восьми тонн,  нашел себе лежбище в одном из дендопарков, у меня в саду тоже лег в основу горки булыжник весом килограмм в двести.