Дельтаплан

Валерий Кожемякин 59
    Однажды прикоснувшись к небу рукой, тем более в не полных четырнадцать лет, юношеский восторг от первого полета, останется с тобой навсегда. Небо будет манить тебя снова и снова.
    В 83  году, узнав, что в Первоуральске есть секция дельтапланеризма, отправился туда. В местном ДОСААФе дали адрес. Приняли не сказать что с распростертыми объятиями, но, узнав про Лысьвенский планерый и Вьюгова, тогда уже был показан на ЦТ фильм
 « Орлята учатся летать» проявили заинтересованность и приняли в свою компанию. Прозанимавшись два месяца и совершив шесть подлетов, как-то вечером подошел к руководителю, - Виктор, я, наверное, уйду, - А что так? – Спортсмена из меня не подготовить, работа не позволяет. У вас все же основные сборы летом, а по другому я тебе только помеха. Появилась мысль сделать секцию в Новоалексеевке, поможешь? – Технически и советом без вопросов, а финансами, сам видишь все на свои. Хотя, поехали в Свердловск на совещание вместе, обговорим в области.
    В областном  аэроклубе ДОСААФ в перерыве совещания, подошли с Виктором к куратору. После непродолжительной беседы, вникнув сеть дела, объявил свое мнение,         
– Ну, что же, пиши заявление, сегодня заключительным пунктом и обсудим. Хотя и так все ясно, массовость сейчас только на пользу, после совещания задержись, получишь документацию. – Еще вчера, я был вольной птицей, как говорил Остап Бендер - укладывая в мыльницу наставления по полетам, формуляр летательного аппарата, различные журналы регистрации и прочая… попытался пошутить я. – А что ты хотел,  на финансовую поддержку рассчитывал, кто ж даст частному лицу. Денег нет, и,  скорее всего не предвидится, придется самому выкручиваться. Впрочем, - уже прощаясь, - вырисовывается идейка, позвони, или лучше приезжай завтра часам к двум, рублей триста попробуем организовать. Паспорт и копию трудовой захвати.
  Идейка потянула за собой серию событий, о которых мои сослуживцы вспоминают до сих пор, об этом ниже.
   Утром следующего дня заявился в профком, - Валера, привет, - поздоровался наш спорторг экспедиции Саня, - все со своим делтапланом  не угомонишься, вот почему тебя вечно на какой то экстрим и экзотику тянет. – Какой экстрим, нормальный вид спорта, где Володя? – Ну, как же, если охота, то подводная, дельтаплан, нет что бы шахматы, бег трусцой, волейбол…- язвил Сашка,  - Молчал бы, кто у тебя каждый год дурацкий восьмой этап, двести метров в гору, каждую эстафету бегает и марафон ко дню Победы,
 - Во, опять же марафон, а говоришь не экстремал, - Саня-я, а не ты, ли с в паре с твоим предшественником на « слабо» меня подловили.  А по поводу волейбола, помнишь, что прошлый раз Андрей сказал. По правилам спартакиады, на площадке должно быть не менее четырех полевых игроков, два наших постоянных игрока были на выезде и на финальную игру, для зачета пришлось выйти мне как, спорторгу партии. Польза от меня была нулевая, зато помеху на радость соперника я для своей команды создавал, - Руку, что ли, тебе сломать, что б официально удалить с площадки, - выдал в перерыве наш капитан Андрей. – Привет, какие новости? – появился профорг экспедиции, Володя. – Вот,- я положил на стол свидетельство о регистрации. – Хорошо, сейчас от начальства, странно, но он тебя поддержал. Александр, что с деньгами на спортинвентарь? – 34 рубля осталась, - Так, байдарок заказали пять штук? – Да. – Тремя обойдутся, они работать едут на Сакмару, а не на сплав. Двести сорок переведи на, как материал называется? – Дакрон. – на закуп дакронового полотна, для паруса.
   Из профкома я ушел довольный, двести пятьдесят своих плюс двести сорок, до необходимых полутора тысяч далеко, но начать строительство аппарата можно.



Лотерея

   - Приехал, молодец, документы не забыл? Ну, тогда пошли в финотдел.
В финотделе оформили на меня удостоверение распространителя лотерейных билетов.
- Вот получай. Реализуешь, половину суммы заберешь, а вторую половину приедешь, сдашь в кассу, - и наш куратор Евгений Сергеевич вручил  мне три пачки этих самых билетов. – Иди в ведомости распишись, я тебя на улице подожду.
   - Что с билетами думаешь делать, распространишь, или оставишь на удачу?
- Я, знаете, не привык полагаться на случай, все больше на себя. Распространю, конечно. А почему Вы решили мне помочь?
-Был я весной в Москве на совещании, напоследок решил  Дед ( председатели ДОСААФ, трижды герой Сов. Союза Покрышкин А.Г.) экскурсию организовать в Монино.
- Музей Авиации и Космонавтики? – Да, висит там во втором павильоне интересный экспонат,
– «Аист». Над Миг-21.
– «Аист». Виктор рассказал вчера немного о тебе.  Судя по возрасту, и ты принимал участие в создании самолетика. Если в тебе хотя бы половина того упорства и фанатизма, как у вашего, Вьюгова кажется,  все у тебя получится. Ладно, до встречи. Да, товарные чеки не забываю брать, по деньгам отчитываться придется.

- А что, друзья коллеги, давно мы, что-то в лотерею не играли, сегодня квартальная премия, может, скинемся на пачку билетов, поможем Валере дельтаплан строить? – собираясь на обед, предложила Валюна Мордвинова, председатель профкома нашей партии. Остались у тебя еще билеты? Так, записываю, Кожемякин, с тебя десять рублей, как с зачинателя.
   Азарт у нас в крови, как составляющая нашей профессии. Желающих принять участие в совместной лотерее набралось шестнадцать человек.
  Тираж розыгрыша состоялся в конце года. Общий выигрыш составил 87 рублей, один билет выиграл какую то мелочь, вроде кофемолки, на сорок семь билетов выпало по рублю, не совпала серия, делить резона не было, игра продолжалась с переменным успехом, теперь уже в «Спринт». К средине февраля остался единственный билет с выигрышем «Билет лотереи «Спринт». В выходные Мордвиновы собирались в Свердловск, им и поручили обменять этот последний билет.
  - Ну что, вот он наш последний шанс, - утром понедельника, после политинформации, Валя достала из сумочки, билет. – Открываем что ли,  надорвала и развернула, - Ой, мамочки, -Валюна побледнела схватилась рукой за грудь и опустилась на стул. Мы бросились к ней. На столе лежал реализованный « наш последний шанс» с удивительно приятной надписью « автомобиль ВАЗ 2105»
 - Два билета взяли, полчаса вчера с Толей гадали который открыть, видно не судьба.
  Претендентов выкупить автомобиль было четверо, на этот раз судьба была к Мордвиновым все же благосклонна.
 Я стал на четыреста двадцать рублей богаче.

Доставалы

   - Привет, тезка, - зайдя, поздоровался мой сосед по комнате Валера Ютилов, -Как дельтаплан, еще не построил? С Валерой мы делили комнату второй год, впрочем, жил он в Первоуральске, а в общежитии был только прописан, что бы круглый год шел полевой стаж, и ночевать оставался только когда случались не частые дежурства по экспедиции.
- А ты что не домой сегодня?
-  Что, кого-то ждешь? Если помешаю, переночую в гостинице.
- Да нет,  у тебя на «Хромпике» знакомых нет?
- Тебе что, окись хрома нужна, давай колись, что за авантюру задумал?
- Все очень банально, звонил в Ленинград на судоверфь,  дакроновый парус, даже без пошива стоют полторы тысячи рублей, нам столько не потянуть, альтернатива шить из полипропилена, на «Хромпике» окись отгружают в таких мешках.
- Ну тебе, тезка прямо таки везет, у меня еще от отпуска неделя осталась, завтра к брату собрался сгонять в Асбест, он кстати в тамошнем ГОКе ( Горно-Обогатительный Комбинат) в отделе сбыта работает, если мне память не изменяет, они асбест тоже в таких мешках отправляют. Сколько тебе мешков надо?
- Штук двадцать пять должно хватить.
- Значит, тридцать минимум, ладно, давай полтинник, дня через три привезу.


   - Дядя, Валера-а-а,- в телевизионку, где развалившись на диване, в самом благодушном настроении я переваривал обед, со скоростью неуправляемого реактивного снаряда влетело рыжее чудовище по имени Денис, шестилетний сын бурового мастера Володи Демина, и, не выбрав другого способа затормозить, врезалось мне в живот, - Иди, тебя папа возле кернохранилища ждет.
-К-к-какой папа?- с трудом выдохнул я, желание было, хорошим пинком вышибить этого «ползучего гада» на улицу.
- Мой папа, он сказал, что ты очень обрадуешься.
Радости было до слез, правда, слезы были не от радости. – Деня, говори толком. Что? Где?- Кое-как восстановив дыхание, спросил я.
- Папа сказал: « Передай дяде Валере, чтобы он подошел к кернохранилищу, нужно забрать три трубы, пока их кто нибудь не утащил», и еще он сказал, что ты обрадуешься.
   Вчера вечером, когда зашел разговор о дюралюминиевых трубах, Володя вспомнил, что у него где-то были три списанные ЛБТ ( легкосплавные буровые трубы), это было конечно совсем не то что нужно, но в хозяйстве могло пригодиться, на муфтовые соединения и прочие узлы, да и при случае можно было обменять друзьям-дельтапланеристам на различную мелочевку, что через неделю и было сделано.
   Ребята из Горного института давно подумывали о мотодельтаплане и после непродолжительных переговоров согласились на обмен – двадцать метров труб, против пятидесяти метров нержавеющего тросика.
   
   
  -Слушай, я сейчас еду в Баженовскую экспедицию, не желаешь со мной прокатиться?- зайдя к нам в кабинет, бросил Паша Пехов.
- Поехали, если нужно, только не пойму, я тебе, зачем там понадобился.
-Ты же вроде говорил, что лист титана бы не помешал для строительства дельтаплана?
- А при чем здесь Баженовская экспедиция?
- Дремучий ты, однако, Кожемякин. В Баженово мимо Косулино дорога идет, а там есть отвал цветного металла, так что беги в магазин, за чем сам думаю, догадаешься, свалка охраняемая.

 -  Я тебя здесь оставлю, на обратном пути заберу, да, глянь прутки титановые миллиметров 15-20 диаметром, на электроды самое то. – Как напутствие, бросил Пал, и укатил в Баженово.

   Материал понемногу накапливался и складывался в старом сарае за общежитием, приспособленном под рабочее помещение,  для начала строительства не хватало самого основного, нужны были несущие трубы. Лучше всего подходили дюралюминиевые шесты для прыжков в высоту, они были в школе, но физрук отдать или продать, хоть ему они без надобности, из вечной русской запасливости  наотрез отказался.

Школа

   - Валера, пойдем, прогуляемся в школу, с тобой директриса хотела поговорить.
- Фролов, не темни, говори зачем, на что ты меня подписал? Вадим, инженер-геофизик, и начальник отряда, третий месяц, после того как ушла в декретный отпуск учитель физики, заменил преподавателя, впрочем, выпускной заканчивала его дочь, и Фролов пошел на подобный шаг осознанно.
- Валерий Петрович, - сразу перешла к делу директриса,- У нас в школе сложилось очень затруднительное положение с точными дисциплинами, не так давно ушла, учитель физики, а сейчас по той же причине уходит учитель математики. Вадим Евгеньевич ссылаясь на сильную занятость, порекомендовал обратиться к Вам. Надежда Алексеевна, впрочем, вы ее знает, тоже заверяет, что Вы справитесь, рабочий план, и конспекты она вам оставит, да  думаю и поможет.
  Надежда Алексеевна, жена моего приятеля, Борьки, была мне хорошо знакома, он жили в том же общежитии, через две комнаты от нас. Борис не редко засиживался у меня, особенно когда после премии собиралась теплая компания, расписать «пулю», или перекинуться в «храп», далеко за полночь обычно врывалась разъяренная Надя, и чуть не кулачками  угоняла своего не в меру азартного и непутевого двухметрового Борьку спать. Доставалось и нам. Впрочем, особых проблем мы никому не доставляли, и с Надеждой  отношения у меня были вполне нормальные.
  - Ну что, возьмете десятиклассников? Я думаю, это ненадолго, самое большее месяца на два. Я со своей стороны обещаю уговорить преподавателя физкультуры отдать вам шесты.
- Но, я же не педагог, сам еще недавно со школьной скамьи.
- Вадим Евгеньевич говорит, что в поле Вы неплохо со школьниками ладите, прошлым летом трое у вас работали, кстати, десятый это ведь ваш подшефный класс, Вы очень им помогли со смотром строевой песни,  и они о вас очень хорошо отзываются. Давайте пройдем в класс, сейчас как раз у Надежды Алексеевны последний урок, перед уходом в отпуск.

- Здравствуйте ребята, позвольте вам представить вашего преподавателя математики Валерия Петровича. Надежда Алексеевна, введите вашего преемника в курс дела. – И с этими словами директриса покинула класс. Ловушка захлопнулась.
. Вообще-то, знакомы мы были уже года три, периодически помогая своим подшефным, в различных начинаниях.   Пикантность ситуации была в том, что двое недорослей прошлым летом два месяца работали под моим руководством в поле, где нередко стреляли друг у друга сигареты и вели обычный треп, в том числе и о школе, а одна юная особа была моей подружкой.
  Впрочем, особых трудностей, не возникало, все же второе полугодие, закрепление уже пройденных тем,  а Надежда Алексеевна - педагог сильный. Да и родители, большинство, работники экспедиции, провели со своими чадами разъяснительную беседу.
  Не обошлась и без мелких пакостей, расскажу об одной. Обо все нужна отдельная тема.         В конце марта была контрольная работа. Я пришел в школу на час раньше, чтобы успеть написать задание. Мел по доске скользил и не писал. Юные балбесы старательно натерли ее парафином. Быстренько заскочил в общежитие, взял из своих еще запасов банку растворимого кофе, и девчата из машбюро за десять минут распечатали контрольные задания.
  Начался урок, класс настороженно притихший, - А контрольная сегодня будет? – подал голос  Сергей, комсорг класса.
-Будет. – Я вынул распечатанные листы, - М-нов и В-ьев, раздайте задания, а после уроков останетесь и отмоете доску. – А что сразу мы? – это уже Сергей В-ьев.
- А то, что, не вам ли я прошлым летом рассказывал об этой шалости. Под кальку сработали.
- Во, кретины!!! – подал голос кто-то из девчат. Класс грохнул от хохота.
- Все, успокоились, приступаем к работе.  Впрочем, вечером классу не возбраняется оказать Сергеям помощь.
  Это был мой последний урок. На следующий день начались  весенние каникулы.
  Из класса поначалу начали заниматься дельтапланеризмом человек восемь, до самостоятельных подлетов дошли двое.

Строительство и проба крыла

   Директриса свое слово сдержала. Шесты были вручены нам, как праздничный подарок на 23февраля. С этого момента начались основные работы по сборке и доводке дельтаплана. Сарай давно уже был утеплен и оборудован длинным столом. Основной костяк составили пятеро, мы с моим другом, десантником Сергеем Тепляковым, наш председатель профкома Володя и две школьников Саша и Егор. Для Егора это стало увлечением всей жизни, отслужив в десанте и поступив в Горный институт, он продолжил заниматься дельтапланеризмом уже там, и не единожды принимал участие в соревнованиях разного уровня.
 А вообще, помощь оказывали все к кому мы обращались, токаря, сварщики,  камнерезы, когда понадобились пять шкатулок на презенты, мама моей подружки Нины, профессиональная швея, сшила парус, а эта штучка  двухсторонняя, площадью почти двадцать квадратных метров.
  12 апреля 1984 года, в честь дня космонавтики, мы поднимали  новый аппарат на крыло.
Пробу крыла проводили на горе Пильной в Первоуральск.  Был небольшой ветерок метра три в секунду. Я застегнул подвеску, пока еще только сидячею, поднял крыло, - Ну готов, - Виктор, выступал в роли выпускающего, - Пошел! – я разбежался по склону, ветер подхватил крыло. Спланировав по склону метров сто, отдал трапецию от себя, погасил скорость и приземлился.  ЕСТЬ ОТРЫВ!!!