Когда мы жили в Одессе

Алена Лазебная
Когда мы жили в Одессе, я не любила этот город. Каждый Божий день он не оставлял меня в покое. Каждую минуту, он тревожил, удивлял, смешил и озадачивал. Привыкнув к жизни в мегаполисе и выскакивая утром, без макияжа за молоком или кофе, выходя на пробежку, на Трассу здоровья или наведываясь в кафе и рестораны города, я никак не могла привыкнуть к бесконечному и пристальному вниманию к моей скромной персоне совершенно незнакомых мне людей.
Меня удивляли и озадачивали странные, как мне казалось, вопросы, с которыми ко мне обращались на улице:
- Будьте любезны, подскажите, а завезли ли яйца в тот магазин, в котором Вы покупали огурцы?
- А у вас в кульке помидоры одесские или херсонские?
- А где Вы купили такую миленькую сушку для белья? Как раз такая мне сейчас просто необходима.
- А почем Вы брали клубнику? А зачем Вы купили ребенку кока-колу? А как Вам нравится наш сосед?
-А почему Вы сегодня добежали только до Отрады, если все бегут до Аркадии? Вы, что плохо себя чувствуете?
От всех этих вопросов я превращалась в соляной столб, готова была безропотно отдать все свои покупки и мычала в ответ что-то нечленораздельное.
Понимаете, все эти совершенно незнакомые мне люди обращались ко мне лично, не просто к случайному, прохожему человеку, а лично ко мне. Их интересовал именно мой ответ, именно мое мнение и именно мое состояние здоровья.
Меня удивлял и пугал этот искренний, неподдельный интерес, порой мне казалось, что одесситы за мной следят и, что эти люди, знают обо все.

Приехав в Одессу, я в первый же вечер услышала фразу о том, что выйдя на Дерибассовскую, невозможно не встретить там знакомого. Услышала и услышала. Мало ли чего люди говорят. Ну, как я могу встретить в этом городе знакомых, если я почти никого в нем не знаю?
Ну, так вои. Теперь я уверена, это утверждение есть чисто одесская правда!
В один из первых дней моего пребывания в Одессе, я обула кроссовки, напялила на голову кепку, забаррикадировала глаза солнцезащитными очками, и отправилась в ЦУМ. Купила там карту города и решила пешком обойти все центральные улицы и, рассчитывая только на себя, научиться ориентироваться в Одессе.
По карте мне удалось пройти метров десять. На первом же, достигнутом мною перекрестке на углу Пушкинской и Воровского, я почти столкнулась с девушкой, которая шла мне навстречу и несла в руках два стаканчика с мороженым. Увидав меня, она с возгласом: « Ооо, привет, а я как раз думаю, кого угостить мороженым? — протянула мне пломбир. Эта девушка была, по сути, единственным знакомым мне человеком в этом городе. И знакомство наше состоялось накануне.
Ошарашенная неожиданной встречей, я слегка посмеивалась, торопливо слизывала подтаявшее мороженое и все пыталась проститься и продолжить свою познавательную прогулку.
Не тут-то было. Услышав, что я хочу посмотреть город, приятельница мне тут же заявила, что она как раз тот человек, который мне и нужен, что она все знает, и никто лучше, чем она город мне не покажет. И чтобы я не выдумывала, а садилась в машину и мы сейчас быстренько выпьем кофе в ее любимом ресторане, а потом тщательно осмотрим все одесские достопримечательности.
Кофе, плавно перешел в коньяк, утро быстро превратилось в вечер, а неизведанный мною город весело подмигивал огнями ночных фонарей на улице Веры Инбер.
Жили мы в Одессе на Веры Инбер. Замечательной улочке соединяющей Лидерсовский бульвар и пляж Ланжерон. По ночам или, когда шел дождь, эта улица удивительно напоминала мне Прагу. Старые двух, трехэтажные здания еще румынской постройки, отбрасывали на дорогу замысловатые отражения, калитки дворов все время щелкали металлическими замками и выпускали на улицу долговязые тени жильцов внутренних двориков. Под сенью низкого звездного неба наш переулок виделся мне мистическим и загадочным.
А утром, когда в любое время года, по улице Веры Инбер народ, валил на пляж, мои фантасмагории исчезали и, не оставалось никаких сомнений, что нахожусь я именно в городе Одесса, пресловутой жемчужине у моря.
Не скажу, наверное, ничего нового о том, как отличить приезжих от коренных жителей города.
Люди, в купальных костюмах, с полотенцем через плечо, в крайнем случае, с маленьким рюкзаком или пластиковым пакетиком в руках, торопливо, не глядя по сторонам, бегущие на пляж, это и есть приезжие отдыхающие. А вот томные мамаши с упитанными, серьезными детьми или шумные, не замолкающие ни на минуту компании в которых каждому есть что сказать, или вальяжные, неторопливо и обстоятельно беседующие подруги, успевающие зорким глазом выцепить из толпы одинокого холостяка, или сурово сопящая молодая пара, выполняющая дань выходного дня – это и есть одесситы. У всех у них есть одна общая черта, одесситы не ходят на море без еды. Если на улице Веры Инбер, Вы увидите человека, идущего на пляж с тяжеленным пакетом, набитом вкуснейшей одесской снедью, будьте уверены — Вы видите самого настоящего кореннейшейшего из коренных одессита.
Со временем, в этой толпе веселых и беззаботных пляжников, снующих по улице Веры Инбер я стала замечать публику, несколько отличающуюся от приезжих отдыхающих и прогуливающихся одесситов. Лица людей, привлекших мое внимание, были пасмурны и озабочены. Как правило, это были парочки, состоящие из неразговорчивых, озадаченных мужчин и, нарочито-веселых, болтающих девушек. При этом, когда эти парочки шли в сторону моря, то в этом девичьем щебете я различала фразы « Ну, не волнуйся ты так!» «Ну, вот увидишь. Все будет хорошо!» А вот когда они шли в обратную сторону, то либо печально молчали, либо девушки по инерции продолжали твердить «Ну, вот видишь, я же говорила. Все можно вылечить, все будет хорошо».
Дело в том, что по соседству с домом в котором мы обитали в Одессе, находился Городской венерологический диспансер. И дорога к морю, была также дорогой к разочарованию и путем расплаты за случайные курортные романы.
Каждый мой день, прожитый в Одессе, я приглядывалась к одесситам, меня не покидали удивление, страх, тревога и безмерный интерес. Я прислушивалась к их беседам, спорам, ссорам, наблюдала за их отношением друг к другу и к детям, ездила на Привоз, на Старый и Новый рынки, и на свой страх и риск каталась в одесских трамваях. Бродила по одесским дворикам, удивлялась количеству ухоженных котов и фотографов, восхищалась одесскими кафе и ресторанами, любовалась красотой Черного моря и обожала пляжи Дельфин и Отрада. Открыв рот, слушала, как говорят, местные продавцы магазинов, торговцы с Привоза и официанты. Я могла целый день провести на одесской трассе здоровья, прогуливаясь от парка Шевченко до Аркадии и обратно.
Прожив год в Одессе, я не полюбила одесситов. Они меня тревожили, беспокоили, раздражали своей вездесущностью. Эти люди каждую минуту разрушали мое сладкое, комфортное одиночество. Они не позволяли мне прятаться в привычную скорлупу безнаказанности большого города. Они залазили мне в душу всеми мыслимыми и невероятными способами. И меня это раздражало и бесило.

Прошел год, год нашей жизни в Одессе, контракт закончился, и мы вернулись в любимый, обожаемый мною Киев. Вернулись к прежней, упорядоченной и привычной жизни в шумной столице. И вот, прошло совсем немного времени, как вдруг я осознала, что своим киевским друзьям я постоянно рассказываю об Одессе, что в моей голове все время прокручиваются разговоры, услышанные в Одессе, что я помню все истории, произошедшие со мной в этом городе, тоскую по новым одесским друзьям и приятелям. Я думала об Одессе. И, в какой-то момент, я поняла, что скучаю по Одессе.
Скучаю по великоразумным, одесским детям, которые в ответ на мамин призыв идти домой отвечают, что они только вошли во вкус. Скучаю по искрометным изречениям пассажиров 5-го трамвая, которые услышав, от парня везущего корзину рогаликов на Привоз, что эти рогалики не продаются, глубокомысленно интересуются: «А, зачем нужны рогалики, которые не продаются». Скучаю по одесским старикам, не устающим кормить внуков и заботиться об уличных кошках и собаках. Скучаю по душевным, колоритным и вкусным ресторанам города. Скучаю по дурманящему аромату акации весной и терпкому запаху прелой листвы осенью. Я скучаю по городу, понять который так и не смогла, но и забыть о нем я не в состоянии. Время бежит, так сложилось, что мы живем в далекой стране, расположенной в другом полушарии. И Одесса, и одесситы находятся бесконечно далеко от экзотической Камбоджи.
И сегодня я Вам признаюсь:
Одесса это город, который не перестает меня беспокоить, тревожить, радовать и удивлять.
Я очень люблю Одессу. А все, написанное мною выше, это так, вступление, прелюдия к любовному роману.