14. Обман. Яаков-2

Кот Базилио 2
Второй наш рассказ из жизни Яакова о том, как он обманул Ицхака и получил благословение, обещанное брату его Эйсаву.


                Обман.


Наступил 2171 год от сотворения мира. Ицхаку исполнилось 123 года. Он совершенно ослеп и вследствие этого сделал вывод, что жизнь его подходит к концу. Опасаясь неожиданно умереть, Ицхак решает передать свое благословение любимому сыну, первенцу своему Эйсаву. Не простое благословение – особое. Он позвал его и сказал: «Сын мой! Вот, я состарился уже, не знаю дня моей смерти. Возьми же теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, и выйди в поле, и налови мне дичи. И приготовь мне кушанье, какое люблю, и поднеси мне, и буду есть, дабы благословила тебя душа моя, прежде чем умру».

Эйсав уже давно ждет этого момента. Он, потирая руки очень довольный, уходит. Но совсем не рада этому обстоятельству была Ривка. Она случайно услышала просьбу Ицхака и решила, во что бы то ни стало, опередить Эйсава, потому что благословения по ее сценарию заслуживал только сын ее любимый – Яаков. У нее крепко в голове сидят слова пророчества, о котором она так и не сообщила Ицхаку. Что же ее так поразило в пророчестве? Вот именно эти слова: «Два народа разойдутся из лона твоего, и народ народа сильнее будет, и старший будет служить младшему».

Текст оригинала выглядит таким образом, что совершенно невозможно достоверно и однозначно прочесть его применительно к близнецам Эйсаву и Яакову. Кто кого сильнее будет? Кто кому будет служить? Старший будет служить младшему – но кто из них старший? Эйсав? Так он продал свое первородство. А еще мы помним древние представления о связи между порядком зачатия и очередностью рождения (1).

Ривка узнала, что один из ее сыновей будет благочестивый человек и примет Тору, а другой станет идолопоклонником. Естественно, что в роли праведника Ривка видела только Яакова. Вообще следует заметить, что Эйсав в иудейской традиции рассматривается исключительно как средоточие зла. Эйсав равен дурному началу в человеке – "йецер гара", и силам тьмы, присутствующим в мире. Эйсав – духовный символ Римской империи, современной западной цивилизации и христианства (2). Ну а Яаков – конечно же, символ всего духовного, светлого, доброго – "йецер га-тов" и символ Иерусалима.

Анализируя фразу «и народ народа сильнее будет», еврейские мудрецы сделали вывод, что оба народа, символизируемые Эйсавом и Яаковом, не будут одновременно могучими на земле: если один поднимается, другой непременно падает. «Если тебе скажут, что Рим и Иерусалим оба в расцвете – не верь. Если скажут, что оба разрушены – не верь. Если скажут, что один процветает, а другой разрушен – верь. Это два полюса, которые обязательно находятся в противоположных состояниях».

Классический еврейский комментарий фразы "улеом мильом йеэмац" строится на единственном понимании ее в смысле превосходства одного народа в силе над другим. Однако эту фразу можно понимать и как «и народ от народа укрепится» или как «один народ будет укреплять другой» и даже «народ от народа крепнуть будет», т.е. народы эти будут укреплять друг друга. Фраза содержит массу смыслов. Возможно, понимать так, что духовные силы одного народа будут укреплять материальные силы другого, а, в свою очередь, развитие материальной основы создаст базу для духовного подъема. Как бы там ни было близнецы Эйсав и Яаков должны составить одно неразрывное целое и стать дополнением друг для друга. Так как и мечтал Ицхак. Однако действительность оказалась другой, и вина за это в равной степени лежит на духовных сынах и Яакова и Эйсава.

Третья часть пророчества не менее загадочна: «и старший будет служить младшему». В первоисточнике такая же неясность: то ли старший покорит младшего, то ли старший будет покорен младшим. Яаков – символ духовного мира, а Эйсав – материального. И в индивидуальном развитии и в развитии цивилизаций существуют периоды, когда материальность полностью довлеет над духовностью и наоборот. В молодости нас чаще всего мало волнуют духовные вопросы, и мы склонны преувеличивать роль материальной основы жизни: физического развития, общественного положения, материального достатка, власти. Однако со временем наступает переоценка ценностей, и блудный сын, основательно поистрепавшись, начинает искать пути возвращения к родному дому, к небесной обители, из которой он вышел и куда неминуемо должен возвратиться. То же самое в развитии цивилизаций.

Ицхак мечтает, чтобы сыновья были единым целым, поддерживали и помогали друг другу, но Ривка об этом совершенно не мечтает. Для нее Эйсав однозначно злодей, поэтому наследником Ицхака должен стать Яаков. Как будто Эйсав и не ее вовсе сын. Возможно, она считала, что отец Эйсава злой дух, по вере, бытовавшей в семье, в которой она выросла? Так или иначе, Ривка твердо решила для себя, кто кого сильнее будет и кто кому должен служить. Она идет к Яакову, сообщает ему о намерениях Ицхака и уговаривает его получить отцовское благословение, выдав себя за Эйсава.

– Я приготовлю отцу твоему кушанье, какое он любит, – сообщает Ривка свой план Яакову, – а ты выдашь себя за Эйсава, пойдешь и поднесешь еду отцу твоему, он поест, и благословит душа его тебя.

Яаков в ужасе отказывается. Но боится он не того, что ему придется лгать и красть чужое и даже не гнева и мести Эйсава, он боится отца.

– Ничего не выйдет, – говорит Яаков, – Эйсав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

Но Ривка продолжает уговаривать Яакова.

– Положись на меня. Если отец обнаружит обман, я возьму всю вину на себя, – настаивает Ривка.

Ривка заставляет Яакова одеть те самые, чудесные охотничьи одежды, которые Эйсав отнял у Нимрода, обматывает его руки шкурами козлят, дает приготовленное ею кушанье и отправляет его к отцу. Яаков входит к отцу и, в нерешительности переминаясь у входа, тихо произносит:

– Отец мой.

– Кто ты, сын мой? – поворачивается на звук Ицхак.

– Это я, Эйсав, первенец твой, – весь дрожа, начинает врать Яаков. И уже чуть смелее продолжает: Я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

– Как скоро ты вернулся, – начинает сомневаться Ицхак.

– Потому что Бог, Всесильный твой, доставил мне случай, – самозабвенно врет Яаков.

Но Ицхак продолжает сомневаться:

– Подойди же, я дотронусь до тебя, сын мой, ты ли сын мой – Эйсав, или нет.

– Странно, – размышляет Ицхак, ощупывая козлиную шкуру на руке Яакова, – голос – голос Яакова, а руки – руки Эйсава.

– Ты ли это сын мой, Эйсав? – все еще не верит Ицхак.

– Я, – уже нисколько не смущаясь и начиная верить, что план удался, врет Яаков.

То ли в те времена ложь была очень редким явлением, то ли в семье Авраама не принято было врать, но только Ицхак поверил все-таки Яакову и дал ему благословение, приготовленное для Эйсава.

– Поцелуй меня, сын мой, – плотно отобедав и выпив вина, позвал Ицхак, стоящего тут же Яакова. И когда приблизился к нему Яаков, ощутил Ицхак сладкий запах, исходивший от охотничьих одежд Адама.

– Гляди-ка, запах сына моего, как запах поля, которое благословил Бог, – произносит в умилении Ицхак.

А далее Ицхак произносит десять благословений, предназначенных Эйсаву….

Не успел Яаков закрыть за собой дверь, выходя от отца, как объявился Эйсав. Он также приготовил кушанье и направился к отцу за благословением.

– Да встанет отец мой и поест добычи сына своего, дабы благословила меня душа твоя! – громким голосом с порога заявляет Эйсав.

– Кто Ты? – от неожиданности и испуга Ицхак едва не падает с кровати.

– Я – сын твой, первенец твой, Эйсав, – бодро рапортует Эйсав.

«И вострепетал Ицхак трепетом чрезвычайно великим», – сообщает нам Тора.

Что так взволновало и испугало Ицхака? Он понял, что план его в отношении сыновей провалился и все его мечты рухнули. Ицхак намеревался Эйсаву поручить лидерство, чтобы именно он возглавил еврейский народ. Эйсав должен был решать все практические задачи, связанные с земным существованием. Его внутренние качества больше соответствовали этим целям. А что же Яаков? Яакову оставалось духовное руководство. Яаков не должны обременять повседневные дела, его основное предназначение – служение Богу и изучение Торы. Но Ривка видела все по-другому. Ривка видела во главе еврейского народа человека Торы, духовного лидера.

Вострепетал Ицхак потому, что ему вдруг ясно стало, что если бы не было на то воли Господа, обман Ривки и Яакова не удался бы. Значит, его взгляд на предназначение сыновей оказался неверен. И он смирился, приняв позицию Ривки.

«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притчи 19:21). Мы верим, что все происходящее соответствует воле Бога. Мир, в котором мы живет, есть в том числе и результат того обмана, который удался Ривке и Яакову. Мы не знаем, каким был бы мир, если бы осуществился план Ицхака, лучше бы он был или хуже. Но совершенно точно, что был бы он другим. Ну, а все участники этой истории получат именно то, что заслужили, ровно и точно – мера за меру.

А Эйсав сильно разгневан. И возненавидел Эйсав Яакова и сказал в сердце своем: “как только умрет отец мой, убью я Яакова, брата моего”.

Ситуация серьезная, решила Ривка, надо Яакову исчезнуть и где-то переждать, пока не остынет гнев Эйсава. Ривка велит Яакову отправляться в Харан в дом Бетуэля к брату ее Лавану.


                ***

А нам осталось подвести итоги. Жизнь очень удивительная штука, а пути Господни поистине неисповедимы. За что ломали копья герои нашей истории? Врали, изворачивались, ненавидели друг друга? Что такого необыкновенного стояло на кону? Что приобрел для себя каждый участник и что потерял?

Ицхак ничего не потерял и не приобрел, кроме, пожалуй, душевного разочарования: все сложилось не совсем так, как ему мечталось и виделось. Ицхак любит Эйсава и остается на попечении его и наслаждается жизнью с ним еще долгие 57 лет до своей смерти.

А Ривка? Она получает пророчество от Господа (3), непростое и неоднозначное, чтобы сохранить активность и не лишить свободы тех, о ком идет речь. Получает и истолковывает для себя однозначно, без альтернатив. Она по своему выбору, основываясь на человеческих чувствах, решает, кто из ее сыновей праведник и достоит лучшей участи, а кто злодей. Она ставку делает на Яакова и подбивает его обманом получить благословение, предназначенное другому, примерить судьбу другого на себя. В результате она лишает своего любимого сына всего и обрекает его на многолетнее скитание, жизнь на чужбине. Она его больше так и не увидит. Стала ли она счастливее от этого? Ривка не любит Эйсава и ненавидит жен его, но проживет остаток жизни своей вместе с ними.

А Яаков? Приобрел эфемерное первородство, которое ему не принесло ничего. Получил благословение, адресованное не ему. «Благословение приходит с неба, или оно тебе положено, или не положено, кого я обманул?! Слепого отца ты обманул. Это благословение, если оно предназначалось другому, на твою голову никак не придет…» (4). А получил ли он его? По крайней мере, от Ицхака – нет. Не завари он вместе с матерью своей всю эту кашу, обязательно бы получил благословение, предназначенное только ему. Не может быть такого, чтобы Ицхак оставил его без отеческого благословения. И как нам относиться к Яакову? Иудейские комментаторы как один считают его праведником, а всю эту историю с благословением не противоречащую воле Создателя. Это так, и все предначертанное должно исполниться. Но это вовсе не означает, что Яаков перестал быть лжецом. Он сполна заплатил за свой обман, ровно мера за меру, как мы в этом скоро убедимся.

Эйсав же ничего не потерял, но только приобрел. Он проигнорировал первородство, но ему и так все досталось от отцовского наследия. У него украли благословение, но он выпросил для себя другое и, возможно, более ему подходящее, особенно в сложившейся ситуации. Он прожил вполне счастливую жизнь, окруженный своими близкими, родителями и детьми, в достатке и достоинстве, и умер в один день с Яаковом.

Все существующее в мире – творение рук Эйсава и голоса Яакова. Руки и голос – это две неотъемлемые части этого мира, это единство и противоположность духа и материи. Нас пытаются убедить в вечной ненависти испытываемой Эйсавом к Якову. Если и существует такая ненависть, задача наша, всех вместе и каждого индивидуума в себе самом, обратить ненависть Эйсава к Яакову в любовь, а противостояние Духа и материи, в состояние сопричастности, сотрудничества и сотворчества в устройстве и функционировании этого мира. Что же касается мира грядущего, то там посмотрим.


Иллюстрация: полотно французского живописца XVI века Николя Ги Брене (Nicolas-Guy Brenet 1728 — 1792) «Благословение Иакова Исааком».

(1) Бытовало твердое убеждение: один ребенок – один отец. Близнец же – результат действия нечистой силы или измены, со всеми вытекающими для матери и ребенка последствиями. Считалось, что злой дух присоединяет своего ребенка к уже зачатому человеческому прямо в утробе матери. Тот, который зачат первым, располагался глубже в материнской утробе и потому на свет появлялся вторым.
(2) Взгляд христиан на этот счет несколько иной. Христиане позиционируют себя в качестве духовного Израиля и считают себя духовными детьми Яакова. Хотя дух Эйсава в наши дни весьма силен в христианском мире.
(3) Вспомним, как она намерена была требовать объяснений у Господа. Может быть, в этом начало всех бед.
(4) Зеев Дашевский. Лекции по Торе.