Степная сказка ч. 2

Елена Соловьёва Ленинградка
               
                Григор ТЮТЮННИК
Перевод с украинского
Елена Соловьёва
                2.  КОГДА СВИСТНЕТ СУРОК

          Ранней весной, когда в степи, на восходе солнца во всех овражках ещё лежали сонные туманы, а травы  только всходили на пригорках зелёными табунками, возле старенького Куреня зашевелилась, вдруг, сухая бурьянина, покачалась-покачалась с боку на бок и упала. А на том месте, где она стояла, образовалась нора. В норе кто-то важно сопел и бормотал. Немного погодя, из-под земли в туман высунулся острый носик, за ним  сердитые взъерошенные усы, а за усами и вся голова какого-то подземельника, припорошенная пылью, без глаз, с маленькими ямочками в шерсти вместо ушей.
          - П-фу! – сказал подземельник, сплюнув. Потом, понюхал туман и  прислушался.
          Возле Куреня, в бурьянах и дальше в степи, было тихо, а туман тёплый. Подземельник медленно поднял вверх  кожаные заслоночки, возле ушей-ямочек и из-под них выглянули на свет два глаза. Они были маленькие и колючие.
           - П-фу! Как светло.
           Подземельник плохо видел, поэтому солнца не любил.
  «Гм, где же я очутился?» - подумал подземельник сердито, так как ему очень хотелось есть и выбрался из норы.
  Он был очень слабый после зимнего сна и еле переставлял ноги. Передние, с острыми роговыми пальцами, были ещё ничего, а задние едва волочились, а следом за ними едва волочился маленький хвост.
Наткнувшись на Курень, подземельник испуганно присел, но, так как Курень молчал и не шевелился, то он, осмелев, пощупал языком влажный от тумана мох и начал быстро его лизать. Ах, как прохладно стало ему в груди, сколько сил прибыло сразу! И подземельник повеселел.
         -  Ту-ру-ру,  ту-ру-ру, - замурлыкал он и решил оглядеть и обнюхать Курень со всех сторон. Курень пах мхом и землей и казался подземельнику горой, исчезающей высоко в тумане.  А, бурьян вокруг –  лесом, пахнущим горько и прохладно. «Хорошо бы здесь вырыть  колодец, - подумал он - в дождь с этой горы в него набегало бы полно воды. А, то на ровном месте воды набирается на самом дне. Полижешь, полижешь капельку и выбирайся, лезь снова вверх. Та ещё задача... Попробуй!»
           Тут он остановился напротив дверей Куреня. В них сивыми клубками качался туман и дышала сырость. Подземельник взъерошился и крикнул в темноту очень воинственно:
           -Турр, турр!!
           В  Курене, однако,  ничто  не шелохнулось,  только луна разливалась по тёмным углам. «Гм, выходит, я проснулся первым, - подумал он. – А, может, еще Сурок не свистел, ещё не весна, а только оттепель?»
  И, уже совсем осмелев, (раз он первый, то кого же бояться!) потопал в Курень. Однако, не прошёл и двух шагов, как из-под ног ему закричали грозно:
          - А, ну, не наступай! – И луна в Курене тоже грозно повторила:  «А, ну, не наступа...»
          Подземельник присел на лапах, затаив дыхание. И, тут, ему стало щекотно – и ногам, и с боков, и живот и, даже, кончик носа щекотнуло. Он оглядел себя и увидел, что по ногам его один за другим, как пожарники по лестнице, взбирались какие-то носатые бегуны. Они подсаживали друг  друга носами, подпихивали тоненькими ножками и, все, как один, воинственно шевелили усиками.
     - Ты кто такой?! – спросил подземельник, увидев на кончике своего носа такого же бегуна, как и остальные, только более крупного. Он также шевелил усами и очень сурово смотрел в глаза подземельнику.
            - А, вы кто? – сердито буркнул подземельник, -  и чего щекочитесь?
            - Мы Муравьи, - важно ответил тот, что сидел на носу - а, я Муравьиный Вожак и спрашиваю у тебя, зачем ты наступаешь ногами на вход нашего муравейника? Кто такой будешь? Что тебе от нас требуется? Только отвечай быстро, нам очень некогда.
    - Я  Крот, - сказал подземельник миролюбиво, так как от щекотки ему стало приятно, даже смешно немножко, - ищу, у кого спросить, не свистел ли уже Сурок? Наступил же я на вход вашего муравейника, как вы говорите, не нарочно, а так как плохо вижу. А раз вы Вожак, так передайте своим, пусть не щекочутся. Ещё, прошу, скажите, сколько вас тут, так как, по правде сказать, я никогда не видел такой огромной толпы. Если можно, то ещё спрошу -  куда вы все спешите?
      Выслушав это, Вожак что-то крикнул Муравьям, что-то показал им усами и они шустро побежали с Крота на землю. Потом промолвил:
          - Сурок уже свистел и  близко и далеко, ещё вчера в полдень. А торопимся мы всегда, потому что у нас полно работы под землёй и на земле: жильё устраивать, землю выносить наверх, солому таскать с Куреня сюда в Курень. А всех нас девять тысяч двести, но, пока я говорил вам, что нас девять тысяч двести, нас набралось уже девять тысяч триста, а, пока я говорю вам, что нас девять тысяч триста, то нас набралось уже девять тысяч четыреста, так как мы ещё только просыпаемся от зимнего сна...
     - Так-так, я и сам только проснулся, - вздохнул Крот, снова почувствовав, как ему хочется есть, однако не посмев рассердиться, ведь внизу, около его ног стояла целая ватага Муравьев, а их вожачок был такой любезный.
          - Я хотел посмотреть, нельзя ли мне тут вырыть нору, так как, понимаете ли, я не выношу света. А там, в степи, где ни выйду из-под земли – везде солнце. Ещё, я вижу, земля здесь сырая, мягкая... В ней, наверно, много червячков, а я, правду сказать, очень люблю ими лакомиться.
           Тут Крот аппетитно облизнулся  и добавил:   - И обедать. - Потом усмехнулся ещё и ещё раз и добавил: - И ужинать.
   - Это, пожалуйста!– согласился Муравьиный Вожак. – Будьте нашим соседом. Правда, в одном углу кто-то уже начал рыть нору. А в других свободно. Выбирайте, какой вам подойдёт. Только сейчас прошу, подайтесь немного назад и уберите лапу, так как, посмотрите, что вы снова наделали, - загородили вход в наше жильё. Пройдите как-нибудь боком.
  Муравьиный Вожак достал своей тоненькой ножкой  ближайшую от Кротового носа травинку и сбежал по ней на землю. А, Крот попятился  назад и убрал лапу с едва заметной норки в земле.
  Тем временем Вожак говорил своей ватаге:
          - Братья! Тот, кого мы хотели наказать за вред, называется Кротом. Он плохо видит и причинил нам неприятность не нарочно. А, чтобы в будущем больше такого не было, давайте накопаем над нашим подземельем кучу земли, тогда наш новый сосед ещё издалека увидит её и обойдёт. А сейчас все, как один принимайтесь за работу!
    И первый юркнул в норку, а за ним длинным чёрным шнурочком потянулась под землю  вся его ватага.
Крот бережно переступил тот шнурочек и вошёл в Курень. Из дырок, что зияли в тумане, на него потянуло сквозняком и он вздрогнул. Зато в дальнем уголке было так спокойно, так тепло и темно, что Крот аж хрюкнул тихонько и уже хотел рыть норку, как один из его усиков зацепился за какую-то невидимую струну и она звонко бринькнула.
         - Ну-ну, порви-порви! – услышал Крот у себя над головой грозный  окрик и, зажмурившись, присел на лапах. Струна задрожала сильно-сильно (похоже, по ней кто-то бежал), а затем Крот увидел возле своего уса серого волосатика с длинными выгнутыми, как дужки, ногами, большим круглым брюшком и маленькой головкой. Ещё волосатик имел восемь глаз и все они смотрели в разные стороны.
          - Ты кто такой? – спросил волосатик, покачиваясь на струне и поигрывая на ней одной лапкой.
  - Я Крот, - буркнул Крот сердито, так как ему снова захотелось есть, - а ты кто и зачем болтаешься тут?
  - Я Паук, - важно сказал волосатик, - и не болтаюсь, а поджидаю мух. А ты сюда зачем?
  - Нору буду рыть, - сказал Крот и чихнул, так как туман заполз ему в ноздри. – Мне Муравьиный вожак позволил… А ты лучше скажи, зачем тебе столько глаз?
    - Ха! – усмехнулся Паук. - Чтоб смотреть сразу во все стороны. Видишь мою сеть? Показал он лапкой наверх.
  Крот поднял голову и увидел над собой огромную круглую сеть, которая покачивалась от сквозняка. Этот паук думал кругло, потому и сеть у него была круглая.
  - Так вот, я там сижу и жду мух, -  пояснил Паук - как только налетит которая и запутается, тогда я не только чувствую, что паутина дрожит, но и вижу где она, муха.
    - А сейчас куда же ты смотришь, что-то я никак не пойму? - спросил Крот.
  - На тебя, - усмехнулся Паук, - И вправо. И влево. И назад... А ты?
  - А я только на тебя, да и то плохо вижу – сказал Крот и тоже грустно усмехнулся.   
          - Я в муравейник только что вляпался.
  - Так, может, давай я тебя научу смотреть во все стороны? – сказал Паук. - Давай?
          - Да, как знаешь... - не очень охотно согласился Крот, так как ему сильно хотелось есть.
          А Паук, сообразив, что можно поиграть, мгновенно повернулся на паутине и  побежал вверх по сети. А, когда устроился на ней, крикнул Кроту вниз:
          - Ты меня видишь?
          - Пожалуй совсем чуть-чуть, вроде, ты и не ты – отозвался Крот.
          - Тогда следи! – задиристо крикнул Паук и помчался по кругу по своей снасти.
Крот поднялся на задние лапки, ещё и на хвостик немного оперся и стал быстро вертеться за Пауком. Раза три обернулся так вокруг своего хвостика, затем притомился и сел.
  - Смотри, смотри! – смеясь, покрикивал ему Паук. – Что уже и сморился? Хек-хек… А, мне, если бы ты по кругу бегал, а я сидел, ...хек-хек..., крутиться не надо было бы: для этого у меня восемь глаз. Вот я сейчас к тебе спиной, а вижу... хек-хек..., что ты делаешь.
- А, что я делаю? – спросил Крот и едва заметно шевельнул хвостиком.
         - Хвостиком вертишь!
         - А сейчас что? – спросил Крот и сильно дернул лапкой один свой ус.
         - Усик дергаешь!
Паук решил сильно прихвастнуть и сказал:
         - Двое глаз, да еще подслеповатых – это считай, что ничего и, кто захочет, тебя обманет. Всякий дурачок!
         - Не так-то просто – рассердился Крот – я тоже, если захочу, могу смотреть во все стороны.
- Как? – спросил Паук. Насмешливо, но не очень.
  - А так. Вот ты продолжай по своей паутине по кругу бегать и остановись, где хочешь, а я спиной к тебе повернусь и скажу, где ты остановился.
          - Не может быть! – весело согласился Паук. – Только я теперь молчать буду, чтобы ты по голосу не догадался.
          И подался по кругу. Напротив той дырки, в которую заглядывало солнце, он остановился и затаил дыхание. «Пусть попробует!»- весело подумал.
          - Сейчас ты сидишь...напротив солнечной дырки – сказал Крот.
  Паук молча удивился, еще быстрее побежал по своей сети и затих прямо над Кротом.
  - А сейчас ты надо мною! – сказал Крот.
  - Откуда же ты знаешь? – отозвался Паук и в голосе его уже не было хвастовства. – А сказал – не видишь...
  - Сказал, - засмеялся Крот -  да не обманул. Так - как у меня вместо глаз уши видят. Когда ты бежишь сеть под ногами у тебя говорит: рип-рип, рип-рип...  А, как остановишься – молчит. Там, где она смолкла, там и ты.
  - А-а, - кисло молвил Паук, так как похваляться ему теперь было нечем, а просто так играть не хотелось. – Ну, рой свою нору, а я пойду спать, так убегался - и, устало спотыкаясь, пошёл по своей паутине вверх.
  - А, если я твою нить усом порву? – крикнул ему вдогонку Крот. – Тогда что?
  - Рви, - сказал Паук, не оглядываясь, - я новую натяну. У меня этих нитей столько, что на сто сеток хватит.
  И, устроившись на круглой паутине, подобрав под себя лапки-дужки, он заснул, утомлённый. А, Крот, где стоял, там и исчез под землёй, только комочки вверх полетели.

продолжение следует

(курень - жилище, имевшее стены плетёные из двух рядов прутьев или камыша, с заполненным землёй, для тепла и прочности, пространством между ними и камышовую крышу, с отверстием для выхода дыма)