лето и осень 1931 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
продолжение воспоминаний Балдура фон Шираха

21 июля 1931 года в австрийском университете города Граца на выборах в студенческий совет «Немецкого студенчества» после жарких дебатов победили представители НС-студенчества и заняли все должности в аппарате правления. После этой победы НС- студенчество заняло первенство во всех немецких университетах.
Помогло такому развитию событий катастрофическое финансовое положение Германии. Ещё в мае в Австрии рухнула кредитная система, что вызвало в Германии панику среди вкладчиков денег в банки. Люди стали забирать свои деньги со счетов, золото и валюту, в том числе и иностранцы. 13 июля Дамштадский и Националиный банк Берлина (два из 4-ёх самых крупных) прекратили выплаты. Через 2 недели и Дрезденский банк. Правительство объявило «Закрытые банковские дни», зарплаты служащим выплачивались по частям. Всё большее число растерянных людей верило нашим паролям, и всё большее число людей из образованных слоёв лелеяли надежду, что Гитлер — их спасение.
При следующих выборах высших учебных заведений НС-студенческий союх получил между 50 % и 65% всех голосов, т.е. Абсолютное большинство. С этого момента места в студенческом самоуправлении занимали почти только национал-социалисты. Они решали такие жизненно вопросы как скидку платы за посещение лекций, стипендии, бесплатное питание в столовой, посредничество при распределении и мест проживания. В эти трудные годы мы определяли жизнь всей студенческой молодёжи. Число безработных в Германии  достигло более 4,5 миллионов, и более 50% всех студентов получали из дома на всё про всё не более 50-75 марок в месяц.
Мюнхенская издательская семья Бруккманн переехала и предложила мне в своём доме 3-ёх комнатную квартиру.
«Здесь чувствуешь себя хорошо»,- сказал Гитлер, осматривая мою квартиру, когда 14.10.1931 он меня посетил.
Гитлер вернулся из Берлина, где он первый раз был принял Хинденбургом (президентом Германии с 1925 года). Он ожидал многого от этой встречи, но она не удалась. Гитлер выглядел измученным и обескураженно.
«Я уважаю старого господина, но он совершенно не понимает, о чём идёт речь», - сказал Гитлер. «Я для него лишь Богемский ефретор и противозаконный элемент*. Он ставит меня на одну ступень с Тэльманном...»
Мечта Гитлера , что мы, коалируя  с Немецким национальным центром, можем прийти к власти на этот раз не осуществилась.
Гитлер стал уделять больше времени внутриполитическим проблемам партии. Я этим воспользовался, чтобы поговорить о своих планах. Мне до невозможности надоело заниматься студенческой политикой. Мы победили. Я хотел заняться чем-то новым.
Уже два года у меня была тесная связь с многими группами Гитлер-югенда. Тогда они были пятым колесом в партийной телеге. Организация подчинялась непосредственно Гитлеру, но у него было очень мало контактов с молодёжью. Они не выбирали, поэтому не играли для него никакой роли. Также мало в партии задумывались, что предпринимать  вскорости с 35 000 гитлер-юношами и девушками. Некоторые группы вели жизнь как «Вандерфёгель»* * или «Следопыты», другими командовали люди, не имеющие представления о том, как нужно руководить молодёжью.
Гитлер, не смотря на свою усталось, выслушал меня с интересом.
Через две недели он назначил меня фюрером молодёжи страны в штабе СА-правления. В этой должности мне подчинялись немецкий НС-студенческий союз, гитлер-югенд и НС школьный союз. При такой расстановке наверху находился Гитлер, потом штабной шеф СА  капитан запаса Эрнст Рём и ниже я в ранге группового фюрера в секторе, отвечающем за молодёжь. В 1932 году после реформы структуры правления я, как руководитель сектора НСДАП , находился на уровне Рёма. 

*Совсем другое впечатление произвёл на Хинденбурга Штрассер. Протежировал его на пост вицеканцлера канцлер Курт фон Шлейхер. Таким образом он хотел расколоть партию НСДАП. За это в 1934 году поплатился. Он и его жена были убиты в их собственном доме.
На фотографии Курт фон Шлейхер со своей женой в 1931 году.

**название молодёжной организации, дословный перевод: «путешествующие птицы». Молодёжь путешествовала по лесам и полям, спала в палатках и распевала песни под гитару. К ней относились юноши и порой девушки из семей буржуа, протестующие против уклада жизни в их семьях.