Сон

Наташа Белозёрская
 
  В детстве я была похожа на Джеки Кеннеди. Хотя и не догадывалась о ее существовании. Очень широко расставленные  карие глаза на почти квадратном  лице, полные губы и пышные каштановые волосы. Я смотрела на мир удивленно и радостно, словно ждала подарков каждый день... Я жила в маленьком городке у реки.  Моя жизнь была счастливой. К 9 годам у меня было всё, чего можно пожелать. А главное, я была любима. Мой мужчина, Павлик, учился со мной в одном классе. Мы были неразлучны. Только на ночь расходились по домам.

К моему дню рождения Павлик ломал голову, каким бы подарком меня поразить. Он вообще стремился завоевывать меня каждый день. Как будто в этом была необходимость... И придумал. 

В 1942 году немцы строили бункер под рекой за городом. После войны вход в недостроенный бункер забетонировали. Но в городке ходили слухи, что иногда ночью там можно увидеть свечение, идущее из-под воды.

Сюрприз Павлика состоял в том, что он решил провести меня в бункер и показать что-то невероятное. Неизвестно, знал ли кто-нибудь еще, как можно туда попасть, но Павлик каким-то образом узнал.

Оставив одежду на берегу, в купальных костюмах, с водонепроницаемыми фонариками в зубах, мы нырнули на глубину там, где он сказал. Павлик держал меня за руку, и я не боялась. Мы проплыли под какими-то бетонными перекрытиями, сделали несколько поворотов в полузатопленном темном тоннеле и оказались в просторном помещении. Воды здесь было едва по колено. Павлик велел мне ждать, а сам пошел, разбрызгивая воду, в дальний конец этого большого помещения. Я ничуть не беспокоилась, я привыкла доверять Павлику как себе.
 
Вдруг вспыхнул свет. И я услышала смех Павлика. Пока я осматривалась, он вернулся. В руках у него была какая-то трубка. Это был его подарок. У него было прекрасное настроение. Мы стали громко петь и танцевать. Так как подарок  положить было некуда: везде вода и голые стены, я засунула его за плотную ткань купальника. Он сильно выпирал на моем худом теле. И это смешило нас еще больше...

Ужас начался, когда мы собрались уходить, и Павлик пошел выключить свет. Я так и не знаю: нажал ли он не на ту кнопку или сработала какая-то защитная система... Но железная дверь, через которую мы прошли в помещение, вдруг начала закрываться, а уровень воды с огромной скоростью - расти.

Я увидела лицо Павлика. Оно было перекошено от ужаса. Я испугалась. Павлик бежал ко мне, а потом уже и плыл. "Скорее!"- крикнул он, - К выходу!"
Железная дверь закрыла выход в тоннель  уже  на 4/5. Павлик толкнул меня к отверстию: "Давай!" Я пролезла, ободрав локти и колени, и обернулась. В узкое отверстие на меня смотрел Павлик, вода дошла ему до подбородка. "Выплыви!" – прошептал он синими губами. Я не могла оторвать от него глаз. Щелчок. Железная дверь дошла до верхнего уровня. Я бросилась по тоннелю назад, потом вынырнула и оказалась на том самом месте, где мы оставили одежду.

Павлика искали двое суток. Даже водолазы спускались под воду в месте, где мы, кажется, нырнули в тайный тоннель. Ни Павлика, ни тоннеля не нашли...
Я пыталась показать милиционерам футляр, что дал мне Павлик, но все отмахивались: не до того, ребенок пропал...

К 40 годам я стала похожа на боярыню Морозову. Узкое длинное  лицо с ввалившимися щеками, острый нос, горящие нездешним огнем серые глаза, тонкие сухие губы. Все мои друзья, родные и возлюбленные оставляли меня один за другим, пока я не осталась совершенно одна. Кто-то из моих бывших любовников сказал мне: «Зачем ты говоришь людям то, что о них думаешь? Зачем правдиво отвечаешь на их вопросы? Люди хотят слышать только то, что им нравится. Им не нужна правда». Я не послушалась. Я не могла смириться.

Моя одинокая жизнь монотонно протекала, в основном, в пустой квартире, где я обитала с таким же одиноким котом. Вернувшись с работы, я садилась в кресло и смотрела на картину, подаренную мне Павликом на 9-ый день рождения. Это был «Портрет молодого человека» Рафаэля 1513 года из коллекции польских князей Чарторыйских. Я так часто смотрела на него, что мне стало казаться, что это портрет взрослого Павлика. Почему он подарил мне именно эту картину? Были ли там спрятаны другие? Кто поместил их туда? Нацисты? Преступники?..

Сегодня утром я проснулась и почувствовала, что одиночество выиграло войну, которую вело со мной уже 35 лет. Слезы потекли так сильно, что промокла подушка. Спавший в теплой ложбине моей подмышки кот проснулся. Он поднял с моего плеча морду и пристально вглядывался мне в лицо. Вдруг он вытянул свою тонкую лапу и дотронулся до моей мокрой щеки. Он смотрел на меня так странно, будто был вовсе не котом…
- Павлик? – тихо спросила я его. Он не ответил.
Я встала и подошла к зеркалу. Из него на меня смотрело лицо Джеки Кеннеди. То же удивление перед  миром и ожидание подарка.
Я приготовила завтрак для кота. Помнится, Павлик особенно любил какао со сгущенным молоком…
Затем я достала конверт и написала адрес получателя: Польша, Краков, художественный музей…

(из сборника "100 рассказов про тебя")