портрет

Владимир Иванов 5
        ПОРТРЕТ

 Не молодой художник с палитрой и кистью в руках стоял перед мольбертом. Может  быть, сделать какие то штрихи к уже написанному портрету. Он писал его очень долго. Переделывал, правил, оставаясь недовольным, и вот теперь портрет  закончен. На него смотрела с портрета красивая женщина с чуть восточными чертами лица. Глаза и губы выдавали весёлый нрав. Простая, чуть рыжеватая причёска говорила о том, что дама не всегда придерживалась традиций моды и практически, никогда не пользовалась косметикой. Портрет был, действительно, хорош. Глаза женщины проникали в душу и плавили вспыхнувшие чувства. Недаром он столько времени потратил, чтобы написать её глаза. Эта женщина прошла через всю судьбу художника, принеся ему и радость, и осталась открытой раной в его сердце. Она опустошила его, выжгла душу, оставив догорающие уголья. Он смотрел на  портрет и понимал, что это финал и что больше уже ничего не будет. Сердце сжалось в комок, дышать стало трудно, глаза покрылись поволокой, и тоска сковала тело. Чтобы уйти от воспоминаний, он бросил кисть и отвернулся.
Так заканчивается жизнь, когда -то полная надежд. Каждый вечер он приходил к портрету и подолгу смотрел на неё. Воспоминания тревожили его, заставляя мучиться. Он понимал, что надо избавляться от этого состояния и что виной всему - портрет. Наконец, он решился продать картину.
С этой картиной стали происходить странные вещи. Она всем нравилась, и желающих её приобрести было много, но в какой то момент у покупателя  вдруг появлялась потребность в деньгах, и он отказывался от покупки. Другие возвращали её по причине, что портрет вызывал странные чувства. Взгляд женщины вызывал чувство тревоги. Он словно « проникал в тебя и заставлял говорить и действовать другое « Я », которое есть у каждого. Так было несколько раз и, в конце концов картина осталась у художника.
Была звёздная ночь, ему не спалось. Он поднялся в мастерскую, откинул полог покрывала, закрывающего портрет. Глаза женщины смотрели на него насмешливо. Картины воспоминаний чередой поплыли перед глазами. Он задумался, почему картина вызывает рождение второго « Я ». История живописи знает немало мистического. Как пример картина « плачущий мальчик » Художник  писал сына, который плакал . Картина не удавалась, тогда он зажигал свечу и подносил к лицу мальчика, сын пугался и сильно плакал пока не закричал на отца «чтоб ты сгорел » Так и случилось . Вскоре был пожар и отец погиб. С тех пор там, где была картина случались пожары но картина всегда оставалась целой. Было и много других примеров.
 Итак, она пришла в оркестр и группа аккомпанементов  балалаек ожила. Она приносила, какую - то радость своей молодостью, улыбчивостью, почти детским восторгом. Ему было тепло, когда она играла рядом. Он стал видеть в ней много такого, что другие не замечали. Домой шли втроём. Она рассказывала о своём любимом философе Гурджиеве, а сзади плёлся её сын Пашка, тоже играющий в оркестре. Её было интересно слушать, она излучала тепло, была такой доверительной, что с ней было легко говорить на любую тему. Ему казалось, что они стали друзьями. Они шли по лесу, он брал её за руку, и они, как дети, шли не стесняясь. Для него она стала особенной, и он наделял её всё новыми и новыми добродетелями. Теперь он понимал, что создавал её образ только из положительных качеств и видел в ней уже Королеву, и как полагается, преклонялся перед ней. Видя её заботу об убогих и опустившихся, она становится в его глазах чуть ли не святой, а потом всё это слилось в один светлый образ. И, наконец, её лик стал Иконой. Теперь он понимал, что он, как скульптор слепил её. Но этот светлый образ не может вечно существовать без второго « Я », которое мы тщательно скрываем, и вот, оно появилось. Художник никогда не испытывал более гневного, злобного, уничижительного отношения к себе, а она торжественно упивалась своей свободой, так долго скрываемой от людей.
Проклятья, фразы « Чтоб ты сдох », « Тебе вырвут руки и ноги »,
« Ты мерзкое ничтожество ». Попробуем соединить эти светлые и тёмные позиции и получим гремучую смесь обычного среднестатистического человека с набором всех его качеств. Художнику надо было только понять, что её второе « Я », это не признак расстройства психики, а её естественное состояние, которое мы, в силу воспитания, тщательно прячем.
 Ведь ещё 5 лет назад художник был хорош, и она не задумывалась о его недоразвитости. Неудачный сексуальный опыт вызвал в ней стыд. А когда она получила всё сполна, и он был рядом, стыд перешёл в ненависть. Второе её «Я » всё больше его отталкивало. Она светлая и в самом деле думает, что она такая, а он в тёмном должен ей доказывать, что, как и 5 лет назад, не утратил того , чем нравился ей. Художник смотрел на портрет, и картины прошлого и настоящего переплетались в памяти. Нет, мы не инопланетяне, мы обычные приземлённые. Он улыбнулся. Всё равно, такая земная, с набором недостатков женщина, ему по – прежнему нравилась, только не так болезненно уже ныло сердце.