Евпраксия Вульф

Валентина Томашевская
Пушкин был близко  знаком  почти со всем родом Вульфов. В их имениях он находил душевный прием и покой. Многим из них он посвятил стихи, увековечив их имена в истории России.

Евпраксия Николаевна Вульф (Зизи, Зина,  1809 – 1883) – младшая сестра Алексея и Анны Вульф.

Вертясь среди гостей Тригорского, Евпраксия была объектом всеобщего внимания и позволяла себе дерзкие выходки по отношению к друзьям брата. Легкие стихи, которые посвящали ей Пушкин и Языков, она могла тут же уничтожить на глазах авторов. В своем полушутливом стихотворении отметил это:

Вот, Зина, вам совет: играйте,
Из роз веселых заплетайте
Себе торжественный венец —
И впредь у нас не разрывайте
Ни мадригалов, ни сердец.

Уже в подростковом возрасте Зизи отличалась стройной фигурой и осиной талией.
В ноябре 1824 года Пушкин писал брату: «... на днях я мерился поясом с Евпраксией, и тальи наши нашлись одинаковы. След.(овательно) из двух одно: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила...».

Когда в доме Осиповых собирались гости брата Алексея, Зизи готовила им хмельной напиток жженку, утоляющий жажду и поднимающий настроение. Нередко она исполняла на рояле классическую музыку. Пушкин даже подарил ей ноты с произведениями Россини.

В 1825 году он записал в альбом Евпраксии стихи глубокомысленного содержания:

 Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Музыка, стихи, хмельной напиток и шумные беседы создавали атмосферу бесконечной радости и веселья.

Одно время А. С. Пушкин был влюблён в девятнадцатилетнюю Евпраксию Николаевну.
Более близкие отношения между Пушкиным и Евпраксией сложились позднее, когда поэт бывал наездами в Михайловском или в Тверских имениях Вульфов.

Опубликовав  4-ю и 5-ю главы романа «Евгений Онегин», Пушкин прислал их в подарок Евпраксии, сделал дарственную надпись: «Евпраксии Николаевне Вульф от автора. Твоя от твоих».

В пятой главе романа она под своим домашним именем «Зизи» была упомянута поэтом:

За ним строй рюмок узких, длинных,
Подобно талии твоей,
Зизи, кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал.

В 1831 году  Евпраксия вышла замуж за барона Бориса Александровича Вревского (1805 – 1888), отставного офицера лейб-гвардии Измайловского полка.

Поэт передал свои поздравления через мать. В письме от 29.06.1831 г.Осиповой
он пишет: "...сударыня я поздравляю вас письменно и желаю м-ль Евпраксии всего доступного на земле счастья, которого столь достойно такое благородное и нежное существо".

Пушкин и Евпраксия до самой смерти поэта оставались в дружеских отношениях.
Поэт подарил ей полное издание «Евгения Онегина» . В «литературоведческих кругах» полагают, что Евпраксия Николаевна являлась прообразом героини романа «Евгений Онегин» — Татьяны Лариной.

Наталья Николаевна ревновала мужа к Евпраксии Вульф. Защищая честь сестры Анна Вульф  писала жене Пушкина: Как вздумалось вам ревновать мою сестру, дорогой мой друг? Если бы даже муж ваш действительно любил  сестру, как вам угодно непременно думать,- настоящая минута не смывает ли прошлое, которое теперь становится тенью".
 
Известно, что именно ей  Пушкин рассказал о своей предстоящей дуэли с Жоржем Дантесом и поделился с ней мыслью о желании умереть. Она уговаривала Пушкина не затевать опасной дуэли и напоминала о детях, их судьбе в случае его гибели. Но поэт был упрям: "Ничего,- раздражительно отвечал он,- император, которому известно все мое дело, обещал мне взять их под свое покровительство.

После гибели Пушкина муж Евпраксии, барон Вревский, писал сестре поэта:

"Евпраксия  была с Александром Сергеевичем все последние дни его жизни. Она находит, что он счастлив, что избавлен тех душевных страданий, которые так ужасно его мучили последнее время его существования".