Сердце Ильича

Валерий Мухин Псков
          Отрывок из повести "Русская песня"
      
       Шла весна 1963 года, а мне шёл двадцать первый год.
       Я уже работал инженером-конструктором отдела оснастки на заводе «Выдвиженец» и учился на третьем курсе вечернего дирижёрско-хорового отделения в музучилище.
       Но пение в народном хоре у Юрия Меркулова меня увлекло и я продолжал эти занятия, тем более, что Юрий Леонидович из меня сделал солиста – поставил меня запевать несколько песен.
       Была такая песня «Сердце Ильича» для хора и солиста. Не помню, чья музыка, но запомнил автора стихов – Бронислав Кежун. Это был гимн вождю, труду, и времени созидания: пафосная, жизнеутверждающая музыка, такая хвалебная ода.
       Мы выступали в новом здании Дома культуры строителей (ныне городской Культурный Центр, площадь Победы, 1).
       Был праздничный концерт, посвященный первому мая.
       Хористы в своих нарядных красочных костюмах, выстроились на сцене: мужчины в расшитых русских косоворотках встали за женщинами на длинные скамьи, а женщины стояли спереди в своих широких синих, переливающихся  сарафанах,  с кокошниками на головах.
       Все - красивые, улыбающиеся в приподнятом  праздничном настроении.
       Открылся занавес.
       В зале воцарилась торжественная тишина.
       Юрий Леонидович Меркулов встал лицом к хору и дал знак двум баянистам к вступлению.
       После проигрыша дал знак мне.
       И я, как и положено петь оду, величаво  и с пафосом запел:

                В дни великих строек,
                В дни борьбы суровой,
                Майскими громами
                В мире грохоча,
                Всюду раздается
                Ленинское слово,
                Всюду гордо бьётся
                Сердце Ильича!

       Хор подхватил второй куплет:

                Сталь кипит в мартенах –
                Море огневое,
                Зорька в синем небе
                Встала, горяча:
                Это светит миру
                Вешнею порою,
                Светит дорогое
                Сердце Ильича!      

       И тут я почувствовал что-то неладное.
       В глазах стало темнеть, а в груди образовался какой-то камень, но стараясь не придавать этому значение, я запел третий куплет:

                Трактора проходят
                Ширью полевою,
                Волга в грудь бетона
                Плещет, клокоча:
                Это гулко бьётся
                Вечное, живое,
                Вечно трудовое
                Сердце Ильича!

       В груди возникла внезапная боль и уже при последних словах, мне показалось, что я проваливаюсь сквозь пол…
       Я рухнул на сцену...
       И хор не вступил на четвёртый куплет.
       Меня оттащили со сцены и вызвали скорую помощь.
       Концерт был сорван.
       Приехала «скорая», мне сделали какой-то укол, привели в чувство.   Я спросил:
       - Что со мной?
       - А как вы себя чувствуете? У вас что-нибудь болит?
       - Да ничего, только вот… в глазах темно. Какая-то слабость.
       - Весна, авитаминоз. До свадьбы заживёт.
       - Хорошо бы.

       Но всё оказалось гораздо сложнее.
       Три дня я еле ходил, но ходил на завод, на работу, чувствуя внутри себя какой-то дискомфорт и тревогу.
       Мне не хватало воздуха.
       Я не мог вздохнуть полной грудью, как раньше, а перед глазами плавали какие-то зелёные круги. Не в силах понять свое состояние я пошёл в поликлинику и записался на приём к своему участковому терапевту.
       Тот внимательно осмотрев и прослушав, направил меня на рентген, сказав:
       - Кажется, я знаю, что с вами, но скажу только после результата рентгена. Подойдёшь ко мне со снимком завтра и всё узнаешь.

       В кабинете у рентгенолога, как обычно разделся до пояса и встал к аппарату, подняв руки:
       - Ого, а что вы делали?
       - Не понял? О чём вы?
       - Ну, что вы делали, когда это случилось?
       - А что именно случилось-то?
       - Да у вас одно лёгкое…
       - Я пел…

       На другой день терапевт мне всё объяснил. И про авитаминоз он тоже говорил, про то, что весной организм ослаблен, а я дал на лёгкие большую нагрузку. И про то, что это случается у музыкантов духовых оркестров, в частности у трубачей.
       От нагрузки лопается пузырёк в лёгких или происходит разрыв лёгкого и воздух, попадая в плевральную полость, сжимает лёгкое и человеку нечем дышать и дышать трудно.
       - Вот что: болезнь твоя называется спонтанный пневмоторакс и лечить ты её будешь в областной больнице, сейчас я тебе выпишу направление и поедешь на нашей скорой в приёмный покой.

       В больнице мне прописали неделю полного покоя, (даже вставать нельзя было), и усиленного питания. Это для того, чтобы лёгкое лучше и быстрей срослось, в сжатом состоянии.
       Потом взяли огромный шприц со здоровенной иглой и проткнули мне, между рёбрами грудь, и выкачали воздух из плевральной полости.
       Лёгкое распрямилось, и сразу дышать стало легче.
Но в движениях меня ограничили, и постельный режим не отменили.  Неделю еще водили на какие-то процедуры,  делали какой-то дренаж...

       Но весна за окном и желание поскорее выбраться из больницы, постепенно делали свое благородное дело.
       И я поправился.
       В больнице я написал одно из первых своих стихотворений. Я его назвал «Иду на ваши голоса» и посвятил моему любимому хору и его руководителю Юрию Меркулову:

       Иду на ваши голоса
            
               Юрию Меркулову
 
       Я снова слышу этот хор:
       В старинной песне так едины
       Печаль и вековой простор…
       О, наши русские равнины!

       Неповторимая краса,
       Согласность пенья хорового…
       Иду на ваши голоса,
       В звучанье музыки и слова.

       И всё становится судьбой,
       Когда, в надежде и тревоге,
       Душа взлетает над тобой
       И степью стелется под ноги…