Старые сказки на новый лад главы 13-14

Сария Мамадова
13.           О великом архитекторе  и скромном человеке
         Когда мы говорим о самых монументальных и красивейших зданий города, мы обязательно называем здание  Монолита. Его соорудил архитектор по имени Константин Иванович Сенчихин. Подробнее о нём читатель  может  прочитать ниже, по-моему, самое интересное - о Ложном Баку. и красивейших станциях метро.

«Монолит»

Монументальное здание этого жилого дома расположено на пересечении улиц Г.Гаджиева (Проспект Азербайджана .) и бывшей Коммунистической (ул. Истиглалият ). Интересно возникновение названия этого дома. Оно связано вовсе не с монументальным стилем здания, как думают многие. Как рассказывал Константин Иванович, до закладки фундамента этого мощного сооружения в центре города было проведено геологическое обследование участка и пробурены многочисленные разведывательные скважины. К удивлению всех, принимавших участие в геологических работах, на месте предполагаемой закладки фундамента была обнаружена огромная монолитная скала. Это открытие способствовало принятию окончательного решения о строительстве здания на этом месте, а проект строительства получил название ”Монолит”.

Оригинальное архитектурное решение этого здания - размер тыльной стороны несколько меньше размера фронтальной - создает иллюзию большей монументальности и масштабности сооружения, придает ему особый величественный вид.

Громадная фотография «Монолита» висела в Архитектурном Музее им. Щусева как образец отечественного градостроительства.
Константин Иванович Сенчихин родился в 1905 г. в Баку и отдал нашему городу всю свою жизнь, все свои знания, опыт, талант.
Автор зданий, которыми любуются не только жители города, но и приезжие, он долгое время работал директором Бакметропроекта, руководил строительством Бакинского метрополитена. Во времена его молодости коллеги называли К. Сенчихина - бакинским Корбюзье, отдавая дань его стилю, совмещающему модерн и монументализм. Константин Иванович окончил Азербайджанский политехнический институт в 1925 году. Среди его соучеников такие талантливые архитекторы, как историк архитектуры академик АН Азербайджанской ССР Садых Алекпер оглы Дадашев и народный архитектор СССР академик АН Азербайджанской ССР доктор архитектуры и профессор Микаэль Алескерович Усейнов.
В Сабунчи находится первое здание, построенное по проекту Константина Ивановича, — Фабрика-Кухня. Оно отличается от всех остальных строений города, привлекая внимание стилем и красотой. Это был его дипломный проект.
Зданий, возведенных по проектам Константина Ивановича, в городе очень много. Каждое из них имеет свое лицо. Архитектор по праву гордился такими проектами, как Азербайджанский Медицинский Институт, Интерьер Клуба им. Дзержинского, Спортивный Комплекс ”Динамо”, бывший Штаб ПВО Закавказского Военного Округа (ныне Министерство Обороны Азербайджана), комплекс жилых и административных зданий на перекрестке улиц Бакиханова и С. Вургуна, Дворец Культуры в пригороде Баку Локбатане…
Среди наиболее известных зданий, автором которых был Константин Иванович, — ”Монолит”, ”Дом Артистов”, ”Дом Специалистов”,

”Чкаловский «подъём» «
Архитектурное решение сада и всего ландшафта этого одного из красивейших мест в центре Баку до сих пор радует и жителей и гостей города. Профессиональный строитель, старожил города Баку, Заслуженный Строитель Азербайджана, архитектор А. Шахбазов в 1990 году говорил, что даже по прошествии многих лет его поражает оригинальность решения и тонкий вкус, заложенный в проект этого уникального объекта.

”ЛожныйБаку»
В период Великой Отечественной Войны этот проект сыграл важную, если не решающую роль в обороне города, имевшего очень важное стратегическое значение. Дело в том, что большая часть горюче-смазочных материалов шла на фронт из Баку, поскольку добывавшаяся здесь уникальная по составу нефть практически не требовала переработки.
Зная о плане захвата Баку фашистской Германией, Генеральный Штаб Обороны принял решение о маскировке отдельных объектов и всего города на случай бомбардировок с самолетов, особенно опасных в ночное время.
Архитектор К.И. Сенчихин был назначен начальником службы маскировки города. В его распоряжение выделили самолет, чтобы у него была возможность наблюдать объекты с высоты полета и в ночное, и в дневное время.
Константин Иванович спроектировал, сконструировал и отстроил ложный Баку в 30 км от настоящего города. Более того, он спроектировал и построил конструкции, имитировавшие движение автомобилей, городских трамваев с искрами от проводов и поездов. Масштабы ложного города должны были соответствовать реальному и не вызывать сомнения во время облета. Вся работа по проекту и строительству была выполнена за очень короткий срок. За два дня до приезда комиссии Генерального Штаба из Москвы, К. Сенчихин представил результат работы местным властям.
Представителям местных властей работа по маскировке и строительству ”Ложного Баку” не понравилась. Они предупредили архитектора, что его ждут серьезные неприятности. Константин Иванович стал ждать прибытия комиссии из московского Генерального Штаба, как приговора.
Вместе с представителями местных властей члены Комиссии несколько раз облетели ”Ложный Баку” и реальный Баку в ночное время, а К.Сенчихин на земле ждал  вердикта. Наконец приземлились, и прямо на аэродроме начали обсуждать впечатления.
Председатель Комиссии спросил представителя местных властей, кто автор проекта, и ему представили автора. Константин Иванович рассказывал:
« К всеобщему удивлению генерал из Москвы подошел ко мне, пожал руку и сказал: ”Спасибо за очень хороший и уникальный проект, который Вы сделали для нашей страны. Это так реально, что даже я, зная, что это не настоящий Баку, не мог заметить разницы. Хорошая работа, и еще раз Вам спасибо.” В тот момент я почувствовал, как с меня спало напряжение, в котором я жил все последние дни.
Бакинское Метро.  Архитектор К.И. Сенчихин длительное время был директором Бакметропроекта. Именно ему мы обязаны тем, каким стало метро в городе.
А дело было так.
Институт “Бакметропроект” завершил работу над проектом первой очереди. Константин Иванович поехал в Москву для защиты проекта в Министерстве Транспорта СССР. В выступлении на совещании Министр предложил сократить стоимость строительства за счет уменьшения платформ метростанций и числа вагонов в составе. Никто, из присутствовавших за проект не заступился.
Тогда слово взял К. Сенчихин и доказал, что в таком быстрорастущем промышленном городе, как Баку, нельзя рассматривать только сиюминутную выгоду, забывая, что очень скоро придется тратить гораздо большие суммы на увеличение платформ, так как перестраивать всегда дороже.
Это выступление решило судьбу бакинского метро, но Министр никогда не простил архитектору критики в свой адрес. Когда первая очередь метрополитена была сдана в эксплуатацию, правительство Азербайджана представило в Министерство Транспорта СССР бумаги для награждения директора Бакметропроекта К.И. Сенчихина и директора Бактоннельстроя А.И. Абдулрагимова высшим орденом страны – орденом Ленина. Вот тут-то министр транспорта и попомнил Константину Ивановичу свое поражение – наградил Его, считающимся менее почетным орденом Трудового Красного Знамени.
По проектам К.Сенчихина строились многие станции бакинского метрополитена, в том числе, такие красивейшие как Гянджлик, Хатаи, Депо, 11 Красная Армия.
Станция 11 Красная Армия (ныне "20 yanvar") стала последним проектом Константина Ивановича.
Эту работу он выполнял совместно с талантливым скульптором Азербайджана Токаем Мамедовым. Завершал проект он уже совершенно больным, но и в больнице работал до последнего дня. Открывавший станцию, Первый Секретарь ЦК КП Азербайджана К.Б. Багиров, узнав от метростроевцев, что автор ее, архитектор Константин Иванович Сенчихин скончался накануне, возмутился отсутствием сообщений в прессе о его кончине, и на следующий день во всех республиканских газетах был напечатан некролог о кончине достойнейшего и очень сромного человека.
Скончался Константин Иванович Сенчихин в 1985 году. Добрая Ему память и низкий поклон.
 Вечная память этому Замечательно-простому и непосредственному Человеку, который оставил после себя память как о простом, достойном большого уважения Человеке, Личности,  в делах, архитектурных памятниках и воспитал удивительно воспитанную дочь и большого учёного, умницу. Я бесконечно рада, что они были у меня в Судьбе, жизни. Нельзя было  не написать об Этом Неординарном Человеке.
               

                14. Знаменательная  поездка. Мечты сбываются.

      Вкус, любовь к природе формировались у меня в поездках. Я очень любила часами сидеть у окна вагона и с интересом рассматривала проезжающие пейзажи: леса, реки, мосты, поля, засеянные или вспаханные, где по краям желтели цветы подсолнухов, или королева полей кукуруза. Проезжали станицы, деревни и большие города.
На остановках женщины подносили к подходившему поезду ведра с фруктами, овощами, варенных домашних кур, ряженку в крынках, но больше всего завораживали палочки, на которых как по винтовой лестнице были привязаны рядами сверху вниз крупные черешни, вишни.
Яркое и наиболее сильное впечатление из детства было пребывание в Ленинграде.
Я с родителями и братом ходили по этому замечательному, с архитектурной точки зрения городу, расположенного на берегу Невы, и всё нравилось.
Особое впечатление произвёл памятник основателю города Петру I. Величественная посадка головы, увенчанная лавровым венком, вздыбленный конь, где даже прожилки, мышцы и вены на ногах были напряжены.
Впечатление было настолько сильным на долгие годы, что я уже тогда решила для себя, что обязательно, также как и мои родители, привезу детей в этот красивый город с его замечательными пригородами, парками, дворцами, соборами, фонтанами и обязательно, конечно же, покажу им памятник Петру I.
Помню простаивания в очередях, чтобы попасть во Дворец в Петергофе. Экскурсии по фонтанам Петергофа, а также Эрмитаж. А ещё помню Всесоюзную Выставку Народного Хозяйства в Москве. Выставка запечатлелась в памяти сильно и на всю жизнь. Впечатляло не только территория выставки, вход со скульптурой В.И. Мухиной, фонтаны, особенно фонтан «Дружба народов» с позолоченными фигурами всех представительниц Союзных Республик в национальных одеждах, пруды и, конечно, Павильоны каждой Республики. Каждый, из них был своего рода произведением архитектурного и строительного искусства, а внутри в натуре было представлено всё, чем богата была та или иная Республика. Запомнились фрукты и овощи нашего павильона таких размеров и окраски, какие не встречались даже на городских рынках города. А ещё на территории запомнились газоны с постриженной травой, цвели кусты роз, а также карликовые деревья с яблоками.
Бог дал мне возможность побывать с детьми в Ленинграде. Когда я в волнении, что не найду памятник Петру I дошла наконец, с двумя маленькими детьми одному из которых было чуть больше 4-х, а другому – 6, до знаменательного памятника, увидела разочарованные лица детей, которым я так много рассказывала в ожидании их впечатлений. В действительности, это были перестроечные годы – впереди ожидался развал Советского Союза, город был в запущенном состоянии, а памятник, который когда-то действительно потресал своим величественным видом был в плачевном состоянии.
«Мама», - заметили дети, - «это же зеленый памятник». Бронзовая поверхность его, давно не знавшая реставрации и должного ухода, превратилась в зеленую окалину, и памятник производил удручающее зрелище. Но хорошо, что им не понравился только памятник.
По Эрмитажу они ходили с большим вниманием, из Рыцарского зала не хотели уходить.
Но самым большим для меня подарком было то, что когда мы из пансионата в Зеленом бору, где отдыхали по профсоюзным путевкам, совершили долгую поездку на автобусе, затем на электричке и снова  автобусе, доехали наконец до Екатерининского дворца в Пушкино, а  пока добирались до дворца, шли через парк,  побывали в гранитной галерее с гигантской статуей Геракла, перед входом, любовались мраморным мостом, где покормили уточек (бутерброды и термос всегда были с нами). А там, на дворцовых кассах висело объявление, что все билеты на экскурсии проданы, пришлось обходить дворец, пока не наткнулись на какую-то открытую дверь. Там я смогла уговорить администрацию и когда, надев тапочки, мы вошли в Большой дворцовый зал, где как поёт Ф.Киркоров: «бронза, паркет, зеркала», я бы добавила рояль, дети, замерев в восхищении, сказали, что здесь красивее, чем в Эрмитаже. Я поняла, что цель достигнута. Я была просто Счастлива и мне больше ничего не нужно было. Они оценили и поняли прекрасное и красивое.
 После небольшого отступления вернемся к основной теме повествования.
Так вот, мы собрались, на если их так можно назвать, каникулы. В Москву ехали на поезде. Как и в далёком детстве, я всё время смотрела в окно, на душе было спокойно и радостно. Мы предвкушали поездку в Ленинград с посещением его восхитительных пригородов, который каждый в своём обаянии и красоте неповторим.
Мы сели на Ленинградском вокзале Москвы, на скоростной по тем временам поезд «Стрела» и уже через несколько часов были на месте назначения.
На утро, естественно после завтрака, мы подошли к Московскому вокзалу, теперь уже в Ленинграде, где по полученной информации, от него можно поехать на любую предлагаемую в экскурсионном киоске экскурсию. Алла встала в конце очереди, а я помчалась к началу, чтобы ознакомиться с предлагаемыми вниманию туристов экскурсиям.
Через некоторое время после созерцания списка экскурсий, оглянувшись, я заметила около Аллы двух мужчин среднего возраста. Я бросилась назад и подходя услышала обрывки разговора, из которых явствовало,что они предлагают путёвки на трёхдневный круиз по Онежскому и Ладожскому озеру с посещением (можете себе представить как сбываются мечты, если правильно живёшь) Кижей. Они рассказывали с каким трудом пробили через профсоюз путёвки для своих жён, но одна из них прихворала, поэтому они Алле предлагали поехать в такую поездку-мечту. Я сразу оценила обстановку и перспективы увидеть заветные места, про себя сразу решила, что если Бог даёт такую возможность – воплотить в реальность когда-то промелькнувшую мысль и посетить места, которые мы видели в документальном фильме.
 Я внесла ясность, что если ехать, то только  - вдвоём, а последнее слово должно быть за Аллой, так как она мечтала помотреть Ленинград, а сейчас получается, что знакомство с ним, начинается с круиза в Кижи. К моей несказанной радости, Алла приняла решение в пользу Кижей. Мы приобрели путёвки по очень сходным ценам, но оказалось, что через полчаса теплоход отплывает и мы попали на него  «Как Чацкий – с корабля на бал» , только наоборот.  Смущало только одно обстоятельство – отсутствие принадлежностей для чистки зубов, но нас успокоили, что на теплоходе есть небольшой магазинчик с вещами первой неодходимости и не только. Вскоре мы уже поднимались по трапу теплохода, который произвёл самое наилучшее впечатление, начиная с каюты, ресторана, но главной достопримечательностью была конечно же – музыкальная комната.
 А далее всё было как в документальном фильме, но замечательнее, а главное – реально.
Теплоход медленно плыл по Онежскому и Ладожскому озёрам, мимо живописных берегов, иногда причаливал  к берегу и у нас была возможность хоть ненадолго, но прогуляться и познакомиться с прибрежными красотами. Погода была изумительной, как и всё вокруг. Мы сидели на палубе теплохода умиротворённые и восторженные, по крайней мере – я.
   И конечно – посещение  время от времени, музыкальной комнаты, где на коврах возвышался предел моих мечтаний – белый рояль, а окна были задрапированы красивыми занавесками. Я играла и пела. Аллочка сидела как всегда молча и соредоточенно слушала. Она всегда была немногословной. Меня это пожалуй в человеке нравиться больше всего. Никто не отвлекает ненужной суетой и пустословием.  Но нужно подчеркнуть одну особенность. Если бы на теплоходе плыли бакинцы, в музыкальной комнате было бы больше желающих поиграть на рояле.
      Нам повезло даже в соседках за обеденным столом. Две женщины интеллигентного вида, коренные ленинградки рассказывали нам про самые красивые места в пригородах Ленинграда и советовали посетить их, что  нами было принято во внимание и за что  мы им были очень признательны.
    И вот наконец – Кижи. Даже время их пощадило и смотрелись они прекрасно, все элементы ручного творчества поражали совершенством, особенно купола церквушек и резные рамы домов. Конечно же масса впечатлений, фотографий, хотя честно говоря, сколько себя помню я не любила фотографироваться. Но как бы не было хорошо – наше путешествие закончилось и теплоход причалил на берегу Невы в Ленинграде.    
Если не считать этих трёх волшебных дней, утром мы стояли на площади перед Московским вокзалом, чтобы выбрать экскурсии по Ленинграду, одному из красивейших городов мира, богатый прекрасными архитектурными помятниками и ансамблями и по его пригородам. Не хочу долго и подробно распространяться на эту тему, но все эти впечатления, воспоминания, восхитительны и прекрасно разбитые парки, интерьеры Екатериновского дворца в Пушкино и Павловского дворца в Павлово, величественная колонада фигур с возвышающимся по центру фигуры знаменитого фонтана Самсон дополняли формирование любви к прекрасному и возвышенному.
 Гуляя по паркам, глядя на беседки из белого мрамора, мраморные фигуры Александрийского парка, ясно представляешь себе, что в подобной обстановке умироторения и благоговения, а тем более выросший там, никто и никогда не посмеет совершить тяжкий проступок, преступление, грубить, выражаться нецензурными словами, короче сверхнословить.
  И уже тогда я думала, что детям с детства нужно прививать любовь к прекрасному, бросить все средства не на построение исправительных колоний для несовершенолетних, на борьбу со СПИДом, ВИЧ инфекций, наркоманию и пр., а на создание подобных обстановок, красивых мест, чтобы дети росли в гуляли по паркам, цветникам, любовались фонтанами, росли и учились в прекрасно оформленных и чистых садиках, школах, а не в классах Советского времени, где сломанные стекла, в лучшем случае были  забиты фанерой, а в туалеты лучше было  не заходить и т.п. 
Тогда и денег на переучивание, перевоспитание искалеченных душ, содержание колоний для несовершенолетних. А главное, познакомившись с детства с красотами природы, жудожественными полотнами в музеях, очарованные классической музыкой дети, в дальнейшем - наверно не будет превращать себя в эти непонятные,  убожественные обличья, принимающими молодыми людьми, мало напоминающих вид нормального образованного человека.
Я не рисую утопическую модель Общества – это должно быть на самом деле.
 Такая модель Общества, на мою радость и гордость,  уже работает и давно в самом прекрасном и замечательно - красивом городе Баку и районах Республики, где только сейчас работает, утопический в своё время, коммунистический тезис – «будут стираться грани между городом  и деревней.
 Я всегда была патриоткой своего прекрасного с этнической и архитектурной точке зрения города, с гордостью показывала достопримечательности всем приезжим и нашим гостям города и пригороды.
А приехав з Парижа, в котором была уже второй раз  в (2012), когда в Баку проходил международный конкурс «Евровидение» и проезжая по прекрасно освещенному вечернему Баку со стороны Баилова до центра поняла, что наш город может по праву и с лёгкостью может соперничать с лучшими Европейскими городами и этот восторг переполнял мою душу. 
А ещё - Азербайджан издревле называют "страной огней". Причиной тому - месторождения нефти и газа, залегающие близко к поверхности. Природный газ, прорывающийся из трещин, часто воспламенялся из-за удара молнии или же неудачно разведенного костра. Эти факелы огня, вырастающие из земли, потрясали воображение древних людей. Сюда вплоть до конца XIX века совершали паломничество огнепоклонники из Индии. Их храм, называющийся «храмом огнепоклонников, до сих пор сохранился на Апшеронском полуострове, недалеко от Баку. Отсюда брала нефть для загадочного "греческого огня" Византия.
Так вот взяв это за идею – были воздвигнуты три высотных стеклянных здания, с отогнутыми  в разные стороны концами, так называемые  Flame Towers , светящиеся в ночи причудливыми разноцветными огнями, имитирующие эффект огней. Потрясающее зрелище.