Новое сознание 2 Время перемен

Акутёнок
(Художник: Всеволод Борисович Иванов)

                ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ.

  Психическое и физическое изменение человечества в глобальном масштабе, данность, которой суждено сбыться, потому, что это требование свыше и это желание созревшее снизу. Все изменения будут происходить крайне неравномерно. У каждого из существующих народов были различные условия для развития, затрачены различные усилия для собственного взросления, образована различная ментальность и различна степень стремления к изменениям. Чем больше будет сопротивление к трансформации, тем большие утраты понесут инертные нации и народы. Чем меньше будет это сопротивление, тем меньшие жертвы будут сопровождать этот процесс. Это закон, основанный на элементарных принципах развития. Результат определяет контекст исторического процесса, поэтому исключительно важна объективная оценка пройденного исторического пути. Технократический подход к такой оценке является невежеством, следствием которого стало большинство бед современного мира.
  Научное вмешательство в природу человека не может быть результативным в эволюционном росте и весь накопленный богатейший опыт не поможет решить комплекс общечеловеческих проблем нарастающих с каждым годом. Вся сила научного знания достаточна для решения отдельных локальных задач, но вмешательство в процессы эволюции может принести вред адекватный уровню своего применения. Причина этого, как раз и заключена в технократическом невежестве, во вредоносной идее, что человек в настоящее время Царь Природы и может воздействовать на неё силой. То, что такое насилие может стать причиной гибели человечества, очевидно самым далёким от науки и философии людям, но отнюдь не очевидно некоторым мировым политикам, стремящимся к превосходящей власти и обезумевшим от алчности олигархам. Следствием этой алчности является гибель миллионов людей в прошлом и настоящем.
  Эфемерное могущество, которое дают технические достижения, опьяняет властью, которую стремятся доказать через методы, которые при нынешней концентрации эгоистичности, используются в эгоистических целях и проявляются в предельной аморальности. Индивидуальная ценность человеческой личности утрачивается, и необходимость её развития отвергается. Этот путь ведёт в тупик, но это не очевидно  тем, кто находится в наркотическом опьянении безудержной алчности. Это каннибализм, который закончится самоубийством. Избежать этого возможно, только если отвергнуть этот путь и направится в совершенно противоположном направлении, к человеку, к его личной ценности, к развитию его духа. Чтобы идти в новом направлении, необходимо детально определить приоритеты, которым нужно следовать.
  Первое важное условие – направление усилий к защите интересов каждой отдельной личности, причём защита эта не должна ограничиваться социальной поддержкой, тем более что это является истекающим следствием из защиты духовной свободы человека, из предоставленной ему возможности развиваться и совершенствоваться. Необходимо наполнить новым смыслом девиз «Свобода, равенство и братство» дискредитированный допрежь, либо найти ему равноценную замену. Декларируемая свобода и равенство, в обществах, которые себя называют «демократическими», является фикцией во всём мире. В реальности, защита чьих-либо прав всегда осуществляется при ущемлении прав других людей. Определение «правости» той или иной стороны происходит из ложных определений и установок, оправдывается так называемым «общественным благом», которое определяется правящей верхушкой заинтересованной, прежде всего, в сохранении собственной власти. Кроме того, благо одного общества осуществляется, опять же, за счёт блага других обществ. Непреложным условием истинной справедливости, стало быть, является отказ от практики двойных стандартов, двойной морали и обретение истинной беспристрастности в вопросах справедливости. Это является вторым важным условием следования истинному пути.
  Достижения сегодняшней жизни оцениваются по количественным показателям, которые по сути лишь абстрактные цифры, в действительности  напрямую не связанны с производителями того или иного продукта, даже в интеллектуальной сфере, не говоря о промышленном производстве. Отсутствие интерактивности лишает истинного смысла любую деятельность. Вернуть этот смысл, значит дать новый импульс созидательной деятельности каждому человеку. Деньги, это средство существования, они вынуждают, а не побуждают к труду, а вот качественные улучшения в окружающем мире, напротив, дают моральное удовлетворение, кода проявляется взаимосвязь между трудом и его результатом. Новый смысл труда – это третье условие для правильности избранного коллективного пути. Человек должен быть заинтересован в своей деятельности не только материально. Осознание её полезности, непременная составляющая полноценного бытия.
  Далее, следует вернуть понимание истинного назначения человеческого разума, перестать его расценивать, только как инструмент создания способов получения материального продукта. Разум, прежде всего, инструмент создания духовной составляющей человека. Это четвёртая основа нового мировоззрения и условие правильного движения к человеку.
  О необходимости и неотвратимости этого пути Радьяр говорил так: «Для всякого нормального ума, очевидно, что мы живём в эпоху интенсивного и неотвратимого перехода в «критическом состоянии» между двумя состояниями человеческого существования, или, по меньшей мере, - социальной организации. Этот переход может быть столь же отчётливым, как переход от твёрдого вещества к жидкому. Это не только количественное изменение размеров социальных институтов. Расширение человеческого окружения и сферы коммуникации от провинциально-национальной до глобальной подразумевает также изменение качества межличностных и междугрупповых отношений».
  Необходимость такого перехода очевидна не всем. Повседневные насущные потребности образуют ряд рутинных проблем полностью занимающих людей. Они не дают времени задуматься о смысле жизни, блокируют стремление к обретению иного жизненного идеала, создают суррогатную реальность, которая заключает человека в темницу сознания. Это неосознанное добровольное заключение стимулируется через средства массовой информации, теле и кинопродукцию. Такое одурманивание и сознательное отупение обществ выгодно «пастухам» этого общества, которым необходима покорность масс, для того, чтобы самим благополучно существовать и безнаказанно паразитировать на управляемых ими обществах.
  Пробуждение сознания может осуществляться только со сменой поколений, поскольку старшее поколение всегда консервативно и, как правило, уже запрограммировано. В то же время у молодёжи нет достаточного опыта и своей программы для осуществления изменений. Чувствуя назревшую неизбежность перемен и испытывая беспомощность в их реализации, они изливают собственное негодование в деструктивном бунте, проявляющемуся в самых разнообразных формах. Пробуждающиеся сознательные силы требуют оформления в новой философии, которая изменит отношения между людьми, даст новую этику и будет способствовать образованию нового общества. Эта философия должна интегрировать весь урожай человеческого прошлого и «бросить бескомпромиссный вызов устаревшим ценностям нашей культуры, как и любой культуры человеческого мира. Более того, основная задача будет состоять в том, чтобы создавать новые образцы порядка, интегральных взаимоотношений, личностных свершений – в наиболее общем смысле человеческой гармоничности, включающей все уровни, доступные сознанию сегодняшнего глобального человека» (Радьяр).
  «Задача каждого мыслящего индивида, быть со-участниками  широкого движения человеческой эволюции, создающим зёрна нового и бросающим вызов старому, ради радикального обновления своих символов, поведения и способов чувствования» (Радьяр). Эта задача не состоит в том, чтобы «весь мир насилья разрушить до основания», но в упорной созидательной деятельности, в строительстве по новому плану. Разрушать ничего не требуется, всё одряхлевшее  здание мирового устройства, возведённое на фундаменте прежней философии, катастрофически рушится под давлением требований времени и все попытки его реконструировать - пустая трата сил. Нам надо успеть переехать в новое возведённое здание, пока в старом насмерть не завалило обломками.
  До сих пор не везло с удачным проектом нового жилья, и мы уже опаздываем с переездом. Значит надо спешить. Новые времена предъявляют новые требования к такому проекту, который должен основываться на всечеловеческих ценностях и гарантировать равноправие всех жильцов общего дома, не давая преимущественных прав тому или иному участнику общежития. Это залог будущей бесконфликтности, исключения мотива для возможного неравенства на первых шагах, на основании разновесомости личного вклада. Этот же принцип предполагает разновеликую ответственность за состояние общего дома, а это неправильно. Ответственность при равноправии должна быть равновеликой. Любое право должно основываться на адекватной ответственности. Любое нарушение чужих прав, должно иметь следствием лишение собственных прав. Игнорирование чужих прав, должно сопровождать исключение такого нарушителя из членов сообщества.
  Современная западная философия и без того перекошенная собственным материализмом, кроме того основывается на превосходстве западной мысли и образа жизни. Это недопустимо. Это оправдывает преступления по отношению ко всему остальному миру. Это должно быть изжито и забыто. Значит, пора обратить свой взор к Востоку. Как уже говорилось в «Русской Идее», точкой интеграции, где пересечётся восточная и западная мысль, будет Россия. Алгебраический график даёт место встречи двух сил в Западной Сибири. Здесь определится будущее мира. Но прежде должна решиться судьба ещё двух новых сил, образовавшихся в 20 веке. Одна из сил исходит из другой части света, из Америки и реакционная противостоящая ей, столь же агрессивная сила исламского фундаментализма. Пересечение этих двух сил происходит, опять же посредине, на Ближнем Востоке, в самом центре мира.
  Нас не должно смущать физическое и материалистическое обоснование происходящих процессов. Процессы, происходящие в тонком мире, имеют обязательное продолжение в мире материальном, физическом. Законы, действующие в Космосе универсальны на всех уровнях проявления его энергий. Рационально оформленное наитие вполне соответствует современному взгляду на мир. Проявить и оформить внутреннее знание, существующее внутри человека в виде предчувствия, одна из главных задач новой философии, которая должна «оплодотворить коллективное бессознательное человечества новыми образами, созвучными ожидаемому глобальному характеру будущего общества» (Радьяр). Это философия должна обладать предвидением, которое основывается на анализе эволюции, известных и вновь открываемых фактов человеческой истории, основываться на изначальной чистоте бытия, отвергающей любую идеологию.
  Чтобы этого добиться, необходимо пройти процесс духовного перерождения. Он заключается в смерти для мира и новом рождении для мира. Так в древности мальчиков отправляли  на время во внешний мир, в пустыню, в джунгли, в горы, где предстояло пережить смертельные опасности и вернуться в племя настоящим мужчиной. В Египте, адептов ложили в саркофаг внутри пирамиды, который, помимо прочего, как раз предназначался для инициации. Первые христиане символически тополи вновь обращаемых в Иордане, откуда они выныривали символически воспряв из смерти, уже в новом духовном естестве. В дохристианской Руси мальчиков инициировала старшая жрица Вед – мать, баба Ягья, заставляя пролазить в специальную печь, предназначенную для сжигания покойников перед погребением, при отсутствии печи, прыгать через кострище расположенном на требище. После этого обряда считалось, что инициированные вернулись с того света из «тридевятого царства», из Навии, заключив там договор жизни с жителями иной реальности.
   В нашем современном существовании, смысл даже религиозных обрядов посвящения утрачивается, а большинство людей вообще не задумывается о предназначении жизни и смерти, о том, что ждёт за порогом этого бытия. Актуальны, эти вопросы становятся в основном  людям, пережившим клиническую смерть. Они открывают для себя ценность предоставленной возможности активно изменять себя и мир, убеждаются, что прожитый срок, лишь краткий, но очень важный отрезок Огромного Пути. Когда то это знание было открыто всем и оттого наши предки не боялись смерти и нередко принимали её с радостью, приветствуя новый этап вечного бытия.  Теперь, в эпоху лжи и неверия, эта великая истина отвергается, низвергается под ярлыком «религиозного опиума», и как следствие, происходит то, что вечное ценится меньше, чем сиюминутная корысть или прихоть. Такое перерождение ожидает человечество и может для этого также придется пройти через клиническую смерть. Это закон эволюции. Рождению всегда предшествует смерть отжившего, в котором созрели зёрна для нового побега. Примеры этому вы найдёте в животном, растительном и минеральном мире. Везде. Всегда. Вечно. Материя разлагается, а энергия только видоизменяется. Душа человека – индивидуальная разумная энергетическая субстанция, и потому она бессмертна, если её не разложить на составляющие собственными усилиями. Поэтому процесс смерти проходит по-разному. Для кого- то он происходит безболезненно, а другие умирают в действительности, утрачивая собственную самосущность.
  Перерождение зависит, как уже объяснялось, от подготовленности и от желания перемен, которых невозможно избежать. Получит ли человечество новое имя при его посвящении, зависит от коллективной воли. Задача новой философии – возбудить такое желание. Каким должен быть новый человек, представлено в ряде философских работ последнего столетия. Это «Гностический человек» Шри Ауробиндо, «Гомо Прогрессивус» Тейяра де Шардена, «Майтрический человек» Чарльза Морриса и «Человек рассвета» Дейна Радьяра. Свои концепции идеального человека представили Оливер Райзер, Ланселот Л. Уайт и др. Однако в большинстве из них лежит технократический взгляд на мир, с его доказанной тупиковостью развития в этом направлении.   «К такому ли обществу мы стремились, в котором силы саморазрушения заложены в самой основе…?» - Риторически спрашивает Радьяр. «Наша технология основана на разрушении материальных сущностей, ради высвобождения энергии. Мы сжигаем дерево, уголь, нефть,  мы расщепляем атом. Высвобождается «огонь» разного рода, теплота. Очевидным результатом такого способа  высвобождения энергии является значительное количество более или менее ядовитых отходов. Наша атмосфера, наша вода – а круговорот воды на нашей планете является условием жизни, наша почва и даже наши физические тела отравляются нашей техникой, и степень этого отравления грозит возрастать в геометрической прогрессии в ближайшем будущем. Мы все знаем, что это факт, хотя предпочитаем делать вид, что этого нет. Если не произойдёт радикальной перемены в сознательных и личных тенденциях жизни, эта проблема может стать неразрешимой, потому, что она коренится в чувстве алчности и стремлении к власти, так и в интеллектуальном подходе к проблеме высвобождения необходимой энергии» (Радьяр).
  Человечество знает другие способы получения энергии, абсолютно безвредные, и ещё многие могло бы открыть себе вновь, если бы вырвалось из под диктата транснациональных концернов, владеющих и использующих устаревшие технологии для собственной  выгоды. Энергия разлита вокруг нас, и существует в неисчислимом множестве своих проявлений. Весь Космос являет единое многообразие этих проявлений, частью которых является и человек! Наша задача, научиться преобразовывать эти энергии не разрушая окружающий мир. Новая философия уже сейчас готова открыть к этому способы, будь уверенность в том, что они не будут использоваться как новое сверхмощное оружие. Потому нынешняя работа более прозаическая и рутинная – воспитание людей, ращение их до нового уровня, заражение новой идеей, не дожидаясь того, пока перемена произойдёт в результате всепланетного кризиса.
  Самым разумным представляется движение с двух сторон. С одной стороны  объяснение идеальных принципов на элементарном уровне, с другой стороны пробуждение самосознания и ответственности у людей озабоченных собственным будущим. Возможно, соединение прогрессивных сил через независимую международную организацию способную коммутировать, и если нужно, координировать разрозненные экологические движения, борцов за права животных, пацифистов, правозащитников, красный крест, религиозных и культурных деятелей и т.д. В сумме это большая сила, которая действиями даже отдельных представителей заметно воздействует на течение многих процессов в мире. Однако эти усилия разрозненны,  а люди заняты локальными ограниченными задачами. Что касается подобного объединения в виде ООН, то совершенно ясно, что сейчас это ангажированный орган, действующий в интересах финансирующих его государств, а значит отстаивающий права сильных, против слабых. ООН часто не способна вырабатывать консолидированное объективное мнение и реально влиять на судьбу мира.  Хотя это крупнейший мировой орган, его авторитетное мнение не является законом для государств с волюнтаристской политикой.
  Мы живём во времена, когда огромный незнакомый мир сжался до размеров крохотного живого шарика затерянного в глубинах Космоса. Мы имеем возможность общаться друг другом через океаны, и у нас уже никогда не может быть чужих бед и чужих проблем, они в 21 веке могут быть только общими и решать их нужно сообща. Вместо их решения, мы затеваем глобальные сырьевые войны, многократно усугубляющие и без тог аховое положение вещей. Необходимо остановится и подумать о том, что мы творим. Но, правда, в том, что у каждого своя, удобная ему, правда. Даже в обыденной жизни мы не в состоянии жить в мире со своими соседями и членами собственных семей. Значит, может и начинать нужно с этого, с экологии собственной души. Душа должна измениться, коль скоро мы примем всеобъемлемость и священность любой жизни. Мы станем из себялюбивых эгоистов, членами сообщества пекущегося о чужом благе так же, как и о собственном, хотя бы потому, что оно теперь неразрывно связано с нашим личным благом.
  Очень важно было предложение начать всё с чистого листа, представив себя новорожденным ребёнком, например, как в философской повести Вольтера «Простодушный». Действительно, ради объективности стоит отречься от догматов, установок, идеалов и обозреть происходящее глазами новорожденного и простодушного. Опыт показывает, что действительность в таком случае представляется Зазеркальем, в которое мы попали как хрестоматийная Алиса. Традиционные, в обыденной жизни, вещи, сразу кажутся лишёнными всякого смысла или более того, противоречащими здравому смыслу. Анализируя случившийся переворот в сознании, тут же можно убедиться, что нет никакой нужды далее придерживаться многих традиционных ценностей, которые представляются во всей своей абсурдности и вредоносности. От некоторых необходимо просто обязательно избавиться, поскольку иные лживые «истины» нарочно внедрены в массы ради спекуляций на лучших чувствах. Так, к примеру, братство, в определённом понимании, превращается в круговую поруку, патриотизм, на государственном уровне легко превратить в национализм или идейную исключительность, что можно обратить к братоубийственному гражданскому кровопролитию, ответственность можно обратить в рабство и т.д.
  Опираясь на личный опыт, рекомендательно предлагается ещё один метод. Необходимо прийти к моменту осознания скоропостижности собственной физической жизни, способной оборваться в любую секунду. В этом случае отпадает как шелуха мотивация насилия над собственной совестью, мгновенно исчезнет страх и обретётся внутренняя свобода. Можно не задумываясь, бесстрашно говорить, что думаешь, совершать безумные, по мнению окружающих, поступки, рисковать при необходимости, игнорировать  ханжество и т.д. Это окрыляет. Это чувство навсегда меняет человека, освобождая его от рабства. Можно всю жизнь «по капле выдавливать из себя раба» и умереть закрепощённым, а можно вы минуту стать свободным и обрести Вечность.
  Мистический опыт Востока, имеет в своём арсенале опыт «самоопустошения», того, что называется «шунья» (санскр. «Пустота»), позволяющая сбросить «старый ум». Это как раз то, о чём здесь только что говорилось. Очень может помочь в самооценке так же психоанализ, без которого не мыслит свою жизнь западный обыватель. Однако могут существовать различные школы психоанализа, имеющие свои теории в области психологии и конечно нельзя всю человеческую деятельность подводить под пресловутый Фрейдистский пансексуализм, низводящий человека до роли животного, пусть даже и высокоразумного.
  Итак, полный отказ от традиционных установок старого мира необходим, чтобы принять внутрь новую неискажённую философию. Но не стоит обольщаться первыми достигнутыми результатами. Критическая работа над собой – длительный упорный процесс, который должен сопровождаться и практической работой в создании культурного продукта. Этот продукт будет способствовать процессу развёртывания планетарного сознания в умах людей, о котором говорил Радьяр.