Совёнок и ореховый мышонок

Добрая Добрая
   
     Из сборника "СКАЗКИ СТАРОГО ЗАПОВЕДНИКА"
    
     РИСУНОК АВТОРА

Летняя ночь полудрёма, полусон, таяла. Деревья поскрипывали, будто переговаривались. Просыпались птицы, здоровались:
– С добрым утром!
– С новым днём!
Распахнулось солнце! Высветилось на каждом листе, заиграло на каждой травинке. Птицы его ждали, запели все сразу. Чив-чик, чир-чир, цви-вик, тук-тук! Песни перекликались, сливались, затихали, слышались вновь. Обычное лесное утро: тихое и шумное.

В дупле старого дуба две Ушастые Совы собрались вздремнуть. Птичий хор звучал для них колыбельной песней.
По дереву пробежала Белка. Мама-сова захлопала глазами.
– Доброе утро, соседка, – заговорила Белка, подёргивая пушистым хвостом. Она явно волновалась. – Прошу прощение за беспокойство, нужна ваша помощь в одном серьёзном деле.

– Что случилось, соседка? – забеспокоилась Совушка, выпрыгивая из дупла на ветку.
– Недалеко отсюда растёт орешник, где я всегда собирала орехи на зиму, – начала Белка, – этой весной куст плохо цвёл, орешков дал совсем немного. Одна ветка сохнет у корня. Ореху нужна помощь.
– Надо позвать пёстрого дятла, – посоветовала Совушка.
– Дятел прилетел, достал из-под коры всех личинок, но орешки чернеют и опадают.

– Куст серьёзно болен, – согласилась Совушка.
– Я заметила дырку у корня, – многозначительно добавила Белка.
– Интересно! – Совушка нетерпеливо щёлкнула клювом.
Она сорвалась с ветки, вскоре вернулась, держа что-то в клюве.
– Понятно! – обрадовалась Белка. – Теперь куст обязательно поправится. Я всегда говорила, что вы замечательная охотница. До свидания, соседка!

Кивнув убегающей Белке, мама положила перед Совёнком лесную мышь и сказала:
– Смотри из-за кого заболел ореховый куст.
– Из-за неё? – удивился Совёнок, разглядывая обычную мамину добычу.
– Да, – подтвердила Совушка. – Кабан рылся под кустом, задел его клыком, человек повредил, кто знает. Частые проливные дожди, холодная зима, всё плохо для раненого куста. Мышиное семейство поселилось. Мыши вредные грызуны, любят лазать в чужие кладовки. Тётя Белка прибежала сердитая: орехи не только её любимое лакомство, это сытная пища для многих грызунов и птиц. Из-за мышей болеют животные и птицы. Нам, совам, это не страшно. Наши большие глаза прекрасно видят в темноте, а уши хорошо слышат. Мышки шмыгают в траве, мы их ловим.

– Прячутся, значит, делают что-то нехорошее, – проговорил Совёнок, засыпая.
Мама облегчённо вздохнула: теперь ей можно немного поспать.
Несколько ночей она летала к орешнику. Совёнок всё время думал про больной куст. Как-то вечером он летел над осинником и очутился на другой стороне поляны, где Белка собирала грибы.
– Тётя Белка, я ищу ореховый куст, про который вы рассказывали, – вежливо обратился он.
– Хочешь на него посмотреть? – спросила Белка, складывая у пенька крепкие подосиновики. – Что ж, давай покажу, тут недалеко.

Она быстро запрыгала с дерева на дерево. Совёнок бесшумно летел за ней.
– Вот он, – важно сказала Белка, остановившись на одной из веток.
Ореховый куст рос пучком из корявого корня, в котором чернела дыра. Рядом, похожий на серый неприметный бугорок, сидел крошечный Мышонок.
Совёнок удивлённо спросил:
– Ты прогрыз дыру?
– Нет! – пискнул Мышонок, – я не умею грызть корень.
– Кто же?
– Мама, папа, бабушки, дедушки, тёти, дяди, сёстры и братья… – перечислил Мышонок. – Теперь никого нет. Я остался один и не знаю, что делать.

«Отсюда каждую ночь мама приносила мышей!» – сообразил Совёнок. Вслух он серьёзно проговорил:
– Мама говорила, что Мыши вредители.
Мышонок пискнул:
– Моя мама говорила, что я – Мышь. Я родился Мышью, грызу разные семена, орехи и плоды.
– Да, – кивнул Совёнок, с интересом рассматривая кроху, – ты Мышь, а я Сова. Ты грызёшь семена, я ем Мышей. Вот так.
Малыши сидели рядом с ореховым кустом. Белка решила, что она здесь больше не нужна, махнула лапой и оставила их одних.

– Я отнесу тебя подальше отсюда, – предложил Совёнок.
– Куда? – пискнул Мышонок. – Совы живут повсюду.
– Да, – согласился Совёнок, – но там буду не я и не моя мама.
Он схватил Мышонка в клюв. Вспомнив про тихое местечко в чаще, перенёс его к поваленному дереву, облепленному мхом и грибами.

Едва приземлившись, Совёнок открыл клюв. Получив свободу, Мышонок шмыгнул под кору.
– Я ещё не взрослый, не знаю, чем тебе помочь, – сказал Совёнок, удивившись прыти малыша, – поэтому улетаю. Прощай!

– Где ты был? – поинтересовалась мама, когда путешественник вернулся домой.
– Летал к орешнику, – ответил Совёнок. – Куст поправляется.
Совёнок принялся за чистку перьев и коготков.
Мама всё поняла. Она не стала ловить последнего орехового мышонка. Совёнок его нашёл и перепрятал. Думает, что спас. От кого и надолго ли?