Таро и герметизм продолжение 7

Григорий Панков
                0 - БЕЗУМЕЦ

      Есть подозрение, что карта под названием «Безумец», «Глупец», «Дурак»,  «Шут»,  является  самой главной  в  комплекте  «ТАРО». На эту же мысль наводит её порядковый номер – «0», который сразу ставит  её особняком. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в некоторых комплектах эта карта идёт под номерами «XX», «XXI» или «XXII».  Связано это с тем, что в своё время еврейские изобретатели письменности, не мудрствуя лукаво, перелистали краденную «Священную Книгу Тота» и составили свою азбуку по двадцати двум главным арканам «ТАРО», дав им звучание по первым буквам якобы изображённых персонажей. Только «Безумец» никак не вписывался в эту систему и поэтому его «таскали» по азбуке с места на место под разными номерами и с различной озвучкой. Кстати, в одном из неканонических «Евангелий» говорится, что Иисус, будучи подростком, изучал азбуку именно  по  картам  «ТАРО».   Определённо,  именно  это  обстоятельство
привело к запрету данного «Евангелия». Ведь не могла же святая церковь допустить, чтобы столп христианской веры заложил основы своей божественной мудрости, черпая из языческого источника!
    Так или иначе, в современных игральных картах аркан «Безумец» сохранился только как козырной «джокер» в покерной игре.
    Традиционно на этой карте изображается шут в отрепьях с идиотским выражением лица ( максимально идиотским ! ), бредущий где-то в горах по бездорожью. Он тащит с собой какой то грязный мешок с очевидно ненужным барахлом. За дорогой он не следит и прётся куда попало – вот вот он сейчас свалится с кручи под откос и попадёт прямо в пасть притаившемуся  крокодилу, но, похоже, до его разума даже и не доходит ситуация смертельной опасности. Он до того туп, что не обращает внимания и на преследующую его собаку, которая то ли предупреждает его о чём-то, то ли просто кусает его за ноги. Не видит он и покосившегося указателя у дороги, который подсказывает : «Сворачивай!». И, вообще, сам горный пейзаж говорит как бы о полной никчёмности этого человека – что он тут в горах делает, зачем он сюда забрёл ? Каждая деталь, изображённая на карте, подчёркивает неприспособленность этого человека к миру, его неадекватное поведение, несоответствие нормам жизни человеческого существа. Здесь изображён как бы полный апофеоз человеческой глупости, её предельное выражение. Даже, казалось бы, единственно путняя вещь в руке глупца – непонятная блестящая трость, и та говорит о том, что, конечно, неплохо, что он сподобился где-то её подобрать, но использовать её с толком он всё равно не может. Несёт её, как дополнительную тяжесть перед собой, вместо того, чтобы опираться на неё, как на посох при ходьбе или отбиваться ею от приставучей собаки.
    Какие чувства может вызвать эта карта после долгого, скурпулёзного её изучения ? Только презрение и жалость к изображённому на ней персонажу. Добавляется иногда ещё отвращение и брезгливость – в некоторых комплектах «ТАРО» художники, желая подчеркнуть непроходимую тупость своего героя, изображают его с ужасно косящими глазами, грязным, небритым, с криво разинутым ртом, из которого капает слюна. Поэтому эта карта может вызывать ещё и недоумение – а зачем всё это здесь изображено, какая тут может быть сокрыта истина, в чём мудрость ?
    Согласно герметического принципа Полярности любое явление содержит в себе свою противоположность и чем ярче проявляются в нём какие-нибудь черты, тем более вероятно наличие там же черт, явно противоположных, и там, где-то в бесконечности, эти черты сходятся, смыкаются в одну, общую характеристику рассматриваемого явления.
    Вот и здесь, глядя на предельную глупость персонажа аркана «0», не отделаться от мысли – а это не портрет ли гения ?
    Что означает пустынный, горный пейзаж ? То, что гении, как правило, одиноки и им нет места в обычном  людском обществе. Он одет в старую, рваную одежду ? Потому, что он не слишком-то дорожит мнением общества о себе и игнорирует требования моды и церемониала. Он идёт по бездорожью и не обращает внимания на указатели ? А он не ходит проторенными, изведанными путями, ведь он по сути своей – первооткрыватель ! Он тащит грязный мешок с ненужным барахлом ? А он не считает его ненужным, у него своя шкала ценностей и свои требования к материальным предметам этого мира. У него дурацкий колпак на голове ? Этот колпак на него надела людская молва, считающая безумным всё непонятное. Он идёт не глядя прямо в обьятия смерти, когда даже бессловесная собака понимает, что опасность рядом ? А это вам, простым смертным, кажется, что ему сейчас придёт конец, а сам он знает, что делает и он даже не волнуется, ведь у него в руках «квазирегулируемый триангулятор на сверхбыстрых нейтронах» собственного изобретения и вы, невежественные обыватели, только через 300 лет поймёте, что это такое!
    Вот эти соображения и толкнули меня на некоторую вольность – я не стал изображать «Безумца» с лицом законченного идиота. Настороженный, умный, пытливый взгляд – та самая потерянная за тысячелетия деталь, которая превращает аркан в откровение для ищущего разума и одновременно вгоняет в недоумение довольных собой обывателей.
    P.S. Шальная мысль по данному аркану – он предупреждает, что, если ты решил заняться чем то необычным, нестандартным, хотя бы изучением эзотерической философии, то будь готов – твои знакомые, коллеги по работе, родственники, дети и вторая половина будут тебя воспринимать именно таким!


                I - МАГ

    В «ТАРО» аркан с подобным рисунком носит названия : «Маг», «Фокусник», «Чародей», «Иллюзионист» и изображает юношу, выступающего на сцене с показом фокусов, при использовании нескольких  предметов,  разложенных  перед  ним  на  массивном  столе.
    Это, так сказать, быстрый, скользящий взгляд на простенькую раскрашенную картинку.
    На самом же деле, здесь всё не так просто, ибо перед нами, ни много, ни мало, а сам Отец Наш Небесный, Творец Всего Сущего, тот самый, пути  которого  и  по  сию  пору  для  нас  неисповедимы.
    В то время, когда традиционное христианство (или христианская традиция) представляет его в виде мудрого, седого, угрюмого старца в длинном одеянии и с нимбом над головой, данная карта утверждает, что наш мир сотворил  шестнадцати-восемнадцатилетний юнец  - хотите, верьте, хотите, нет.
    А, собственно говоря, почему мы должны расчитывать на то, что Он с возрастом  будет  стареть,  становясь  похожим  на  наших  пенсионеров?
    По словам Тота Гермеса Трисмегиста о Боге можно с уверенностью сказать только три вещи : «Он бесконечен. Он вечен. Он неизменен.» Т.е. его можно изображать даже в виде только что родившегося младенца – ведь он не меняется ! И этому младенцу стало скучно, и он решил пошалить, и начал Он, гукая, пускать губами пузыри, тем  самым  создавая  Вселенную… Ну не было никакой обьективной необходимости в появлении нашего мира ! Имеет место всего лишь результат чьей-то шалости ! Хотя, если вдуматься, получается, как в популярной  песне – «Если  надо  причину,  то  это  причина…»
    На карте молодость персонажа подчёркивает короткая, выше колен, туника, а также её розовый цвет. Тем не менее, обруч на его голове сделан в виде змеи, кусающей свой собственный хвост, что символизирует мудрость, не знающую конца. Этот обруч, а также широкий, жёсткий кожаный пояс, дисциплинирующе стягивающий  легкомысленную тунику, очевидно, должны подавать надежду, что мы, простые смертные, попали всё же в хорошие руки, так как в данном случае подростковой расхлябанности не предвидится. Так же внушает уважение символ бесконечности  над  головой  юноши.
    Чем же на картинке этот юноша занят ? Он манипулирует четырьмя предметами-символами. Это знакомые нам жезл, меч, кубок и пентакль, означающие собой агрегатные состояния материи – пламя, газ, жидкость и твердь. Из этого строительного материала юноша и создает наш мир. Поскольку результаты его трудов всегда перед нами – обывателями, то получается, что Творец со своими чудесами как бы на сцене перед толпой, которая придирчиво оценивает его мастерство, воздавая ему когда «хвалу», а когда и «хулу». Но видно, что он и сам получает удовольствие от процесса или, по крайней мере, ему это интересно. По этому поводу припоминается высказывание средневекового персидского поэта Омара Хайяма, называвшего Вселенную театром, а Бога в нем – режиссером, актером и зрителем : «…сам ставит, сам играет, сам глядит». Тяжелый, гранитный стол, за которым работает Творец, означает, что всё сделанное им, несмотря на юношескую несерьёзность исполнителя и кажущуюся внешне лёгкость манипуляций, будет основательным и прочным, на века.
    Ну и, наконец, Бог показан здесь хозяином положения. Когда ему надоест, Он в любой момент может исчезнуть из поля зрения обывателей, зайдя за занавес и по ступенькам  лестницы сойти «куда-то», на долгие времена  скрывшись от людей  в неведомом «где-то».
    Не определёнными на сегодня являются два элемента аркана – зелёный ковёр под ногами Творца и золотой крест с красной точкой на его груди. Правдоподобной  и  логичной интерпретации  для них не найдено и нигде не опубликовано.
     Собственно говоря, на тему этого аркана существует бесчисленное множество вариантов трактовки, но они чаще всего оставляют тягостное впечатление, поскольку, как правило, либо вульгарно глупы, либо абстрактно заумны. А если  сюда добавить и то обстоятельство, что данный аркан подвергся резкому упрощению, сведясь, например, к изображениям средневекового старого чародея с мрачной совой на плече или весёлого дурашливого скомороха на деревенской ярмарке, то можно сделать неутешительный вывод – через определённое количество лет уже и нечего будет «интерпретировать». Но это касается не только данной карты, но и всех остальных.
    Хотя можно, в этой связи, отметить такие арканы, как «Смерть» и «Правосудие». Их изображения так органично вплелись в человеческую культуру и так прочно «связались» с олицетворяющими ими понятиями, что превратились в своего рода каноны, не терпящие даже малейших изменений.

   
                I I - ЖРИЦА

    Обычное название этого аркана – «Жрица». В древних колодах «Таро» она часто именовалась, как «Изида». Так называлась Богиня-Мать в Древнем Египте. В современных картах это «Папесса». Наверное, с намёком на скандальный исторический факт, когда католическая братия малость не доглядела и постом Папы Римского завладела женщина. Она так хорошо маскировалась, что умудрилась скрыть даже собственную беременность и только потеряв сознание при резко наступивших родах, наконец-то была уличена. С тех самых пор каждого вновь избранного Папу вежливо просят «заголиться» перед специальной комиссией Ватикана, которая затем составляет соответствующий протокол с кучей подписей.
    Из данного названия аркана, а именно – «Папесса», следует, что истинное значение данного иероглифа утеряно и, чтобы хоть как то загрузить карту ну хоть каким нибудь  смыслом, художники  «хватаются» за означенную «ватиканскую историю». Естественно, персонаж аркана изображается с атрибутами средневековой католической церковности. Но мы не будем отвлекаться на подобную мишуру, а займёмся настоящей, «седой» стариной.
    По свидетельству древнегреческого историка Плутарха в египетском городе Саис на постаменте статуи Изиды были начертаны следующие слова : «Я есть всё, что было, всё, что есть сейчас и всё, что будет. Ни один смертный не приподнял ещё покрывало, меня скрывающее». Статуя изображала сидящую на кубе обнажённую женщину, но укрытую малопрозрачной накидкой (любопытно, как всё это было выполнено?).В правой руке статуя держит свиток с письменами, чуть выступающий из под покрывала, а в левой руке – цветок лотоса. На голове у неё металлический шлем с изогнутыми рогами, в которых покоится шар. Из одежды на женщине только небольшое узорчатое кружево на плечах и сандалии на ногах. Она сидит несколько неестественно, с прямой спиной и плотно сдвинутыми бёдрами, но поза её спокойна и неподвижна, кажется, что она глубоко задумалась. Традиционно на этом аркане позади богини обязательно изображают тяжёлую плиту на двух колоннах.
    Что означает эта плита, доподлинно не известно, также непонятен цветок  лотоса в левой руке, а вот всё остальное раскрывает глубочайшую идею, зафиксированную данным иероглифом, идею, может быть, трудно усваиваемую неподготовленным интеллектом. Здесь имеется в виду понятие, описывающее некую сущность, абстрактную или реальную, являющуюся основой бытия нашего мира. Поэтому существует ещё одно название этого аркана – «Матерь Мира».
    Идея о том, что Изида является матерью мира людей, нашла отражение в символике современных масонов. Они называют себя – «дети Вдовы», намекая на древний миф, по которому муж Изиды – Озирис был предательски убит и стал богом потустороннего мира - Богом Мёртвых, в то время, как их сын Гор, впоследствии отомстив за отца, на этом свете сделался  Богом  Живых.
    Ключом к пониманию аркана является заявление богини, о том, что она есть то, что было, есть и будет. Очевидно, здесь имеется в виду массив знаний, информации по всем мировым законам, которые расставляют все события в причинно-следственные цепи.
     В современной науке есть такой условный вымышленный персонаж – «демон Лапласа». В чём тут дело? Самолично ли данный парадокс изобрёл Лаплас, неважно, но если принять априори, что в мире не бывает случайных явлений, а все события идут строго детерменированно друг за другом в виде причин и следствий, то какое нибудь сверхсущество, наделённоё суперразумом и железной логикой, вполне сможет проследить все природные (или вселенские, как угодно) зависимости и процессы  и  будет  в  состоянии вычислить  любое  событие  через  какой угодно отрезок времени – и то, что есть, и то, что было, и то, что будет. Ясно, что данный подвиг не под силу обычному человеку. Именно поэтому голая богиня укрыта покрывалом, не позволяющим взглянуть на неё простому смертному.
    Т.е. аркан вполне определённо утверждает, что подобный массив информации существует, вполне открыт и доступен в «голом» виде, вот только разобраться в нём, где есть что, очень и очень сложно и только «демон Лапласа» способен этот клубок распутать, тем самым как бы всё же заглянуть под покрывало Изиды.
    Изида олицетворяет собой причинно-следственную связь явлений нашего мира, так сказать, его законы, по которым мир живёт и изменяется. Если чётко знать всю цепь причин и следствий, то и будущее и прошлое будут обрисованы без малейшей ошибки! Именно об этом говорится в надписи на статуе. Следовательно, Изиду можно назвать «Богиней Законов» или, как принято в век научно-технического прогресса и информатики - «Богиней Информации». Заметьте, речь идёт только об информации, о закономерностях этого мира, что-то типа «Инструкции по эксплуатации». Богиня обнажена, потому что представляет собой «голую, неприкрытую правду» о том, что было и что будет. Самые главные её секреты записаны на папирусе, чтобы те, кто жаждет  истинного  знания,  могли  их  прочесть. В то же время на богиню накинуто покрывало, предупреждающее о принципиальной невозможности для обычного разума постигнуть все законы, сокрытые в богине. Так, общие черты фигуры можно оценить, но узнать всё до конца человеку не суждено. Каким же образом Изида рождает причинно-следственные связи мира, как она ткёт  сеть из ячеек-законов, накинутую на Вселенную? Она её просто думает. Ещё одно имя Изиды, дошедшее до нас из древности – «Та, что грезит». Её грёзы, её мечты, её мысли, её сны – есть те самые рельсы мировых законов, по которым развивается наша Вселенная. И не вздумайте её разбудить – мир разом провалится в Пралайю, станет бесформенной кашей из материи без мыслей-законов, в которые, как в формочки, заливается вещество и принимает определённые формы обьективной реальности. Поэтому ещё одно прозвище богини – «Божественная Корова». Ведь в своих рогах она носит наш, человеческий мир, который есть облако её мыслей, витающих над её головой – так считали древние египтяне.
    В доказательство ранее высказанной мысли о растворённости идей герметизма во всех религиозно-философских системах мира можно указать на практически полную идентичность образов Девы Марии и Богини Изиды. В Древнем Египте самым популярным изображением Изиды было, где она сидит с младенцем Гором на руках. А зачала она Гора от своего мужа-мертвеца Озириса, обитателя  потустороннего  мира.
Ну, чем не непорочное зачатие! Изобретатели христианства не придумали ничего нового. Не разобравшись, что в герметизме Озирис, Гор и Изида олицетворяют вселенские абстрактные сущности и явления, они всё упростили, создав свою «команду» из Яхве (Иеговы), Иисуса Христа и Девы Марии, сведя философское откровение о глубинных космических процессах к банальному, и всем понятному «чуду» - девушку угораздило забеременеть без мужика… Конечно, христианство не исчерпывается только чудом непорочного зачатия. Основным для него является другое чудо – воскрешение после смерти. Но, если хорошенько вглядеться, снова виден плагиат! Христос, как и основные персонажи других, более древних религий, к примеру – грек Адонис, перс Митра, был убит «нехорошими» людьми, но поскольку сам был «очень хорошим», воскрес и…переселился на небо. Но это же «один в один» пересказ истории о смерти и воскрешении самого Озириса, который затем также «получил вид на жительство» отнюдь  не  среди  людей,  и  если еще учесть, что по легенде Митра был рожден в хлеву 25 декабря, то еврейская «Библия» по меньшей мере выглядит литературным хамством!
    И ещё. На лицо связь между древнеегипетской цивилизацией и ариями – приходили они всё таки к берегам Нила! Уж очень хорошо египетская троица – Бог Живых Гор, Бог Мёртвых Озирис и Богиня Законов Изида вписывается в идеологию древних арийцев, считавших, что Вселенная состоит из трёх миров: реальный мир живых людей  Явь, потусторонний мир духов и нечисти Навь, а также мир законов, управляющих всем, Правь.



                I I I - ИМПЕРАТРИЦА

    Почему этот аркан называется «Императрица», непонятно, если судить по картинке, которая соответствует её древнему описанию. Есть конечно современные варианты аркана, но они явно подогнаны под название карты, так как изображают сидящую на императорском троне жизнерадостную женщину в царском одеянии и с короной на голове. И всё,  больше  ничего  существенного.
    А вот по древней трактовке аркан очень даже перегружен различными «наворотами».
    Прежде всего, она вечно беременна и вечно рожает. Что именно? А ту самую бесформенную материю, пропитанную необузданной энергией, которые потом разливают по формочкам, подготовленным предыдущей в нашем  рассмотрении  богиней – Богиней Законов.
    Двенадцать звёзд Зодиака, вращаясь и поочерёдно венчая «Вечную Рожаницу»,     намекают,    что     «процесс»    растянут    во    времени     и однозначно связан с вращением небосвода. Мощь изображённой богини просто таки беспредельна и она черпает её прямо из глубин Космоса – два крыла богини уходят в бесконечную тьму вселенной позади неё. Она живёт за облаками, т.е. область её существования не подвластна человеку, ни по его физическим возможностям, ни по его разуму. Наверняка что-то означает скипетр «огонь» в левой руке и нарисованный на щите орел с египетским крестом «анх» в клюве. Также что-то символизируют длиннющее платье с одной (почему-то) стороны, а с другой – обнаженная нога попирает месяц. Все эти символы давно утеряны для человеческой культуры. Вполне определенно можно сказать разве что о троне богини. Она сидит на тяжелом гранитном кубе, что говорит об устойчивости и постоянстве изображенного на карте процесса. В то же время сам трон зиждется на сфере, значит богине приходится постоянно следить за равновесием. И если учесть, что сфера свита из каких то огненных энергетических нитей, то можно предположить – богиня «оседлала» какую-то потенциальную катастрофу и ей скучать не приходится.

                (продолжение следует)