Когда на Руси будет жить хорошо?

Валерий Попов 3
Очень много дискуссий последнее время на тему коррупции и, иногда кажется, что это зло можно победить, нужно только не давать и не брать. Но всё оказывается не так просто, нужно кардинально изменить общество, переключить мозги каждого на другой режим...
Большинство трезвомыслящих людей видят вороватость и бездарность многих, имеющих  власть, хамство и жульничество чиновников, полукриминальное поведение ментов, рабскую прессу, холопское презрение к свободе и к личному достоинству, готовность оправдать любую подлость, жестокость и жульничество и хотели бы кардинальных перемен.
Если ты не участвуешь в этом процессе, как, например я, поскольку находясь в другом государстве можно только созерцать происходящее в России со стороны, невозможно понять масштабы этого явления. Но при любом контакте в Росссии невольно оказываешься участником коррупционного действа. . Живя в Европе, на многое, происходящее в России, смотришь другими глазами  Я давно открыл для себя простую истину: чем честнее нация, тем лучше она живет.
Не стоит  вдаваться в пространные дискуссии и рассуждать, кто честнее – немцы или французы, но то, что французы честнее и порядочнее тех же гаитян, очевидно. Общество – это люди и отношения  между людьми. Если люди сумели установить честные и открытые отношения друг с другом, тогда и общество будет процветать.  Проблемы, всегда стоящие перед Россией, можно описать одним словом: «воруют». Это так просто и так понятно -эмигрируют из стран, где люди не смогли договориться о том как жить честно, а эмигрируют в страны, где существует доверие между людьми, где нет постоянного страха быть обманутым. Деньги, сильная экономика - это всего лишь производная честности, порядочности, любой нормальный человек хочет, чтобы его окружали честные и порядочные люди- исключений просто нет нигде в мире - с ворами жить не хочет никто. Поэтому и стремятся в те страны, где уровень честности выше. В Европе можно видеть на сельских дорогах стоящие тележки со свежей клубникой. Написана цена и стоит банка с деньгами, продавца нет. Люди подъезжают к тележке, берут сколько надо клубники, кладут в банку необходимую сумму денег (если надо, можно  открыть банку и взять сдачу) и уезжают. Точно так же продают и цветы – около поля с разными цветами стоит стол, а на нём ножи, ножницы и коробок для денег, на разные цветы указана разная стоимость. Иди на поле, срезай, что хочешь и положи деньги в коробок. Представьте на секунду: пустая дорога, тележка, цветы и коробок с евро. Время от времени проезжающая машина останавливается, из нее выходит человек, нарезает  букет цветов, кидает требуемую сумму в  коробок и уезжает. Вечером приезжает хозяин, забирает деньги.  На самом деле это  очень важно - речь идет о доверии между людьми, и, как мне кажется, именно от этого зависит благосостояние общества. Почему в России всё не так? Потому что  нет доверия между людьми,общества нет, а есть простой механический набор живущих в ней людей. Для того, чтобы возникло общество необходимо уважение и  доверие людей друг к другу. Пока таких отношений нет, каждый  будет пытаться натянуть одеяло на себя, обмануть  окружающих и в результате... а что бывает в результате хорошо известно. Уровень благосостояния общества – это производная от честности и порядочности людей, из которых данное общество состоит.  Норвежцы, немцы, японцы, швейцарцы, шведы, фины в массе своей (конечно же есть исключения) честные люди. Честные и законопослушные, видимо у них есть особый ген , который не дает им обманывать и противоречить закону. Поэтому эти страны живут лучше остальных. В Нигерии, Колумбии, Зимбабве, Украине, России нет доверия между людьми, нет честности - поэтому в этих странах живут, как живут. Если бы вдруг в людей вселился бы дух честности, то мгновенно исчезла бы коррупция, упали цены, открылись бы новые компании, исчезла безработица, повысилось бы качество всего, от образования и медицины до качества докторской колбасы. Когда в обществе устанавливается уважение и доверие между людьми, это общество процветает. Когда доверия нет и каждый пытается обмануть другого – нет прогресса и страна  беднеет. Пока люди не поймут, что страна - это всего лишь  большая семья, пока они не поймут, что нельзя воровать друг у друга - будут жить плохо и бедно.
А для того, чтобы жить богато надо уважать  друг друга, научиться доверять друг другу и ни в коем случае не обманывать - ни на копейку, ни на миллиард.
Июнь 2010 года, я снова в отпуске на родине.Очередной технический осмотр моего старого, но в хорошем состоянии автомобиля, это каждый раз нервотрёпка с потерей времени и денег. Несколько лет  я старался честно проходить техосмотр, понимая, что в машине нет проблем. В итоге это стоило потерей, как минимум 1-2 дней отпуска и, как правило дополнительных затрат. Всегда находились недостатки в состоянии машины и меня отправляли на сервис. Претензии  иногда были абсурдными и невыполнимыми как, например, поставить щётки на фары моей 20-летней  ВАЗ2105. А что говорить о хамском, менторском тоне молодого мордастого Димы старлея, который упивался собственным величием и безнаказанностью до такой степени, что не стеснялся  громогласно заявлять, что он здесь пуп земли и никто ему не указ.
 В этот раз  я прилетел в Москву в последний день июня и пришёл в ГИБДД, чтобы узнать, когда можно пройти техосмотр. К несчастью, день был неприёмный, но проводился техосмотр техники юридических лиц. На мой вопрос, когда я могу пройти техосмотр,последовала тирада в грубой форме, что мол читать не умеете мудаки, отнимаете драгоценное время и т.п. Но самое интересное далее. Привожу дословно наш диалог : « У вас сегодня последний день на техосмотр?  Да, я вот только приехал в отпуск, я здесь не живу.. Ах так, завтра я поставлю наряд здесь и тебя ошкурят по полной программе, вот тогда запоёшь!» Мне было ясно, что он имеет ввиду. Сейчас достаточно большие штрафы за езду без техосмотра и завтра я потенциальный нарушитель, которого надо наказать. И это говорилось с таким злорадством, что я поверил, что так и будет. Вечером я позвонил знакомому таксисту Сергею, вспомнив, что он обещал помочь в случае чего.
Договорились встретится возле ГИБДД, он заверил, что проблем нет и за прохождение техосмотра такса 1000 рублей. Делать нечего, деньги небольшие, важен результат, который гарантирован.
Многие из нас наивные люди и я в том числе. Я полагал, что техосмотр за взятку- единичное явление, ну можно через друзей, знакомых как-то ухитрится пройти техосмотр, всегда есть круг хороших знакомых. Но оказалось работает и много лет исправно целая система, в которой задействованы практически все сотрудники, причём открыто. Главное -  передача денег через доверенных посредников и все. Деньги передаются надёжными людьми  без свидетелей, а дальше просто формальная процедура осмотра, которая всегда положительна, несмотря на явные проблемы. Пока я стоял в очереди, рядом стояли на техосмотр и с треснувшим стеклом и с тёмными стёклами. Все были уверены  и нисколько не сомневались, что пройдут, поскольку заплачено.  Очередь была довольно длинная и все платили, только кто в кабинете, а кто,как я через посредника на стенде. Старлей, конечно, узнал меня, но не подал виду, мои документы с 1000 рублей уже были у него и вся процедура заняла не более 5 минут.  И тут я только понял, что они не просто помогают своим друзьям, они сознательно устраивают спектакль честным недающим водителям, заставляя  платить.
Так было и со мной, когда несколько раз меня отправляли устранять какие-либо якобы дефекты, которые можно при желании найти и в новой машине.
Всё можно понять, и  маленькая зарплата и тяжёлая работа, но как понять гибель многих тысяч людей из-за неисправностей автомобилей и  формальных техосмотров? Техосмотр превратился в одну из кормушек нашей славной милиции без всяких гарантий хоть какой-либо пригодности  техники к эксплуатации. Я готов официально платить  больше, но техосмотр обязан быть не формальным, а настоящим, без очередей и без взяток. Как, например, в Германии.
Скоро будет 10 лет, долгих 10 лет жизни в Германии. Жизнь другая, люди другие, хотя внешне никакой разницы. Я уже привык к этой  другой жизни и, мне кажется, так должно и быть, но постоянно приходит одна мысль, почему у нас всё по другому? Не как у людей? И нет ответа...Почему дают и берут взятки кругом, почему воруют, почему пьют немерено? И нет ответа.. Можно приводить любые оправдания, ну там особый путь и т.п., но почему из поколения в поколение у нас только разрушают и практически ничего не создают? Прошло 20 лет со времен «великой капиталистической революции», когда страна вновь была ввергнута в очередную смуту. Последствия этой смуты ущё долго будут сказываться, по некоторым оценкам Россия потеряла больше чем в последней войне и продолжает терять. Почему и Германия и Япония так быстро восстановились после войны и лидируют? Где логика?
Наблюдая за своими коллегами по работе, изучая жизнь и поведение окружающих, я невольно прихожу к мысли, что основными условиями процветания являются уважение и доверие между людьми, традиции, стабильность и материальная достаточность, законопослушность и социальные гарантии. Люди привыкли к хорошей жизни, где нет бездомных собак и кошек, люди привыкли здороваться при встрече и улыбаться, люди уверены в своём будущем. Так должно быть, как это приблизить? И нет ответа..
Осмелюсь предположить, что многое у людей «зашито» на генетическом уровне, в том числе и социальные отношения и основные правила, определяющие поведение в обществе. И происходит это в процессе эволюции втечение  веков. Невозможно изменить и сделать Россию Германией или наоборот. Удивительный пример – немцы в России и на Волге и в Казахстане жили значительно лучше, у них были прекрасные дома, много всякой живности, они умели обустроить свой быт. А после отъезда их на историческую родину, всё пришло постепенно в упадок. И в Германии они не стали нахлебниками, как большинство эмигрантов, а довольно быстро адаптировались, построили дома и прекрасно живут..
Для меня построить дом всегда казалось невыполнимой задачей, связанной не только с материальными трудностями, но и с психологическим аспектом. В чужой стране, без знания языка ухитриться построить, равносильно подвигу. И вдруг  я в гостях у моего коллеги по работе, выходца из Казахстана,  имеющего немецкие корни. Огромный новый дом в 3 этажа, метров эдак 300 квадратных с гаражом, лужайкой  - мечта, а не дом! И это за короткое время самостроем, вот так Саша! Оказалось у них и в Казахстане были дома на загляденье и, уезжая,они плакали, знали, что всё пропадёт..
Как-то будучи в отпуске в России, я попал на Чёрное море. Недалеко от Туапсе  есть посёлок Ново-Михайловский. Отдыхать на море я не собирался, но по стечению обстоятельств оказался там, было интересно увидеть, как там сейчас. Ехали к морю  на достаточно хорошем автобусе около суток, дорога оказалась не очень утомительной, но придорожный сервис, это что-то, даже не описать! Сдаётся мне, что в давние советские времена было лучше. Единственное «достижение»  – туалеты все платные и, чтобы народ не бежал налево, длинные заборы. И рынки  кругом на остановках. Худо-бедно доехали до моря, автобус остановился и высадил всех у какого-то забора и тут, мама моя, по калдобинам с чемоданами и сумками, какими-то закоулками мы попёрлись в гостиницу. Чуть меньше километра, но по каменьям, вот это сервис! Моё возмущение вызвало удивление не только у представителя турфирмы, чем я был озадачен. Люди не видят таких маленьких проблем,  подумаешь километр протащили сумки, не сахарные..Далее ещё хлеще, номера практически не убираются, только поменяли бельё по приезду и всё.  Туалет и душ вместе, воняет мочёй и грязно. Но все молчат, главное море, а эти мелочи, переживём..
Красивый берег, чистая вода и голубое небо без облачка, что ещё надо? Место замечательное!
Сюда бы тех же немцев и был бы самый престижный курорт! Но здесь в основном  почему-то армяне торгуют кругом, цены бешеные и кругом всё продают и покупают. Основное,конечно, море, но и здесь своя ложка дёгтя. Туалетов на берегу раз, два и обчёлся, да и те платные на замке, вот и приходится людям писать в море, народу много, жарко.. Никто не задумывается, а ведь это проблема, и так во всём, куда не посмотри.. Гены  проклятые берут своё..В общем впечатление от моря было испорчено нашим навязчивым сервисом...
Вот ещё одно наблюдение на дорогах, описанное блогером exler.ru, отражающее наше общество, в котором одни следуют правилам и законам,а многим всё по барабану и они несутся и по встречке и по обочине жизни:
"Сотни водителей уродуют свои и чужие машины, пытаясь прорваться по обочине дороги, которая для этого, в общем-то, совершенно не предназначена.
Что меня вчера просто убило - это зрелище "Бентли" , едущего по обочине Калужского шоссе с риском свалиться в кювет или ободрать зеркало или весь бок машины слева. А уж когда он уперся в зад джипа, водитель которого решил своей машиной слегка перекрыть поток дебилов, едущих по обочине, то сначала долго гудел, а потом стал объезжать джип, почти свалившись при этом в кювет - это было просто прелестно. Спасибо за сладостные минуты, меня это изрядно развлекало в пробке.
Второй любопытный момент - это обгон пробки по встречке. Даже самому законченному идиоту понятно, что когда стоит плотная пробень, при выезде на встречку обратно вписываться тебе некуда. Но разве это может служить препятствием настоящим джигитам, которые самые умные и считают, что в пробке могут стоять только дураки?"
Вот так пока мы и живём, к сожалению..