Зрелость Духа. К юбилею С. Есенина

Валентина Лефтерова
21 сентября 1895 г. — родился Сергей Есенин

                Зрелость Духа

Неприятное это дело — сознаваться в своем невежестве, но иногда, случается, этого никак не избежать. Вот и у меня сейчас именно такой случай.

Статья редактора в Серпуховской газете "Совет"  о Сергее Есенине (сентябрь 2005г.) заставила почему-то обратиться к двухтомнику поэта. И вдруг… Боже мой! Случилось непредвиденное: я, в 54 года, открыла перед собой совершенно нового, совершенно неизвестного мне поэта!

Мне стало стыдно. Как, ты совершенно забыла "Русь советскую"? Ты, в течение стольких лет, совершенно не вспоминала "Русь бесприютную"? Ты не помнишь "Сорокоуст"? "Певущий зов"? "Русь уходящую"? "Письмо от матери", "Метель", "Весну"?.. "Кобыльи корабли"? "Пантократор"? "Письмо деду"? "Сказку о пастушонке Пете…", "Песнь о великом походе", "Мой путь"? "Пугачев"?..

Я не могла поверить, что открываю для себя Есенина заново. Словно бы никогда и не читала его. Слава Богу, в памяти всё-таки осели когда-то "Письмо к сестре", "Русь", "Письмо к женщине", "Стансы", "Черный человек"…

Но, в основном, передо мной встал новый Есенин. Нет, в лирике его всё знакомо: грусть, боль, философия поэта, — всё понятно и тонко, всё в памяти (многое — и на слуху, Есенина же теперь много поют). А вот поэмы его и поэмки… Да, это новый мир, и совсем, совсем иной. Здесь уже — не мальчик, не праздный мятущийся мальчик  Серёжа, здесь — мыслитель, философ, аналитик. Тонкий аналитик. Здесь — анатомия русской истории.

Вы — прозреете, перечитав это. Почему же столько лет замалчивался Есенин-философ, Есенин-аналитик?

Почему нам всегда преподносили образ "испившегося" (всё равно как и "исписавшегося") поэта? В моем сознании столько лет и был этот образ мальчика, в юности проскакавшего "на розовом  коне", а к 25 годам —  мечущегося, бродяжничающего, бессильного "алкоголика", талант которого, якобы, всё более иссякал, — до самого дня смерти…

А на самом деле — его лучшие вещи написаны именно в 23-25-ом  годах, т.е. за год-два-три до смерти. И какие вещи, и как написаны! Сколько пафоса в его поэмах! Сколько свежести, мыслей! Как сочен язык! Как точны, афористичны, по народному просты фразы, строки, строфы! Над многими стихами хотелось плакать.

В одночасье перечитав всего позднего Есенина, я сказала себе: "Да это Пушкин начала ХХ века!" И было-то ему в канун гибели менее 30 лет!

— Ай да Есенин, ай да молодец! — что ещё сказать, кроме этого? Разве только назвать  Гением? Но это сделали многие критики, исследователи его творчества и до меня…

А я даже "Анну Снегину" ранее не допонимала. Казалась мне — наброском, эскизом. Штрихи, а не поэма. Да нет же, всё там сполна. Всё в строчках, многоточиях. Только теперь это отчетливо вижу.

...Весь Есенин — на настроениях. Весь — в радости, в грусти. В размышлениях, в вере.

Кажется, один только раз взялся за перо в отчаянии и зле: "Метель", помните?

"Облезлый клён

. . . . . . . . .

Гнусавит хрипло

. . . . . . . . .

Какой он клен?

Он просто столб позорный

. . . . . . . . .

Я не люблю

Распевы петуха…

. . . . . . . . .

Луну, наверное,

Собаки съели —

Её давно

На небе не видать…

. . . . . . . . .

Себя усопшего

В гробу я вижу…"

(декабрь 1924г.)

Здесь Серёжа облаял всё. Всё, что любил и воспевал ранее целых 15 лет. Эх, какою же, наверное, была его досада, или печаль, или депрессия в те дни…

Но уже в том же декабре он написал "Весну", где ответил сам себе же. И как ответил!

"Припадок кончен.

Грусть в опале.

Приемлю жизнь,

Как первый сон.

. . . . . . . . .

Тинь-тинь, синица!

Добрый день!

Не бойся!

Я тебя не трону.

. . . . . . . . .

Привет тебе,

Мой бедный клён!

Прости, что я тебя обидел.

. . . . . . . . .

А ночью

Выплывет луна.

Её не слопали собаки…

. . . . . . . . .

Так пей же, грудь моя,

Весну!

Волнуйся новыми

Стихами!

Я нынче, отходя ко сну,

Не поругаюсь

С петухами…"

Словом, поэт со всеми своими друзьями-образами примирился, и даже повинился перед ними…

А вам рассказывали когда-нибудь в школе, или институте, что Сергей Есенин в 1912-1914 годах  учился в Московском городском университете им. А.Л.Шанявского на историко-философском факультете? Наверное, нет. Нам всегда вбивали в голову, что он был певцом патриархальной, отсталой деревни, заблуждался, и далее этого не пробился…

Наверняка, вам даже не упоминали о его публицистике, и даже о его яркой статье "Железный Миргород", написанной после поездки на «прогрессивный» Запад? Я поразилась глубине его наблюдений, афористичности изложения. Только сильный, тонкий ум мог так видеть, сравнивать,  и даже предугадывать многое. Неужели и об этом тоже до сих пор ещё не просвещают в школах?

Странно как-то выходит: ни Карамзинскую историю нам в школах (да и в ВУЗах) не давали, ни правды о Пушкине, Гоголе (той, что теперь нахожу в документальных книгах В.Вересаева, к примеру, а ведь писаны они в 20-30 годах прошлого века, и даже издавались тогда, несмотря на все раздутые нынешними историками "сталинские реакции"!); ни об энциклопедисте Мережковском почти вообще не упоминали, ну, разве  только ругали за богоискательство... Да разве только о них и об этом!..

Я радуюсь новому времени: хоть к книгам-то доступ есть! Какая, всё-таки, безнравственность в этом желании скрыть правду, передовые, лучшие мысли человечества перед целыми поколениями! Подменив их суррогатом тех  "подливок" и "соусов", под которыми нам "подавали" и историю, и искусство, и биографии гениев…

Но вернемся к первоначальной теме. Вернёмся к стихам поэта. Некоторые выдержки из "маленьких поэм" (а так определял жанр этих произведений сам Сергей Есенин) мы опубликуем ниже.

Столько силы, здорового духа, меткости в определениях, характеристиках в этих строках, что они не оставляют камня на камне от того представления о поэте — алкоголике, слабаке с упадническими настроениями и т.п., которые десятки лет вбивали в наши головы предвзятые толмачи-партейцы ХХ века.

…Есенин — прежде всего — природен. Дитя полей, лугов, лесов, простора; сын века, перечеркнутого для истории теми самыми партейцами, реально — сильнее и жизненнее их всех, вместе взятых. В его стихах — сплав эмоций, ума, боли, памяти, веры. Его удивительная лиричность есть природная страстность (как, видимо, и наоборот: его страстность есть природная лиричность). И здесь хочется согласиться с мнением А.М.Горького, что этот феноменальный человек очень напоминает собой какой-то природный орган, инструмент, явившийся милостью Божьей восславить, оставить в истории, в веках всю ту прелесть русской жизни, которую так чувствовал, органично представлял собою и выражал в лирике великий поэт, поистине — певец Красоты, Правды, Добра. Человечности…

Дай бог России побольше таких поэтов! Да хотя бы по одному в рассвете каждого века, и то уже много!..

Есенин всегда Есенин. Даже если мы его будем понимать  и открывать для себя  внове в 50, или более, лет…

Сентябрь-2005 

Валентина Лефтерова

(Опубликовано: «Эксперимент», № 3 (14) /2005, с. 43)