21 сентября 1895 г. — родился Сергей Есенин
Зрелость Духа
Неприятное это дело — сознаваться в своем невежестве, но иногда, случается, этого никак не избежать. Вот и у меня сейчас именно такой случай.
Статья редактора в Серпуховской газете "Совет" о Сергее Есенине (сентябрь 2005г.) заставила почему-то обратиться к двухтомнику поэта. И вдруг… Боже мой! Случилось непредвиденное: я, в 54 года, открыла перед собой совершенно нового, совершенно неизвестного мне поэта!
Мне стало стыдно. Как, ты совершенно забыла "Русь советскую"? Ты, в течение стольких лет, совершенно не вспоминала "Русь бесприютную"? Ты не помнишь "Сорокоуст"? "Певущий зов"? "Русь уходящую"? "Письмо от матери", "Метель", "Весну"?.. "Кобыльи корабли"? "Пантократор"? "Письмо деду"? "Сказку о пастушонке Пете…", "Песнь о великом походе", "Мой путь"? "Пугачев"?..
Я не могла поверить, что открываю для себя Есенина заново. Словно бы никогда и не читала его. Слава Богу, в памяти всё-таки осели когда-то "Письмо к сестре", "Русь", "Письмо к женщине", "Стансы", "Черный человек"…
Но, в основном, передо мной встал новый Есенин. Нет, в лирике его всё знакомо: грусть, боль, философия поэта, — всё понятно и тонко, всё в памяти (многое — и на слуху, Есенина же теперь много поют). А вот поэмы его и поэмки… Да, это новый мир, и совсем, совсем иной. Здесь уже — не мальчик, не праздный мятущийся мальчик Серёжа, здесь — мыслитель, философ, аналитик. Тонкий аналитик. Здесь — анатомия русской истории.
Вы — прозреете, перечитав это. Почему же столько лет замалчивался Есенин-философ, Есенин-аналитик?
Почему нам всегда преподносили образ "испившегося" (всё равно как и "исписавшегося") поэта? В моем сознании столько лет и был этот образ мальчика, в юности проскакавшего "на розовом коне", а к 25 годам — мечущегося, бродяжничающего, бессильного "алкоголика", талант которого, якобы, всё более иссякал, — до самого дня смерти…
А на самом деле — его лучшие вещи написаны именно в 23-25-ом годах, т.е. за год-два-три до смерти. И какие вещи, и как написаны! Сколько пафоса в его поэмах! Сколько свежести, мыслей! Как сочен язык! Как точны, афористичны, по народному просты фразы, строки, строфы! Над многими стихами хотелось плакать.
В одночасье перечитав всего позднего Есенина, я сказала себе: "Да это Пушкин начала ХХ века!" И было-то ему в канун гибели менее 30 лет!
— Ай да Есенин, ай да молодец! — что ещё сказать, кроме этого? Разве только назвать Гением? Но это сделали многие критики, исследователи его творчества и до меня…
А я даже "Анну Снегину" ранее не допонимала. Казалась мне — наброском, эскизом. Штрихи, а не поэма. Да нет же, всё там сполна. Всё в строчках, многоточиях. Только теперь это отчетливо вижу.
...Весь Есенин — на настроениях. Весь — в радости, в грусти. В размышлениях, в вере.
Кажется, один только раз взялся за перо в отчаянии и зле: "Метель", помните?
"Облезлый клён
. . . . . . . . .
Гнусавит хрипло
. . . . . . . . .
Какой он клен?
Он просто столб позорный
. . . . . . . . .
Я не люблю
Распевы петуха…
. . . . . . . . .
Луну, наверное,
Собаки съели —
Её давно
На небе не видать…
. . . . . . . . .
Себя усопшего
В гробу я вижу…"
(декабрь 1924г.)
Здесь Серёжа облаял всё. Всё, что любил и воспевал ранее целых 15 лет. Эх, какою же, наверное, была его досада, или печаль, или депрессия в те дни…
Но уже в том же декабре он написал "Весну", где ответил сам себе же. И как ответил!
"Припадок кончен.
Грусть в опале.
Приемлю жизнь,
Как первый сон.
. . . . . . . . .
Тинь-тинь, синица!
Добрый день!
Не бойся!
Я тебя не трону.
. . . . . . . . .
Привет тебе,
Мой бедный клён!
Прости, что я тебя обидел.
. . . . . . . . .
А ночью
Выплывет луна.
Её не слопали собаки…
. . . . . . . . .
Так пей же, грудь моя,
Весну!
Волнуйся новыми
Стихами!
Я нынче, отходя ко сну,
Не поругаюсь
С петухами…"
Словом, поэт со всеми своими друзьями-образами примирился, и даже повинился перед ними…
А вам рассказывали когда-нибудь в школе, или институте, что Сергей Есенин в 1912-1914 годах учился в Московском городском университете им. А.Л.Шанявского на историко-философском факультете? Наверное, нет. Нам всегда вбивали в голову, что он был певцом патриархальной, отсталой деревни, заблуждался, и далее этого не пробился…
Наверняка, вам даже не упоминали о его публицистике, и даже о его яркой статье "Железный Миргород", написанной после поездки на «прогрессивный» Запад? Я поразилась глубине его наблюдений, афористичности изложения. Только сильный, тонкий ум мог так видеть, сравнивать, и даже предугадывать многое. Неужели и об этом тоже до сих пор ещё не просвещают в школах?
Странно как-то выходит: ни Карамзинскую историю нам в школах (да и в ВУЗах) не давали, ни правды о Пушкине, Гоголе (той, что теперь нахожу в документальных книгах В.Вересаева, к примеру, а ведь писаны они в 20-30 годах прошлого века, и даже издавались тогда, несмотря на все раздутые нынешними историками "сталинские реакции"!); ни об энциклопедисте Мережковском почти вообще не упоминали, ну, разве только ругали за богоискательство... Да разве только о них и об этом!..
Я радуюсь новому времени: хоть к книгам-то доступ есть! Какая, всё-таки, безнравственность в этом желании скрыть правду, передовые, лучшие мысли человечества перед целыми поколениями! Подменив их суррогатом тех "подливок" и "соусов", под которыми нам "подавали" и историю, и искусство, и биографии гениев…
Но вернемся к первоначальной теме. Вернёмся к стихам поэта. Некоторые выдержки из "маленьких поэм" (а так определял жанр этих произведений сам Сергей Есенин) мы опубликуем ниже.
Столько силы, здорового духа, меткости в определениях, характеристиках в этих строках, что они не оставляют камня на камне от того представления о поэте — алкоголике, слабаке с упадническими настроениями и т.п., которые десятки лет вбивали в наши головы предвзятые толмачи-партейцы ХХ века.
…Есенин — прежде всего — природен. Дитя полей, лугов, лесов, простора; сын века, перечеркнутого для истории теми самыми партейцами, реально — сильнее и жизненнее их всех, вместе взятых. В его стихах — сплав эмоций, ума, боли, памяти, веры. Его удивительная лиричность есть природная страстность (как, видимо, и наоборот: его страстность есть природная лиричность). И здесь хочется согласиться с мнением А.М.Горького, что этот феноменальный человек очень напоминает собой какой-то природный орган, инструмент, явившийся милостью Божьей восславить, оставить в истории, в веках всю ту прелесть русской жизни, которую так чувствовал, органично представлял собою и выражал в лирике великий поэт, поистине — певец Красоты, Правды, Добра. Человечности…
Дай бог России побольше таких поэтов! Да хотя бы по одному в рассвете каждого века, и то уже много!..
Есенин всегда Есенин. Даже если мы его будем понимать и открывать для себя внове в 50, или более, лет…
Сентябрь-2005
Валентина Лефтерова
(Опубликовано: «Эксперимент», № 3 (14) /2005, с. 43)