Еще раз о Высоцком. И про цирк

Виктор Кон
В каждом рассказе, как и в любом деле, главное -- это правильно начать. Мне почему-то вдруг захотелось начать с одной проблемы выбора. Я ученый, и мой отец был еврей, от него и фамилия. А мать русская, поэтому я русский. Тем не менее в 90-е годы меня очень часто спрашивали о том, почему я не уехал в Израиль. Все уезжали, а у меня там много родственников. Это действительно так, хотя я их никогда не видел. Более подробно написано в романе "Моя жизнь". Но я все же часто ездил во Францию по работе. И до сих пор меня спрашивают о том, почему я не захотел уехать во Францию насовсем. Но ответ простой -- я живу в Москве. И не хочу жить в маленьких городах заграницы. Там не интересно. В Москве я сижу в основном дома, так мне нравится, но я знаю, что в любой момент могу выйти и увидеть много интересного.

И вот один такой случай представился сегодня. Позвонили из Совета ветеранов и сказали, что можно сходить на цирк-шоу "Владимир Высоцкий". Позвонили по понятной причине, так как моя жена пенсионерка помогает там в работе на компьютере. Ну а жене уже я помогаю, так что мне тоже приходиться там бывать. То, что я ветеран -- не главное. Мы собрались в метро -- десять человек вместо двадцати по списку приглашенных и поехали из Теплого стана в ВДНХ. Стоял последний день масленицы, воскресенье, на территории выставки было достаточно много людей и была полная атмосфера праздника с концертом, павильонами, в которых продавали блины и не только.

Шоу должно было проходить в новом театре на ВВЦ, вход через павильон Космос. Это довольно далеко от метро, мы опаздывали и шли максимально быстро. Уже не все помнили где же этот павильон находится, а ведь когда-то попасть в него было очень непросто и там было все самое интересное, что тогда было в СССР. Но это время прошло. Еще стоят перед павильоном самолет и ракета, но сам павильон пуст, там идет торговля, сделаны торговые точки, которые уже заполнены лишь на треть, остальные просто пустуют. Огромный зал павильона производит жалкое впечатление, но еще не так плох. И все еще можно восстановить.

Пройдя весь павильон мы нашли вход в театр, надо было подняться на второй этаж. Зал театра был довольно большим, а зрителей пришло заметно меньше, зал не был полон, но и не был пустым, люди пришли. Многие, наверно, как и мы, пришли бесплатно, я этого не знаю. И было совсем непонятно что мы будем смотреть. Говорилось про Высоцкого и про цирк. Но какое отношение Высоцкий имеет к цирку? И зал был концертный. Да и сцена была закрыта. Но вот пришло время и все началось.

Сначала вышел руководитель коллектива и рассказал о том, как возникла идея и было создано шоу. И это сразу удивило. Оказывается русские артисты известных цирков мира, будучи за рубежом любили слушать песни Высоцкого. А потом решили создать цирковую интерпретацию его песен. И показать это в России. У них есть шоу, но нет рекламы, никто не знает, поэтому они решили дать несколько представлений в Москве почти даром. Затем появились сами артисты, все очень молодые люди. И появились они из конца зала, стали перед сценой и ... так и непонятно было где же они будут выступать.

Это понравилось, всегда интересно столкнуться с чем-то новым. И вдруг на сцене включился свет, занавес оказался прозрачным, но и он поднялся и артисты вышли на сцену. Это был не совсем цирк, точнее цирк атракционов, трюков, гимнастики, эквилибристики, танцев, и одновременно все выглядело как спектакль. И самое поразительное, что все номера сопровождались исполнением лучших песен Высоцкого самим автором, конечно в записи. И получалось так, что если бы они вообще ничего не делали, а только просто дали послушать песни, то и этого уже было бы достаточно.

Фокус еще и в том, что я там услышал некоторые песни Высоцкого впервые. И это несмотря на то, что еще в первые годы интернета я скачал из интернета все песни Высоцкого какие там были, а в интернете есть все, только надо уметь взять. И вот оказывается либо я не все запомнил, либо там все таки не все. У них оказались такие песни, которые я слушал впервые. Но и представление реально оказалось интересным, все кто пришел, были очень довольны и аплодировали почти постоянно, каждому номеру. Это был и театр, и цирк одновременно, и каждый номер очень органично соответствовал музыке. И это при том, что ведь Высоцкий не сочинял для театра.

И вот этот случай снова навел на мысль о том, как много интересного иногда происходит в большом городе, и часто об этом мало кто знает, потому что нет рекламы. Но важно, что это происходит. Впрочем они выпустили листовки, и у них есть сайт [1], а на сайте даже есть видео кусочков спектакля. Но этого мало. Я написал этот рассказ просто потому, что мне захотелось, чтобы у них было больше зрителей, и чтобы все, кто любит и знает Высоцкого, сходили на спектакль и увидели его с другой стороны, а также те, кто его не знает, если вдруг такие еще есть, тоже бы сходили и узнали.

Когда говорят о Высоцком, то я почему-то вспоминаю слова Окуджавы, написанные сразу после его смерти, вот как один великий поэт может сказать о другом.

"О Володе Высоцком я песню придумать решил, но дрожала рука и мотив со стихом не сходился. Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил. КАК УМЕЛ, ТАК И ЖИЛ, а безгрешных не знает природа."

Я выделил главные слова. Я давно понял, что нужно не только уметь ходить, читать, говорить и так далее. Надо уметь жить. И каждый живет так, как этому научился. Некоторым это умение дается с материнским молоком, а кто-то сам себя учит, тяжело и упорно, всю жизнь.

И я понимаю теперь почему я не могу уехать из России. Потому что я, как Высоцкий, не могу без русского языка и русской культуры. Я несколько лет прожил за границей в разных местах и знаю что там есть и как там живут. Там все не так, опять словами Высоцкого "Нет, ребята, все не так, все не так ребята". Жить надо дома, а в гости можно ездить куда угодно.

Ссылки

[1]  http://primuscircus.ru/