В долгу неоплатном

Юрий Пестерев
    Дети взволнованны - глаза и щёки горят... Уверен, такие встречи надолго остаются в памяти.
    Гостем учащихся средней школы № 15 был участник Великой Отечественной войны, бывший узник концлагеря Бухенвальд Дмитрий Никитович Щепанский. Он приехал в Златоуст из Ворошиловграда (Луганск) - неблизкая дорога. Но ветерана это не смущает. Он приехал, чтобы рассказать детям о самом страшном периоде в истории нашего народа - Отечественной войне и ужасах фашистских концлагерей. В 1988 году неутомимый ветеран по приглашению юных следопытов и членов клуба интернациональной дружбы побывал также в Москве, Коммунарске, Рышканах (Молдавия) и у нас на Урале.
    В дорогу он непременно берет альбомы с фотографиями, обличающими фашизм. Эти фотокопии, на которых запечатлены рвы с трупами заключённых людей, колючая проволока и печи крематория, невольно заставляют по-особому взглянуть на малоизвестные страницы истории. Ведь они замалчивались... Тысячи детских судеб оказались опалёнными войной. Чем провинились дети? Почему их согнали за колючую проволоку? Как жилось им все послевоенные годы?   
    Вопросы непростые и подчас сложно найти на них ответы. Помогает переписка с бывшими узниками концлагерей. Подчас задают вопросы: «А стоит ли вообще об этом говорить?» Как ни странно, задают его чаще люди в возрасте, как говорится, повидавшие на своем веку. Некоторые считают, что, мол, не стоит лишний раз травмировать психику человека. В таких случаях стараюсь убедить человека, что правда необходима, даже если она самая горькая. Мы должны быть в долгу перед памятью, перед теми, кто пропал без вести. Мы должны быть милосердны к чужой боли.
    Чтобы фашизм никогда не повторился, чтобы мир был на Земле, напоминаю слушателям слова Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны! Берегите мир!»  Однако красивые фразы требуют убедительной аргументации. Сегодня нельзя не учитывать и возникший у части молодёжи определённый скепсис. Какой бы ни был рассказ, он всего лишь пересказ.
    В самом деле, разве можно исключить из арсенала эмоционального воздействия на аудиторию личностную оценку события. Обратил внимание, когда показываешь фотографии и комментируешь их, когда даешь послушать магнитофонную запись беседы с бывшими малолетними узниками концлагерей, молодежь преображается на глазах. Тишина полнейшая. Рад тому, что по инициативе Детского фонда имени В. И. Ленина, которым руководил писатель Альберт Лиханов, в стране создан Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Этот Союз призван помочь людям с обкраденным детством пройти углублённое медицинское обследование, получить 50-процентную скидку на приобретение медикаментов и другие льготы. Эти люди не по своей воле подорвали здоровье там, за колючей проволокой. Некоторые из них, кто постарше, активно участвовали в лагерном движении Сопротивления. Поэтому уже на первом слёте бывших малолетних узников А. А. Лиханов выступил за то, чтобы приравнять их к участникам войны. Это первая серьёзная попытка разделить их боль. Боль, выстраданную «малолетками» в лагерях и застенках.      
    Вспомним, как на краю беды дети подпольной школы Бухенвальда открывали для себя радость учиться. Они учились дружбе, взаимной выручке и мужеству. И они не дрогнули в грозный час восстания, вместе со взрослыми узниками сделали отчаянный бросок на колючую проволоку, и рухнул лагерный бастион эсэсовцев. Юные участники этого легендарного восстания в Бухенвальде вспоминали на встрече в Москве, как это было: «Помнишь, как часовой от страха бежал с вышки, когда она загорелась». «Когда ударный батальон прорвал колючую проволоку, я бежал вместе со взрослыми... Всё так быстро произошло! А я плакал, когда понял, что мы свободны».
    «Я обрадовался, когда на кухне обнаружил несколько банок варенья и наелся до такой степени, что чуть не умер». «А как чучело Гитлера вывешивали над бараком, помнишь?» «Не забуду, как ликовали и плакали».
    Вспоминали на этой встрече и самого маленького узника Бухенвальда, пронесённого в  лагерь в чемодане. Это был польский мальчик Стефан Цвейг. Он был мал и очень худ. Первое время его прятали в вещевом складе среди тряпья. Он не значился в бумагах немецкой администрации. За его жизнь боролись десятки узников разных национальностей.
    Представьте такую картину: в дальнем углу склада завёрнутый в шинель лежит без звука маленький живой комочек. Заключённые боялись, что малыш заплачет и тем самым выдаст себя. Но он молчал. Без содрогания, без слёз нельзя было смотреть на мальчика, когда ему давали кусок хлеба. Он брал его не сразу, сначала смотрел на взрослых испытывающе, настороженно. И только взрослые отходили в сторону, как ребёнок с жадностью набрасывался на хлеб. Он с радостью откликался на польскую речь. Его полюбили заключённые, как своего сына. Каждый день кто-нибудь приносил ему что-нибудь поесть. Однако немецкая администрация узнала о существовании в лагере ребёнка, о том, что его укрывают члены интернационального лагерного комитета. Срочно  пришлось малыша ночью перенести в ревир (лагерный лазарет), куда эсэсовцы боялись заходить, чтобы не заразиться. Малыша спрятали в бочку с двойным дном из-под бинтов. Мальчика удалось спасти.
    В 1987 году на встрече бывших узников фашистских концлагерей в Москве я узнал, что «бухенвальдский ребёнок» Стефан Цвейг жив и живёт в Австрии, Вене, женат, воспитывает двоих детей. Говорят, что в 80-м году он вместе с 14-летним сыном приезжал в Веймар посмотреть мемориальный комплекс «Бухенвальд».
    Затаив дыхание, учащиеся слушают о несгибаемой воле и мужестве русских патриотов, которые, умирая, дорого отдавали свою жизнь. Не могу удержаться, чтобы не поведать о героической смерти москвича Юрия Ломакина. Он и пятеро его товарищей были вызваны на браму (ворота), откуда, знали все, предстоял один путь - в «хитрый домик». Русские заключённые первыми разгадали, что из себя представляет это внешне безобидное здание. В нём производилась страшная операция. Ничего не подозревающего узника заводили в хорошо оборудованную медицинскую комнату, где он, раздевшись, взвешивался, сообщал врачу о своих болезнях в детстве... Жертва не подозревала, что при измерении роста прозвучит выстрел в затылок.
    Кажется, весь лагерь прощался, провожая в последний путь отважную «шестерку». Они шли с высоко поднятой головой. Конвоиры заставили их закинуть руки за голову и идти в так называемом саксонском приветствии. И вот они у брамы. Но, кажется, эсэсовцы изменили свое решение и собрались устроить показательную казнь на площади. Они вынесли передвижные виселицы. И тут происходит неожиданное. Ломакин выскакивает из шеренги. В его руке сверкнуло лезвие ножа, и эсэсовский офицер рухнул на асфальт. Не успела охрана опомниться, как лезвие ножа прошило горло ещё одного офицера. И только после этого на вышке заработал пулемёт. Раздалась автоматная очередь. 
    Из этой «шестерки» помнят лишь Ломакина и Коваленко. Все они погибли, как герои. Пришлось убирать уже не нужные виселицы - показательная казнь у палачей не состоялась. Зато смельчаки еще раз доказали, что они сильнее смерти...
    Напряженная тишина стоит в аудитории, и, кажется, чувствуешь, как учащённо бьются сердца школьников. Нет, не напрасно прошла еще одна встреча! Значит, одним «белым пятнышком» меньше в истории нашей страны, значит, ближе и понятнее такие нравственные категории, как совесть и честь, которые, несмотря ни на что сохранили за колючей проволокой мужественные русские люди.
    Приятной неожиданностью было сообщение учителя истории школы № 15 Лилии Николаевны Красильниковой о том, что учащиеся десятых класс написали рефераты о войне и концлагерях. Сижу и читаю эти рефераты-откровения.
    Вот что пишет Жанна Пищулина: «Люди хотели быть счастливыми, хотели видеть счастливыми своих детей и внуков. Они хотели жить. Фашизм отнял у них радости, оставил сиротами, лишил детства. Как могли женщины-надзирательницы издеваться над детьми? Неужели чувство материнства не могло их остановить? Проклятый фашизм! Хочу, всем сердцем желаю, чтобы на земле был мир, чтобы мы не знали, что такое бомба, концентрационные лагеря, что такое война!"
    Свой реферат «Трагедия Освенцима» Елена Ветрова заканчивает стихами Мусы Джалиля: «Пусъ уничтожают беспощадно тех варваров, тех дикарей, что кровь детей глатают жадно, кровь наших матерей...»
    У Саломеи Нерис – литовской поэтессы, есть поэма «Мама! Где ты?»  Под таким названием и реферат Татьяны Габовой. Он о детях войны, которых война застала в пионерском лагере и надолго разлучила с родным домом. Он о страданиях палангских пионеров, отчаянии родителей и родственников, ожидавших их возвращения.
    Не случайно в Паланге сооружён памятник пионерам 1941 года. Взволнованно и сдержанно обращается к нам бронза: обнажённая девичья фигурка защищается руками от страшного неба. Это память о десятках и сотнях таких трагедий в большом и неспокойном мире. Трагедий, которые не должны повториться.      Учащиеся основательно поработали с первоисточниками,   перечитали много антифашистской литературы, прослушали фонограмму бывшего узника Бухенвальда Николая Кюнга в школьном музее. Татьяна Бугрова откровенно призналась, что в ходе работы над рефератом она прочитала массу литературы и теперь гораздо яснее представляет картину борьбы народов разных национальностей с фашистским игом.
    А я порадовался за такого учителя, как Лилия Николаевна Красильникова, которая много лет возглавляет школьный музей и вносит огромный вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Она напоминает учащимся о долге перед Памятью, об ответственности перед временем, которые прочны и забвению не подлежат. И говорит правду, пусть даже горькую, потому что она касается истории нашей страны, учитывает, что вся предшествующая история и опыт народа определяют содержание и характер патриотизма. Патриотизма, воспитание которого начинается с малых лет.
    Нужно, чтобы убеждения молодёжи стали результатом глубоких раздумий, поисков и радостных находок, если хотите, и открытий, по крайней мере, для себя. Только тогда убеждения становятся осознанными, выстраданными, а значит - помогающими жить и трудиться. Такие открытия у старшеклассников   школы № 15 есть. Они, прикоснувшись к жизни и борьбе людей за колючей проволокой, теперь понимают, как непросто было там оставаться человеком.

На снимке: маленький узник Бухенвальд Стефан Цвейг. Апрель 1945 г.