Студентка

Герцева Алла
Новый учебный год  начала не студенткой, а преподавателем. Сколько лет  шла до столь желанного дня. Надев новое платье, покрутилась перед зеркалом, взяла сумку и вышла на улицу. Сегодня у меня первая лекция, не считая практики в консерватории. Сердце сладко замирало. Как войду, что скажу, как  примут ученики?  Точнее, дети, от 14 до 18 лет, но, все-таки, студенты музыкального училища.

И вот,  перешагнула порог класса.
— Здравствуйте! Меня зовут Алла Борисовна. Я буду преподавать курс русской музыкальной литературы.

Открыла журнал. Называя фамилии, смотрю на учеников, поднимающихся  из-за столов. Стараюсь запомнить фамилию, имя. Знакомлюсь. А потом, погрузилась в мир чужой биографии, чужих чувств и настроений.  Только, вечером, сняв в коридоре туфли, вспомнила,  и осознала, сегодня у меня был первый урок, первый день моей преподавательской работы. Жаль, поделиться впечатлениями не с кем. Три года   предстояло прожить  в неизвестном,  старинном,  городе, Бухаре, вдали от мамы и бабушки.

Наступила первая студенческая сессия, когда мне назначалась иная роль. Не студентки, дрожащей на экзамене перед преподавателем, а принимать экзамен. Как же  раньше завидовала  учителям.  Сидят, слушают наши ответы. А мы трясемся, прячем шпаргалки.
 
Ах, какой  тяжелый труд, преподавателя - экзаменатора! Каждого надо выслушать с полным вниманием.  От тебя зависит оценка, а  иной раз, и судьба ученика.

Часто вспоминаю  один случай из  первой экзаменационной  поры.

Сдавали экзамен по музыкальной литературе, ученики четвертого выпускного курса, дирижерско-хорового факультета. Они уже себя чувствовали взрослыми. А я, на внешний вид, мало, чем отличалась от них. Учитывая, двухмесячное пребывание учеников  на уборке хлопка,  настроилась сделать  некоторые послабления, и завысить оценки, с учетом, что  весной  они выучат весь материал.

Высокая, черноволосая,  симпатичная девушка, с модной стрижкой, взяла билет.
— Садитесь, готовьтесь! —  сразу заметила, как у нее дрожат руки. Что ж, не ты первая. Все, кто заходил в класс до нее, тоже были, с вытянутыми от страха, лицами.

Группа учеников,  вошедших вместе с нею, уже ответила,  а она все сидела на последней парте, водя ручкой по бумаге.
— Вы собираетесь отвечать? — спросила я. — Садитесь за первый стол и рассказывайте.

Девочка  подошла к столу, протянула  мне билет.
Не помню, какие вопросы у нее были. Но из ее рассказа, сразу стало ясно, студентка  ничего не знает. Вообще ничего.
— Почему вы не подготовились? — как можно мягче обратилась  к ней.
— Я учила!  — она тряхнула головой.
— Поставлю  тройку, учитывая, хлопковые работы. Но, это не тройка, и даже не двойка, это ноль.

— Поставьте четверку. — произнесла девушка, и буквально, встала передо мной в позу, выставив вперед ногу, выпрямившись, как перед боем.
— Четверку  не поставлю.  Давайте зачетку. Пересдавать не заставляю,  пустая трата времени. Эта оценка  на диплом не влияет. Подготовитесь, выучите, и весной сдадите.

— Я не  уйду, пока вы не поставите четверку. — студентка повысила голос.
— Можете сидеть, я буду слушать остальных.

В дверь заглянули.
 — Входите! — позвала  учеников, дожидающихся своей очереди.
 
Подруга потянула ее за рукав.
— Не хами, она  тебе летом все припомнит. — услышала  шепот.
— Я директору скажу! — крикнула девушка, и, бросив на стол зачетку, увлекаемая подругой,  вышла из класса.

После экзамена,  сложила конспекты в сумку, готовясь идти домой. 
— Можно. Алла Борисовна? — в класс вошел преподаватель по специальности этой девушки.

— Вы простите ее, она дура! Я знаю,  вы, как всегда, правы. Все студенты вас любят.
— Оценки всем завысила на два балла, а кому-то и на три. Сплошные тройки. — я положила перед ним ведомость. —  Но ставить четверку за пустое место, не могу. Впереди весенняя сессия, оценка пойдет в диплом. Пусть готовится.
Он кивнул головой, взял зачетку и вышел из класса.

После зимних каникул,  девушка  на занятия не приходила.
Закончив лекцию, задержала подружку девочки.
— Передайте, пусть не пропускает.  Учебников мало. Я ставлю для прослушивания пластинки.  Где она  будет учить музыку?

На следующий урок она пришла. Сидела на задней парте, упорно отворачивая лицо. Старалась на меня не смотреть. И я постоянно слышала, как  ученики, все по очереди шептали ей: « Извинись, дура! Она потом тебе припомнит. Как сдавать будешь?»

Но девочка, не извинялась. Видимо считала, что вправе обижаться на меня.

Наступила весна. А за ней,  пора экзаменов.

Уже давно забыла об этой упрямой девчонке. Ее подружка, накануне экзамена, на перерыве подошла к моему столу.

— Она дни и ночи зубрит муз литературу. Боится, вы ей отомстите.
Я рассмеялась.
— Зачем мне мстить.  Поставлю  оценку, на которую  выучит.

На бледной щеке девушки, зашедшей в класс на экзамен,   играл нервный мускул.
— Берите билет, и готовьтесь. — признаться, мне тоже было неспокойно.
Наконец, ученица села передо мной.
— Слушаю,  Вас!
 
Отвечала она с большим знанием материала. Задала несколько дополнительных вопросов. Было ясно, выучила, что называется, на совесть.
— Давайте зачетку. — вывела в графе «отлично» и расписалась. На душе мне было очень  светло и празднично.  Ведь, все ученики, подготовились к экзамену. Не  было  ни одной тройки. И все оценки были честными и заслуженными.

Девушка взяла зачетку, и, не раскрывая,  выбежала из класса.
Через пять минут,  вошел ее преподаватель.
— Алла Борисовна,  зачем этой засранке пятерку поставили! Нагрубила, нахамила, и  не извинилась. Четверки вполне хватит.
— Она заслужила эту оценку.
 
Спустя  пятнадцать минут, студентка зашла в класс, вся зареванная, и  произнесла,  сквозь рыдания.
— Простите меня! Я перед вами виновата. Все девчонки говорили, что вы не простите, отомстите, и больше  тройки не поставите.
Мне стало жаль девочку.
— Успокойся.  Давай все забудем. Я давно тебя простила.
 
Сейчас вспоминаю  этот,  как тогда, мне, казалось, «неприятный»,  эпизод,  с доброй улыбкой.