Новый учебный год начала не студенткой, а преподавателем. Сколько лет шла до столь желанного дня. Надев новое платье, покрутилась перед зеркалом, взяла сумку и вышла на улицу. Сегодня у меня первая лекция, не считая практики в консерватории. Сердце сладко замирало. Как войду, что скажу, как примут ученики? Точнее, дети, от 14 до 18 лет, но, все-таки, студенты музыкального училища.
И вот, перешагнула порог класса.
— Здравствуйте! Меня зовут Алла Борисовна. Я буду преподавать курс русской музыкальной литературы.
Открыла журнал. Называя фамилии, смотрю на учеников, поднимающихся из-за столов. Стараюсь запомнить фамилию, имя. Знакомлюсь. А потом, погрузилась в мир чужой биографии, чужих чувств и настроений. Только, вечером, сняв в коридоре туфли, вспомнила, и осознала, сегодня у меня был первый урок, первый день моей преподавательской работы. Жаль, поделиться впечатлениями не с кем. Три года предстояло прожить в неизвестном, старинном, городе, Бухаре, вдали от мамы и бабушки.
Наступила первая студенческая сессия, когда мне назначалась иная роль. Не студентки, дрожащей на экзамене перед преподавателем, а принимать экзамен. Как же раньше завидовала учителям. Сидят, слушают наши ответы. А мы трясемся, прячем шпаргалки.
Ах, какой тяжелый труд, преподавателя - экзаменатора! Каждого надо выслушать с полным вниманием. От тебя зависит оценка, а иной раз, и судьба ученика.
Часто вспоминаю один случай из первой экзаменационной поры.
Сдавали экзамен по музыкальной литературе, ученики четвертого выпускного курса, дирижерско-хорового факультета. Они уже себя чувствовали взрослыми. А я, на внешний вид, мало, чем отличалась от них. Учитывая, двухмесячное пребывание учеников на уборке хлопка, настроилась сделать некоторые послабления, и завысить оценки, с учетом, что весной они выучат весь материал.
Высокая, черноволосая, симпатичная девушка, с модной стрижкой, взяла билет.
— Садитесь, готовьтесь! — сразу заметила, как у нее дрожат руки. Что ж, не ты первая. Все, кто заходил в класс до нее, тоже были, с вытянутыми от страха, лицами.
Группа учеников, вошедших вместе с нею, уже ответила, а она все сидела на последней парте, водя ручкой по бумаге.
— Вы собираетесь отвечать? — спросила я. — Садитесь за первый стол и рассказывайте.
Девочка подошла к столу, протянула мне билет.
Не помню, какие вопросы у нее были. Но из ее рассказа, сразу стало ясно, студентка ничего не знает. Вообще ничего.
— Почему вы не подготовились? — как можно мягче обратилась к ней.
— Я учила! — она тряхнула головой.
— Поставлю тройку, учитывая, хлопковые работы. Но, это не тройка, и даже не двойка, это ноль.
— Поставьте четверку. — произнесла девушка, и буквально, встала передо мной в позу, выставив вперед ногу, выпрямившись, как перед боем.
— Четверку не поставлю. Давайте зачетку. Пересдавать не заставляю, пустая трата времени. Эта оценка на диплом не влияет. Подготовитесь, выучите, и весной сдадите.
— Я не уйду, пока вы не поставите четверку. — студентка повысила голос.
— Можете сидеть, я буду слушать остальных.
В дверь заглянули.
— Входите! — позвала учеников, дожидающихся своей очереди.
Подруга потянула ее за рукав.
— Не хами, она тебе летом все припомнит. — услышала шепот.
— Я директору скажу! — крикнула девушка, и, бросив на стол зачетку, увлекаемая подругой, вышла из класса.
После экзамена, сложила конспекты в сумку, готовясь идти домой.
— Можно. Алла Борисовна? — в класс вошел преподаватель по специальности этой девушки.
— Вы простите ее, она дура! Я знаю, вы, как всегда, правы. Все студенты вас любят.
— Оценки всем завысила на два балла, а кому-то и на три. Сплошные тройки. — я положила перед ним ведомость. — Но ставить четверку за пустое место, не могу. Впереди весенняя сессия, оценка пойдет в диплом. Пусть готовится.
Он кивнул головой, взял зачетку и вышел из класса.
После зимних каникул, девушка на занятия не приходила.
Закончив лекцию, задержала подружку девочки.
— Передайте, пусть не пропускает. Учебников мало. Я ставлю для прослушивания пластинки. Где она будет учить музыку?
На следующий урок она пришла. Сидела на задней парте, упорно отворачивая лицо. Старалась на меня не смотреть. И я постоянно слышала, как ученики, все по очереди шептали ей: « Извинись, дура! Она потом тебе припомнит. Как сдавать будешь?»
Но девочка, не извинялась. Видимо считала, что вправе обижаться на меня.
Наступила весна. А за ней, пора экзаменов.
Уже давно забыла об этой упрямой девчонке. Ее подружка, накануне экзамена, на перерыве подошла к моему столу.
— Она дни и ночи зубрит муз литературу. Боится, вы ей отомстите.
Я рассмеялась.
— Зачем мне мстить. Поставлю оценку, на которую выучит.
На бледной щеке девушки, зашедшей в класс на экзамен, играл нервный мускул.
— Берите билет, и готовьтесь. — признаться, мне тоже было неспокойно.
Наконец, ученица села передо мной.
— Слушаю, Вас!
Отвечала она с большим знанием материала. Задала несколько дополнительных вопросов. Было ясно, выучила, что называется, на совесть.
— Давайте зачетку. — вывела в графе «отлично» и расписалась. На душе мне было очень светло и празднично. Ведь, все ученики, подготовились к экзамену. Не было ни одной тройки. И все оценки были честными и заслуженными.
Девушка взяла зачетку, и, не раскрывая, выбежала из класса.
Через пять минут, вошел ее преподаватель.
— Алла Борисовна, зачем этой засранке пятерку поставили! Нагрубила, нахамила, и не извинилась. Четверки вполне хватит.
— Она заслужила эту оценку.
Спустя пятнадцать минут, студентка зашла в класс, вся зареванная, и произнесла, сквозь рыдания.
— Простите меня! Я перед вами виновата. Все девчонки говорили, что вы не простите, отомстите, и больше тройки не поставите.
Мне стало жаль девочку.
— Успокойся. Давай все забудем. Я давно тебя простила.
Сейчас вспоминаю этот, как тогда, мне, казалось, «неприятный», эпизод, с доброй улыбкой.