Друзья, давайте все умрём!

Жан-Поль Март
Просёлочная дорога. По ней под гитарный перезвон катится кибитка с бродячими циркачами. Куда ты держишь путь, дядюшка Август? В Ростов-на-Дону? Впрочем, это уже из другого циркового представления… А мы, как говорится, не будем выходить за пределы, обозначенные Юрием Олешой. Так на чём я остановился? А, кажется, на гитарном перезвоне…
Итак, гитара – Тибул! Он же Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Жора… Да-да, вы совершенно правы – Тибула играет Алексей Баталов, он же автор сценария, он же и режиссёр фильма «Три толстяка» по мотивам одноимённой повести Юрия Олеши. Именно по мотивам, потому что в фильме имеются расхождения с первоисточником. Например, в книге есть эпизод освобождения из зверинца самочки леопарда. Баталов же решил освободить из зверинца тигрицу Ленору… Кстати, знаю я одну тигрицу… Элеонору… Между прочим, Алексей Баталов свои «Три толстяка» снимал в Прибалтике! Впрочем, не будем отвлекаться…
Стало быть, гитарный перезвон. Его обрывают взрывы и звуки трубы. Со словами «Подожди, старик, немного! Скоро мы дадим с тобой представление! На площади дворца!» гитарист Тибул, он же канатоходец, исчезает…
Так начинается советский художественный фильм-сказка 1966 года. Кроме Баталова-Тибула зритель увидит Лину «Дубравку» Бракните в роли Суок, Рину Зелёную в образе тётушки Ганимед, Толстяка в исполнении Евгения Моргунова, Павла Луспекаева в роли генерала Караски… Не правда ли, звездопад актёров? А ведь ещё есть Валерий Золотухин как офицер полка, Алиса Фрейндлих как голос Суок (местами), будущий Смердяков из «Братьев Карамазовых» образца 1969 года Валентин Никулин как доктор Гаспар Арнери…
Кстати, негодяя генерала Караски в книге не было. Впрочем, какая разница! Как ни крути, а «Три толстяка» Олеши в любом пересказе – в том числе и в пересказе Алексея Баталова - остаются актуальными и по сей день. «Три толстяка» Баталова – это стук живого сердца, это искренность чувств, это сказка, где всё по-настоящему. «Три толстяка» - это перерождение наследника Тутти, это стойкость Просперо. «Три толстяка» - это Свет Суок…
Кукла Суок как миф о Пандоре, Три толстяка как утроенная деспотичность, революционная борьба как карнавал, Путин как гарант абсолютной брехни... Тьфу ты! Правды! Толстяки живут во дворце, народ – в городе с высокими стенами. Мир вне стен можно увидеть только через телевизор. Тьфу ты! Через городские ворота…
Баталов рассказал нам историю. Историю по мотивам. Историю про революцию в выдуманной стране. Историю про Суок, что «языке обездоленных» означает «вся жизнь». История про взаимосвязь оружейника Просперо с чародем Просперо из шекспировской пьесы «Буря»…
«Заговор! Заговор! Предатели!..» У Абгиджит Банержи есть работа под названием «Простая модель стадного поведения». Банержи в этой работе разъясняет, помимо всего прочего, и содержание термина «информационный каскад». Под «каскадным» понимается такое поведение, когда человек принимает решения не только на основе информации, которой он располагает сам, но и учитывая то, как поступают другие. Как ни крути, почти все homo включены в некую «систему». Впрочем, опять же - как ни крути, любая система работает до поры-времени. Рано или поздно всегда находятся те, кто вне «системы». Можно, например, вспомнить сказку Ганса Х. Андерсена «Голый король»: пока ребенок, не включенный в «систему», не удивился, почему король идёт без одежды – всё шло своим чередом. Но после детского возгласа поддерживать заблуждение по поводу «одежд» короля оказалось невозможным.
Да-да! Бывает так, что «системный» режим рассыпается как карточный домик! Из-за, казалось бы, чепухи! Какая-то кукла Суок, какой-то нелепый майдан... э... учёный, какие-то циркачи…
Алексей Баталов своим фильмом потрясающе передал «трёхтолстяковый» посыл писателя Олеши - власть падает не тогда, когда люди выходят на улицы, а когда право правителя карать и вершить суд рассеивается, как утренний туман под лучами солнца. И власть начинает таять, словно снег в ладонях…
Согласно выводам политолога Тимура Курана революция для авторитарных «систем» всегда оказывается неожиданностью, поскольку данная система – как ни крути - не знает истинных предпочтений людей. Если никто не «против», властям кажется, что все «за», но это иллюзия. В любой момент в авторитарной «системе» может появиться какая-нибудь «суок», которая неожиданно трансформирует социальное поведение. Трансформации сознания – страшная вещь! Бывает так, что, перейдя «рубикон» революции, революционер и не вспомнит с чего начиналась революция… Или, бывает, проведёшь олимпиаду, а потом…
«Я привезу тебе парочку гильз и фотоаппарат... А в телевизоре - то же "Поле чудес"… Домой! Я помню, что кто-то из наших упал от слова «домой»...»