Психологический портрет Баси

Наталья Комарова 4
     Бася жила в 50-60-е годы XX века. Приметы той эпохи ясно обозначены в тексте - это и приём в пионеры, и любовь к чтению, и прокат фильма "Живой труп" в кинотеатрах - время, когда чувство долга было присуще многим.
     Как и все девочки, Бася ходила в "шоколадном складчатом платье", с чёрным или белым фартуком в оборках (школьная форма тех лет). С бантами на голове. Внешность её была ничем не примечательна: смуглая кожа, короткие чёрные волосы, "худая, с нахмуренными бровками", чуть косящими глазами, в очках.
     Бася хорошо училась и стремилась получать положительные оценки. Соответственно времени характер у девочки забитый. Будучи дочерью учительницы и директора завода, Бася осознавала себя "их лицом", боялась опозорить. Создавала впечатление тихой, послушной и ответственной ученицы.
     В цикле рассказов о Басе затронуты не только школьные годы, но и золотая пора детства - 5-6- летний возраст. Уже тогда в девочке проявилось неравнодушие и сочувствие чужому горю. (В рассказе "От груши до океана" Бася так разволновалась из-за моряков, что даже научилась читать.) Она любознательна и ответственна; готова отвечать за безобразие ("Насладились").
     В рассказе "Чей клад" демонстрирует лидерские замашки, ведёт себя как руководитель какой-то акции. Сначала прячет клад, потом, не признаваясь, вместе со всеми его ищет. А всё потому, что бешеная фантазия не давала ей покоя. В рассказе "Давай, гори!" чувство ответственности гипертрофировано. Бася так сильно хотела помочь больному брату (растопить для него печку), что даже коленку разбила. Кроме того, Бася ещё и очень ранимая ("Молоко с далёкой улицы"). Приходит в отчаяние от того, что её не взяли в караул: убегает с уроков, грубит матери. И только разговор со взрослой Зоей возвращает Басю к себе. (Она нетребовательная, просто хочет, чтобы с ней считались.) В рассказе "Король" Бася сочувствует и королю с разбитой головой, и мальчику- цыгану, которого бросила мать. В этом чувстве она взрослая. Даже старенькая дежурная сестра "фея Мотя" замечает Басе: "Всех не нажалеешь, жалельщица". Но в отношениях с близкими Бася остаётся маленькой испуганной девочкой. Чуткость восприятия другого человека проявляется в рассказе "Соня, велл" и в рассказе "Хрустальное". Бася всех понимает и всем сочувствует: и Соне, и Нонне... В "Ночи пирата" договаривается встретиться с Ларой ночью и держит своё слово (3 часа ночи). Здесь же сказалась и болезненная обидчивость Баси: огорчаясь непониманием дома, хочет жить одна. В рассказе "Отличница и двоечник" поначалу трусит: выражает чисто общественное мнение (отец мальчика алкоголик). Трусливость обнаруживается также в рассказе "Ветка во поле". Бася боялась матери, поэтому не успела подружиться с Ветой. Характер Баси противоречивый. Кроме трусливости, ей присущи и другие отрицательные черты. В рассказе "Но ведь я же люблю" наябедничала на отца (увидела с кем-то и доложила матери о пьянстве), чем завела мать. Приняла сторону матери, а это несправедливо: ей-то отец ничего не сделал. Несмотря на разочарования и обиды, которые Басе пришлось пережить к 13-му возрасту, она по-прежнему открыта миру (как в рассказе "Бася и чудо", когда ей около 6-и лет), доброжелательна, верит в чудо (рассказ "Тарелки в ёлках"). Любит купаться в озере, собирать грибы; радуется общению с близкими. История с дневником показательна. В рассказе "Герой того времени" обнаруживается одна из главных черт Баси - потребность писать. Дневник становится её лучшим другом - домиком, в котором она плачет, рассуждает и утешается; страстной тайной, которой она ни с кем не хочет делиться. Поэтому трагично расставание с ним: когда дневник всё-таки прочитают, Бася сжигает его со словами: "Так не доставайся же ты никому!" А вот в отношениях с Андрисом - своей первой любовью - она совсем другая. В этом чувстве проявится редкое душевное качество: умение быть благодарной за то, что было (не претендует на обладание Андрисом). Рада простому вниманию с его стороны: букету "чужих ландышей", предназначавшихся вовсе не для неё (рассказ "Чужие ландыши").