ЦАРЬ Читая Гоголя

Владимир Невярович
                Думая непрестанно об Украине, даже в канун уже начавшегося Великого поста,  когда полагается все мысли свои и чувства направить на покаяние, осознание грехов своих и ошибок, проступков и недостатков, - невольно останавливаешься на теме, казалось бы, второстепенной и даже несовременной, теме отброшенной человечеством куда-то в сторону, подобно евангельскому камню, но ставшему во главе угла. И вот, в канун вспыхнувшего вновь великого противостояния между Западом и России, вспомнились мне гениальные  мысли русского писателя-малоросса Николая Васильевича Гоголя, которые находим подобно драгоценным алмазным россыпям в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
   В период начала страшного брожения в умах современниках и революционных смут в Европе, Гоголь неожиданно для многих, включая близких ему людей,  ярко, решительно и непреклонно поднял знамя монархии, провозгласив догматичность тезиса о великом значении (не только для России, но и всей Европы и Америки) имено Царского устройства государства, в особенности в форме Православной монархии. Самого монарха писатель уподобил Величайшему библейскому пророку Моисею: «Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий, кто страшною ответственностью за них пред Богом освобожден уже ото всякой ответственности пред людьми, кто болеет ужасом этой ответственности и льёт, может быть, незримо такие слёзы и страждет такими страданиями, о которых и помыслить не умеет стоящий внизу человек, кто среди самих развлечений слышит вечный, неумолкаемо раздирающийся в ушах клик Божий, неумолимо к нему вопиющий, - тот может быть уподоблен древнему Боговидцу»(Пророку Моисею –В.Н.)… Также Гоголь считал абсолютно непременным условием для монарха, чтобы тот стремился на земле к уподоблению Самого Спасителя: «Там только исцелится вполне народ, где постигнет монарх высшее значение своё – быть образом Того на земле, Который Сам есть любовь».
    Гениальный писатель в своих размышлениях критикует современную Европу за полное непонимание сакрального, таинственного и  священного значения монархии. Европейцы, по мнению Гоголя, склонны видеть в Царе лишь одну сторону – власть; они смотрят на Царя лишь как на высшего из чиновников, но не как на Помазанника Божия. Гоголь приходит к выводу, что, в отличие от России, «в Европе не приходило никому в голову определять высшее значение монарха».
     И удивительное дело, первыми, по мнению писателя, прозрели в России высшее назначение Царя не законоведцы,не политики, а русские поэты, «оттого и звуки их становятся библейскими всякий раз, как только излетает из уст их слово Царь». По мысли Гоголя, «страницы нашей истории слишком явно говорят о воле Промысла: да образуется в России эта власть в ее полном и совершенном виде». Гоголь был убежден в дальнейшей эволюции и совершенствовании Царской власти в России, что, в принципе мы и видим в истории нашего Царства, завершившегося царствованием святого Царя-страстотерпца Николая II.  Как же значительно шагнула вперед Царская власть от времени правления Ивана Грозного до времен правления Александра III и святого Царя Николая II! Какой высоты достигли наши монархи, как выросли культура, науки, ремесла, как расширились территории наши!  Размышляя о царях Дома Романовых, писатель усматривает совершенно чудесное и промыслительное их призвание: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным. Любовь вошла в нашу кровь, и завязалась у нас всех кровное родство с Царем... Как явно тоже оказывается воля Бога – избрать фамилию Романовых, а не другую».
    Упоминания писателя о царях русских  наводит невольно на такую святоотеческую мысль: «Наверное, более всего на свете враг рода человеческого ненавидит христианских Царей, особенно православных! Одно имя их приводит диавола в бешенство и исступление ». Недаром после революции 1917 года были стерты с лица земли не только все памятники русским Царям и вся царская символика, но и памятники их верноподданных, включая упомянутого Гоголем Ивана Сусанина, осквернены места упокоения всех знаменитых русских полководцев и всех прославленных адмиралов государстве Российского(почитайте на эту тему, как осквернили в Севастополе знаменитую усыпальницу 13-ти русских адмиралов). Русские поэты - продолжаем читать Гоголя - отличались от иностранных какой-то особой библейской духовностью и царственностью своих творений. «Царственные гимны наших поэтов изумляли самих чужеземцев своим величественным складом и слогом». Вспоминая Пушкина, Гоголь раскрывает истинное отношение великого нашего поэта к монархии и Царям русским. Нет, Пушкин никогда не был льстецом, когда воспевал величие Петра I или благородство Николая I…
   А какие удивительно точные слова сказаны Пушкином о монархии: « С одним буквальным исполнением закона далеко не уйдёшь; нарушить же и не исполнить его никто из нас не должен; для этого-то и нужна высшая милость,умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти. Государство без полномощного монарха –автомат… А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина; человек  в них выеденного яйца не стоит. Государство без полномощного монарха то же, что   оркестр без капельмейстера…блюдет он общий строй, всего оживитель, верховодец верховного согласья!»
«Как метко выражался Пушкин! Как понимал он значение великих истин!» - восхищался Гоголь этими глубокими и вполне современными ныне пушкинскими словами. Протоиерей Евгений Попов в дореволюционном «Нравственном богословии для мирян» писал: «Итак, отвергать необходимость, божественное происхождение и священные права царя есть великий грех. Это один из самых богопротивных грехов, которыми будут отмечаться люди перед кончиной мира». И ещё одна фраза отца Евгения из той же книги: «Что богодарованная власть отца в каждой семье: то от Бога же власть царя во всенародной или государственной семье»
 «Царь, - по мнению дореволюционного профессора-богослова П.Е.Казанского,- одна из величайших святынь русского народа. Но почему же некоторых людей в наше время одно только слово «Царь» ввергает в состояние ненависти и злости, а нередко приводит в настоящее бешенство? Ответ очевиден, и в наше время и в былые времена были и есть люди, которых Православная Церковь называет бесноватыми. Все святыни вызывают у подобного рода людей неизъяснимое беспокойство, волнение, иногда непроизвольные крики, ругань и даже припадки.
Святые советовали людям, испытывающим отвращение к самому имени Царь, немедленно исповедовать свой грех.
До 1918 года  в тексте чина торжества Православия были такие слова: «ПОМЫШЛЯЮЩИМ, яко православныя государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к происхождению великого сего звания в них не изливаются: и тако дерзающим противу их на бунт и измену, АНАФЕМА, трижды». 
В 1918 году, под давлением большевистского режима, эти слова изъяли. Но в духовном плане это ничего не изменило. Анафема продолжает действовать на тех, кто вольно или невольно злословит и не принимает православное учение о монархии. Вспомним и слова из Священного Писания: «Даже и в мыслях своих не злословь царя»(Еккл. 10, 20);«Не прикасайтесь к помазанным Моим»(1 Пар. 16, 22 )
Как писал игумен Серафим (Кузнецов) «Правда Христова учит любви к Царю, что православный русский народ свято исполнял». В связи с последними событиями на Украине и грядущими неизбежными катаклизмами, вновь и вновь стучится к нам тема о правильности  выбора дальнейшего пути России;  и через всеобщий разброд и нестроения, царящие в мире, мы всё больше и явственнее будем убеждаться в правоте святых отцов, считавших для христиан Царскую власть и монархический строй самой предпочтительной из всех известных форм государственной власти.
 
               
ЦАРЬ!

В муках изведав народное горе,
Жалкой, разбитой душой
Ищем мы робко, с надеждой во взоре
Мира в юдоли земной.

Глядя в прошедшее наше сурово,
Каясь, как прадеды встарь,
Шепчем мы жадно заветное слово,
Слово желанное - "Царь!"

В нем все стремления и чаянье наше
Лучших, забытых времен,
Тех, что не будет, и не было краше
В прошлом счастливых племен.

Царь - это Солнце блистательной славы;
Царь это гордость страны,
Грозная сила могучей державы,
Страшный врагам без войны.

Царь - это вера и, правда, святая;
Звон златоглавых церквей,
Русь богомольная, Русь вековая
Дедов… отцов... сыновей.

Царь - это вдовьи отертые слезы,
Труд безмятежный в глуши;
Царь - это лучшие, светлые грезы
Любящей русской души!

Сергей Бехтеев. 1923 год.