Триммер

Алексей Земляков
                Триммер-в авиации (от англ. Trimmer,от
     trim ,буквально приводить в порядок-неболь-
шая отклоняющаяся поверхность в хвостовой
части руля или элерона летательного аппарата.
Служит для уменьшения усилий в системе
  управления
(из БСЭ)




В тряской кабине старенького потрепанного Биплана густо пахнет химикатом и бензином.
Я держусь за второй  штурвал,стараясь понять и предвосхитить движения Лётчика. Мы
ныряем за лесополосу на поле. Ровные ряды пшеницы быстро бегут под крылья, торопясь в ядовитое облако,клубящееся за нами. Басовитый перестук мотора набирает темп,штур-
вал идёт на меня,поворачивается влево-мы взмываем над лесополосой и входим в петлю      
разворота. Орентир сухое дерево. Биплан выравнивает крылья,слегка скользит вправо и вновь ныряет,едва не касаясь колёсами шасси набирающих вес колосьев. На экране GPSки рисуется ещё одна параллельная черта. Облегчённый самолёт забирается повыше,разворачивает нос на аэродром и Лётчик,бросив своё управление показывает мне рукой: “Вперёд !”.Я судорожно дёргаю штурвал ,пытаясь держать ровно крылья и нос, отчаянно давлю на педали, борясь с боковым ветром.
         Лётчик наклоняется ко мне,что-бы перекричать мотор:
  -  Триммеруй!
 С ужасом я отрываю левую руку от штурвала,нащупывая тумблер триммера,но от этого Биплан начинает рыскать ещё больше.
  Тогда Лётчик дёргает меня за штанину,стаскивая мои ноги с педалей и убирает мои руки со штурвала.  Самолёт летит сам! Почти ровно. Лётчик,не трогая штурвала,тумблерами триммеров неспешно выравнивает его.

             Возле шланга с химией Биплан,взревев напоследок мотором,затих.  Пока заполняют, можно перекинуться парой слов.

                . . .

   Когда возвращался домой,спокойно подправляя рулём мерно плывущую по шоссе “Волгу”, я вспомнил слова Лётчика: “Надо научиться пользоваться триммерами и будет всё нормально”.
  Управлять одними триммерами... А, ведь, это не только о самолёте! Совсем не о самолёте! И тогда точно всё будет нормально.
   
20.06.11