Вежливость

Дмитрий Смиркин
У моей бабушки по маминой линии было 11 детей. Рожденные после войны в деревне, так уж сложилось, что они друг за друга всегда горой стояли. Старшие младших воспитывали и в обиду друг друга никогда не давали. Даже когда выросли и разлетелись из родового гнезда по могучему СССР, связи друг с другом никогда не теряли. Напротив, раз в год в бабушкином доме на ее день рождения собирались. Нужно сказать, что дядюшки мои и тетушки тоже традиций нарушать не стали и сегодня у меня более 150 двоюродных братьев и сестер.
Раньше, чтобы связи родственные не терять мы часто в гости друг к другу ездили. Сейчас чуть реже, конечно, но видимся.

И вот однажды, в 1992 году полетели мы к тетушке моей в Питер. Живет она рядом с Нарвой. И как на зло питерский туман и гололедица не захотели нас в гости к себе принимать. Самолет на другой аэропорт ушел. Так я попал в Талинн. Радости на тот момент это не добавляло, тк ходили слухи, что русских в Прибалтике не жалуют. Задержка рейса на шесть часов и шабаш. Родители мои, честь им и хвала, люди любопытные, отсиживаться на аэровокзале не стали и сразу в город со мной и сестренкой двинули. В 5 утра по местному времени. Как сейчас помню: осеннее ноябрьское утро, пустые улицы и одинокий трамвай. Мы шли в поисках остановки, когда трамвай остановился и улыбчивый прибалт лет сорока вежливо поздоровался с нами на русском языке и спросил, куда мы направляемся. Говорил он с акцентом, но улыбка и доброжелательность стирали этот языковой штрих. Мы рассказали историю своего визита в Талинн. На тот момент в карманах у родителей были русские рубли и когда они спросили, как можно купить билеты и оплатить проезд, наш радушный вагоновожатый сказал, что мы у него в гостях и платить за проезд не нужно. Потом была экскурсия по спящему городу и рассказ о городе от этого доброго, случайного встретившегося простого человека. После мы улетели в Питер.

Двадцать лет прошло, а я каждый раз вспоминаю эту историю, когда слушаю различные геополитические страшиоки. Потому, что любая страна -это, прежде всего люди, а не черточки на карте. И каждый может что-то изменить в восприятии другого, простой улыбкой и добрым словом.