Волшебник Хаким и сын дехканина

Светлана Мягкова 2
     Когда-то, давным-давно, была у одного шаха красавица-дочь. Влюбился в неё сын очень бедного дехканина. Просит он отца:
— Отец, пойдите к падишаху и посватайте за меня его дочь.
— Вай, сынок, убьёт меня падишах. Как же я приду к нему с таким делом!
— А вы, отец, не бойтесь.  Возьмите с собой большой хурджун, набейте его пахучим клевером. Подойдите к воротам и громко стучите, когда слуги спросят, зачем вы пришли, скажите им, что принесли правителю хорошие вести. Они спросят у вас какие, вы им отвечайте, что скажете только самому шаху. Вас проведут во дворец, там вы станете восхвалять нашего шаха, а между делом и обо мне словечко замолвите.

     Утром проснулся дехканин, взял хурджун, набил его клевером, погрузил на ишака и поехал во дворец.  Встретили его слуги падишаха, не пускают во двор, а дехканин рукой на мешок показывает и говорит, что вести для шаха хорошие привёз. Пропустили его слуги. Предстал он пред царские очи, положил на пол мешок, а сам сверху уселся. Падишах смотрит, глазам не верит: не боится его дехканин.
— Зачем пожаловал, — спрашивает.
А дехканин отвечает:
— Есть у меня сын, влюбился он в вашу дочь, повелитель. Прислал меня её посватать да подарок вам передал, — и показывает на мешок рукой.
— А что в хурджуне? Запах такой странный.  Будто я по лугу босиком бегу, а под солнцем клевер распускается, и матушка из него букет собирает.
— Угадали, мой повелитель, клевер я вам и принёс. Так отдадите свою дочь замуж за моего сына?
Засмеялся падишах:
—  Заставил ты меня детство вспомнить и матушку мою любимую. Отдам я свою дочь за твоего сына, но при одном условии: должен он обучиться ремеслу, которого нет на белом свете. Выучится: и дочь мою получит, и калым с него не возьму.

***
     Долго думал дехканин, какому же ремеслу выучить сына да не придумал ничего. И тогда решил он отвести его в дом одного бухарского торговца, который славился искусством из простой палки сделать нечто удивительное. А надо сказать, был этот торговец не тот, за кого себя выдавал.  Он был великим волшебником Хакимом. Учеников он не учил ничему, а морил их голодом, и они умирали.
     Привёл дехканин сына к Хакиму, а того дома не оказалось.  Оставил его бедняк в доме колдуна и приказал хозяина дождаться. Дочь волшебника, как увидела   сына дехканина  тут же и влюбилась в него. Спрятала она юношу.  И тайком от отца стала обучать его разным ремёслам и тайным заклинаниям.
     Много прошло времени или мало, пришел дехканин за сыном, забрал его и говорит:
— Надо бы тебя, сынок, поздравить, но я совсем обеднел. Дома нет ни горсти муки, ни пиалы риса.
— Это, отец, не беда. Я сейчас превращусь в персидского скакуна, ты продашь меня на базаре за хорошие деньги, купишь риса и баранины, а когда вернёшься домой, я тебя там буду ждать.  Приготовим плов и отпразднуем моё возвращение.
     Перекувыркнулся юноша через голову и превратился в прекрасного коня. А надо вам сказать, когда дехканин забирал сына домой, Хаким увидел его в окно и страшно разозлился, решил он при первом удобном случае юношу погубить.

***      
     Прошло какое-то время.  Бедняк и говорит сыну:
— Хорошо бы нам землю купить, может быть, ты мне поможешь, сынок?
— Ладно, — отвечает юноша, — я превращусь в большого верблюда, ты меня отведёшь на базар, продашь, а на вырученные деньги мы купим землю.
Прочитал он заклинание и превратился в красавца-верблюда. Отвёл дехканин верблюда на базар, а там в это время волшебник Хаким в чайхане чай пил. Увидел он верблюда и сразу понял, что это юноша. Купил он его. Накинул на шею верёвку, привёл к себе во двор и приказал дочери нести нож. Посмотрела девушка на верблюда, а у него из глаз слёзы катятся. Смекнула она, что это юноша и говорит отцу:
— Отец, я не знаю где нож, давайте я подержу верблюда, а вы сами за ножом сходите.
Пошёл отец за ножом, а девушка выпустила из рук верёвку.  В тот же миг юноша превратился в лягушку и прыгнул в арык, который находился во дворе. Увидел это Хаким и превратился в цаплю.  Принялся он тыкать носом в воду, только хотел схватить лягушку, как она превратилась в голубя, старик в тот же миг обернулся беркутом и кинулся за голубем. Только он его хотел схватить, как голубь камнем упал на двор шахского дворца и превратился в тюльпан. А так, как тюльпанами был усеян весь шахский сад, Хаким не мог разобраться, где же сын дехканина.  Превратился он в соловья и так красиво запел, что дочь падишаха не выдержала, вышла в цветник, заслушалась. Срезала она самый красивый тюльпан и преподнесла своему отцу. В тот же миг превратился Хаким в поэта, который читал красивые рубаи и восхвалял царскую дочь.  Не удержался падишах, велел преподнести тюльпан поэту, в качестве подарка.  Схватил Хаким тюльпан, а тот рассыпался в его руках мелким пшеном. Превратился волшебник курицей и давай зерно клевать. Все зёрнышки поклевал, хотел снова в волшебника превратится, а не увидел, что одно зёрнышко в сторону закатилось да в падишахский туфель попало. Превратился сын дехканина в большую лису, кинулся на курицу и съел её. Тут и конец пришёл злому волшебнику Хакиму.
     Лиса через голову перекувыркнулась и превратилась в сына дехканина. Подивился падишах такому чудесному искусству сына бедняка. Сдержал своё слово. Выдал за него дочь замуж. Сорок дней и сорок ночей длился пир. Так сын дехканина достиг своего желания.