Маскарад, или Театр теней

Светлана Лучинина
Я не устаю удивляться отваге моей кошки. Каждый раз, когда она с устрашающим мяуканьем нападает на огромную тень человека на стене, я думаю, что если бы надо мной склонилось такое серое чудовище, мое сердце разорвалось бы от ужаса. А кошка издает боевой клич и идет в атаку. Моя Дульсинея воюет с тенями, как дон Кихот с мельницами. Но тени сгущаются. И мир вокруг затягивают тени.

Олимпийский огонь погас. Сказать, что я была поражена церемонией закрытия, это ничего не сказать. Я видела Вестников Света, я видела зеркала. И даже рыжая мимоза, покрывающая все пространство поля стадиона – это привет от Крайона. Там, наверху, где-то в пятом измерении зачем-то была нужна наша Олимпиада. Я чувствовала, что моя энергия и энергия многих Маяков сходилась там, в Сочи. И едва огонь погас, нас от Сочи отключили.

Я даже растерялась. Как так? Легла спать со странным ощущением инструмента, который использовали и который заслужил свой отдых, с облегчением от того, что все прошло на высшем уровне, а проснулась… Я проснулась Маяком, переключенным на Украину. Маякам отдых не положен. И точка фокуса сдвинулась к Севастополю и Симферополю.

Когда-то в детстве мне посоветовали убрать с обложки учебника Рождение Венеры и разместить там Родину–Мать или оборону Севастополя. Родина-Мать заплатила кровью за то, чтобы ее дети вспомнили вкус побед на Олимпиаде. А что же оборона Севастополя? Мы должны вспомнить вкус войны? Богиня, разве мы не молились о мире? Почему теперь так много теней? И почему вокруг только маски?

Маски. Этот знак не отпускает меня уже больше года. Впервые он появился в День Рождения в прошлом году. Вместе со стартом Пробуждения. Вера подарила мне сувенир из Венеции: миниатюрную маску-магнит, и он занял почетное место на моем холодильнике. Розовые перья и конфетти. Я тогда еще радовалась им как предвкушению праздника. Я не знала, что вечером сделаю то, о чем теперь не пойму жалеть или радоваться. Я запустила Пробуждение и сначала ощущала только Радость, только Счастье. Я не переставала удивляться, потому что жизнь начала преподносить сюрпризы: метеорит, от которого никто не пострадал, найденное кольцо, что четыре года пылилось неведомо где, телефонный звонок.

Ровно год назад я переступила порог своей кафедры. Я получила предложение, от которого не смогла отказаться. Я получила свою кафедру. Но радовалась я не этому. Я радовалась, что ко мне вернулся испанский язык. После того как четыре года я никому была не нужна, и вдруг кому-то понадобилась. Я и мой испанский. Разве не чудо? Я еще не знала, к чему приду. Я не знала, что очень скоро попаду из света в тень и столкнусь с игрой теней в своем рассудке. Через сумасшествие нужно было пройти, и я прошла.

О том, что я могу потерять свою кафедру, я узнала, едва вступив в должность. И я улыбнулась тогда, и улыбаюсь сейчас. В самый разгар своего сумасшествия я поняла, кто я. Мне говорили, когда я уходила из сельхозакадемии: «Где Вы отыскали такое тихое местечко?»

Тихое. Если в темноту давно забытой кладовой запустить свет и махнуть метлой, то взлетит пыль, зашебаршат мыши, взметнутся голуби, устроившие тут свой насест, и место перестанет быть тихим. Не я тот свет, и не я та метла, но если я пришла, значит ждите перемен. Майа просто так не приходит. Майа не приносит конец Света. Майа – это символ перемен. И мне забавно.

Я не думала, что так скоро моя жизнь опять придет в движение. Я не думала, что мне придется менять место работы. И я уже немного опасаюсь за тех, к кому я попаду. Впрочем, оно и к лучшему. Потому что идет Слияние. Сливается госуниверситет и педагогическая академия, идет реформа и трансформация. Новый ректор закусил удила и сделал идеей фикс единый языковой центр для всего университета. Все кафедры-малышки объединяют в одну, а значит и заведующий будет один. На всех командных должностей не хватит. И скорее всего заведующим буду не я.

Идея отдать кафедру в общий центр не нравилась декану, и она подумывала нас оставить. Однако она сама не умеет скользить в этих волнах перемен. И она решила нас сдать. Я давно заметила маску на ее лице, я вижу, что она не смотрит мне в глаза и избегает прямых разговоров. Она напускает тень. А нам бы хотелось ясности. И ясность у меня есть. Я почти всегда теперь узнаю, что говорят у меня за спиной. Особенность Пробуждения.

Майа умеет находить друзей. Я благодарна Богине за этот дар. Друзья приносят вести, чтобы удар в спину не был так болезнен. Хотя хотелось бы честной игры. Чтобы тебе в глаза сказали то, что тебя сдают. Однако Воинов всегда предавали политики. Везде. Во все времена. И, пожалуй, я счастлива, что я уже пробудилась и осознаю себя. Интересно, ведь, наверное, для честолюбивого человека потеря власти, которой его поманили и наградили кучей должностей и титулов, могла бы стать катастрофой. Мне же грозит еще одно обнуление. Ха. Тоже мне напугали. Новый факультет, новая кафедра и я рядовой генерал. Прикольненько.

Я свое лицо никогда под маской не прятала. Я всегда была собой. Я – это я. Мне не страшно терять власть, потому что я ей только играю. Я не присваиваю ее и не делаю ее частью своей сущности. Если у тебя есть сила, тебе не нужна власть. И себя я теперь довольно хорошо знаю. Да, я умею играть в команде, но если возможно, я игрок-одиночка. Я умею отвечать за себя и свои поступки. Я умею принимать решение за себя. Я имею право требовать от кого-то выполнить только то, что я и сама выполняю. Мой принцип: «Делай как я. Или не делай, как я, потому что я уже попробовала и потерпела фиаско. Я ошиблась, за мной не повторять. Ищем другой путь». Я и, правда, сапер. Прошла, флажками дорогу пометила. И ошибки свои не скрываю. Иначе кто-то другой на той ж мине подорвется. Я пытаюсь ошибки исправлять. Даже для тех, кто в масках.

И все-таки я поражаюсь своей способности находить сильных друзей. Я опять нашла паровоз, за которым можно бежать вагончиком. И опять женщина. И опять Татьяна. Как они у меня чередуются: Ольга – Татьяна – Ольга – Татьяна. И опять женщина со своим лингвистическим центром. Я, видно, не правая и не левая. Я центровая.

Майа умеет и создавать легенды о себе. Куда ни приду, везде обо мне после меня земля слухами полнится. И в слухах всегда есть доля правды, и доля лжи. Попробуй в них разберись. Сломанный телефон – это тоже средство массовой информации.

Я никогда не была тираном, но в Челябинске в деканате, с которым у моей кафедры было некоторое противостояние, считали, что я держу своих девчонок-преподавателей в железных рукавицах. Хотя все мои разговоры с ними всегда были не приказом, а просьбой. Они выходили на бесплатные замены, потому что первой всегда выходила я. Они знали, что я работаю с ними наравне. Я имела право у них этого просить. Они шли мне навстречу, потому что я ходила к диспетчерам с конфетами и просила составить удобное расписание не для себя, а для них. Я знала об их мужьях и детях, об их болезнях и проблемах, и может, потому мы и сейчас так тепло друг к другу относимся. Однако меня считали Командором: кафедра работала.

В сельхозакадемии обо мне осталась легенда человека, отказавшегося от заведования кафедрой. Странный человек, отказавшийся от власти. И правда, и ложь. Правда, потому что я действительно там не хотела ничем заведовать. Ложь, потому что ни одно официальное лицо, начиная проректором и заканчивая деканом, мне ничего не предлагало. Я ни одному официальному лицу не сказала: «Нет». Скажем, меня лишили права произнести это слово. Однако легенда о моем отказе осталась будоражить сознание оставшихся, потому что я ушла.

Легенды на новом месте возникли из ничего. Однако я, пожалуй, останусь здесь покорительницей француза и первым настоящим преподавателем английского языка. Вот так. Мои магистранты меня так за спиной назвали. Те, что прошли всех преподавателей моей кафедры. Я была последняя. Я очень низко ценю себя как преподавателя английского. Все-таки у меня испанское сердце. Но мои ученики решили иначе. Приятно, черт побери! И ко мне идут люди проситься на репетиторство, а я не беру. Я сейчас сытая. За любую работу не хватаюсь. Я научилась не пахать. Я научилась жить одним днем. Долгосрочные планы хороши, но если ты не знаешь, кем проснешься утром, то какие могут быть долгосрочные планы? Тем более в мире, где идет игра теней, и главный принцип игры – маскарад.

Как трудно между светом и тенью отделить добро от зла. И я, и моя подруга Эльфийка однозначно сказали: «Олимпиада в Сочи была создана силами Света. В ней шел посыл добра». Однако Олимпиада сожрала огромные финансовые средства, которых в нашей стране сейчас нет в излишках. Сокращен бюджет всех социальных программ. За завесой побед и ликования люди почти  не заметили падения курса рубля и девальвации. Подумаешь, доллар вырос. У людей просто нет свободных денег, чтобы покупать доллары. Поэтому им кажется, что все равно. Ан, нет. Через пару месяцев поднимутся цены на продукты, которых в нашей стране не производят, а за ними на те, что производят у нас. И мы заметим, еще как заметим, что рубль упал, цены выросли, а зарплаты нет.

Олимпиада создала маску, завесу, но кого и от чего? Она дала нам праздник. Она дала возможность вспомнить, что значит побеждать и быть едиными в победе. И что бы там ни говорили, но она часть национальной объединяющей идеи. Идеи важны, ибо из идей возникает мир. И каковы идеи, таков и мир. Я уже писала, что у нас не было поколения, знавших победу. Теперь оно есть. Это важно. За это стоит платить.

Однако я смотрела на счастливое лицо нашего президента и думала: «Счастливая кукла, но кто наш кукловод?» Я и себя ощущаю куклой. Игра идет не среди наших правителей. Не среди тех, кто в верхах. Нет. Игра идет выше. И мы в ней только пешки. Даже Маяки. А правители для меня уже даже не люди. Я смотрю на них и вижу только тени. И не важно, президент то России или Америки, канцлер Германии или загадочная кукла свергнутого президента Украины. Реальной властью сейчас не обладает никто. Тени. Фарс. Я не верю никаким средствам массовой информации. Ни нашим, нагнетающим напряжение, ни западным, ни украинским. Правда где-то посредине. За большинством новостей СМИ стоит блеф. И когда Европейский Союз разжигал майдан, он блефовал. Похоже, они сами в своей игре в демократию не поняли, то натворили. Все обещали Украине деньги. Наводили тень на плетень. А если заглянуть под маски, там пустота. Правда в том, что денег нет ни у Америки, ни у Евросоюза, ни у России. И остается одно средство: использовать те методы, что работали всегда, то есть угрозы, экономические блокады, вооруженные силы. Однако почти все в глубине души осознают, что эти методы уже не работают. Они не работают нигде. Человеческие правители утратили рычаги, приводящие мир в движение. Они теперь только тени и статисты.

Когда в прошлом году я взяла карнавальную маску у Веры, я и подумать не могла, что увижу маски майдана и беркута, маски гражданской войны. Я же говорила, что Воинов будят. Посмотрите, их действительно разбудили, даже тех, кто спал со времен Второй Мировой. Вот и Бандера ожил. Стоит только в образ вдохнуть энергию, и он обретет жизнь. Я же говорила, что мертвым нужно позволить быть мертвыми. Майа в этом деле не врет.

Хорошо или плохо все происходящее на Украине? Плохо, потому что зреет национальное противостояние. Плохо, потому что растет ожесточение. И хорошо. Все маски сняты. Все интересы очевидны. Все силы на лицо. Я люблю, когда нет масок. Я люблю, когда глаза в глаза, когда ты точно знаешь, кто друг, а кто враг, когда любая фальшивая дипломатия становится бессмысленной. Я люблю улыбаться искренне и не подставляю правую щеку, если ударили по левой.
Я восхищаюсь тем, как творческие люди ощущают все происходящее. У фигуристов нынче были программы-шедевры «Маскарад» по пьесе Лермонтова , военного поэта, и по фильму «Маска». Что только это зеленое фантастическое создание не вытворяло со своим хозяином. Или маска была хозяином человека?

И не случайно мне во всех проявлениях показывались буревестники, ласточки, стрижи. Казалось бы, ласточки и стрижи – мирные и совсем не хищные птицы. Но когда мы их замечаем, когда их шум и писк становится почти не выносимым? Перед грозой. Гроза уже гремит.

Слияние не бывает безболезненным. Меняются границы, и интересы одних входят в противоборство с другими, одни теряют власть, другие ее обретают. Кто-то становится королем на час. О ком-то будут слагать легенды. Важно помнить, что в слиянии значимы мысли каждого из нас. Мир каждого из нас нужно начинать с себя. Мы отвечаем за каждую свою мысль. За каждую эмоцию. И свои эмоции мы можем транслировать на других. Можем, если захотим.

Мне очень нравится тот маленький мир, что окружает лично меня. Мне нравятся мои сильные друзья-покровители. Мне нравится моя квартира. Мне нравится дом, в котором я живу. Мне нравится моя улица Медовая. Меня забавляет, что на Медовой открылся салон красоты «Шоколад», а на Ромашковой – парикмахерская «Стриж». Мне нравится цветочный ларек «Луговые лютики» на углу Изумрудной и супермаркет «Удача» на улице Дивной. Мне нравится через район Дольче Вита ходить на работу. И даже если сменится кафедра и факультет, я все равно буду ходить на работу через Дольче Виту. Это мой маленький мир. Эльфийка говорит, что мой мир похож на мир Незнайки в Солнечном Городе. Я Знайка. Я знаю все, что происходит на Земле, но я хочу, чтобы Земля стала Солнечным Городом без масок и театра теней. Я хочу мирного мира. А вы хотите?