Воспитание по-флотски

Валерий Ширский
   

(Рассказ написан в пору разорения и флота и армии, тогда и дисциплина падала, что видно из повествования.)

Зал  дома  офицеров.
В  зале  командир  дивизии  и  командир  бригады,  командиры  кораблей,  старпомы,  флагманские  специалисты  и  командиры  боевых  частей,  офицеры  штаба  эскадры.
      Идёт  «разбор  полётов»  в  расширенном  масштабе.
Выступает  командир  эскадры.  За  ним,  любители  юмора,  внимательно  записывают  наиболее  значимые  мысли.
   Господа  офицеры,  я  пригласил  вас,  чтобы  сообщить  вам  принеприятнейшее  известие.  Вчера  я  вышел из  очередного  отпуска.
   Возвращаться  из  отпуска – удивительно  интересно. Сразу  в глаза  бросаются  наши  непонятные  и  несовместимые  с военной  службой  на  море  действия.
А  в  голове  долгое  время  настойчиво  свербит  одна  и та  же  мысль:  почему  мы  до сих  пор  не  сгорели,  и  не  утонули.  Однако,  через  пару  дней,  поневоле  привыкаешь  к безобразиям,  хотя  и  дёргаешься  некоторое  время  во  сне.
   Вчера,  по  прибытии  из  отпуска,  в  штабе  флота,  я  получил  по  физиономии,  подчёркиваю:  я  один  получил.  Мне  было  больно,  скучно  и  противно.
В следующий  раз  я  возьму  с собой  комдива  и комбрига,  что  бы  было  повеселее  в  компании.
Начальник штаба  флота  ругал  меня  вчера  резкими словами,  с  привлечением  ненормативной  лексики,  вызвавшей  в  моей  душе  чувство  внутреннего протеста  и  обиды.
    Вот  это  чувство  я  и  хочу  разделить  вместе  с  вами,  что  бы  до  всех  оно  дошло,  и  всем  стало  приятнее  служить.
    С  завтрашнего  дня  я  лично  начну  проверку  всех кораблей  и  всех  подразделений  эскадры.  И  хочу  обратить  ваше  внимание,  что  это  будет  поездка  по  вашим  телам  на  танке  с мелкими  гусеницами,  чтобы  больнее  было.
   До  отпуска  я  имел  честь  довести  до  вас неутешительные  итоги  за  август.  И  это  вовсе  не  значит,  что  я  незатейливо  пошутил.
    И  прошу  запомнить,  что  я  не  с  пальмы  слез,  я  тоже  был  и  командиром  БЧ  и  старпомом,  и  я  всю  вашу  кухню  прекрасно  знаю.
   Проверка  будет  тщательной  и  доскональной.
А  так  же  я  напоминаю,  что  глаз  у  меня  маленький,  но  злопамятный  и,  кто  не  подготовился,  я  не  виноват.
   Кстати,  кому  ещё  не  понятно, что когда  я  начинаю   характеризовать  деятельность  любого  офицера,  он должен  бойко  встать  и  ответить  «Я»,  и  густо  покраснеть.  Причём,  если  его  деятельность  оценивается  позитивно,  то  глаза  должны  радостно  блестеть  и  выражать  немедленную  готовность  к  дальнейшим  свершенствованиям,  но  это  редко  бывает. Ну,  а  если  деятельность  оценивается,  как  обычно,  негативно,  он  должен  нахохлить  уши,  чтобы  по  ним  было  легче  попадать,  а  глазки  виновато  потупить  и  опустить  вниз.  Прошу  это  запомнить  и учесть,  товарищи  офицеры.
   Сегодня  утром  я  успел  посетить  крейсер  «Маршал  Устинов».  Ну  и  кабак  там,  я  вам  доложу.
   Старпом  докладывает:  «Товарищ  вице-адмирал…»  А  мне  просто  противно  от  посещения.  Я  ему  говорю:  «Тамбовский  волк  тебе  товарищ».  А  он  мне  отвечает,  что  он  из  Чечни.  Ну,  значит  чеченский волк.
   Я  у  него  спрашиваю,  почему  у  него  такой  кабак  на  корабле?  При  этом  помощник  командира  корабля  имеет  радостное  выражение  на  лице.  Разве  он  не  проверил  боцкоманду  до  моего  прихода?  Да  ещё  жуёт  жевательную  резинку,  беспрестанно.  Видимо  очень  боится  нарушить    кислотно-щелочной  баланс  во  рту.
   Чего  только  стоит  там  швартовая  команда.  Это  же  сборище  придурковатых  бомжей.  Они  даже  от  адмирала  не  шарахаются.
  А  молодые  офицеры,  выпускники  военно-морских  институтов,  будь  оно  не  ладно,  это  новое  название,  справедливо  снискавшие  в  нашей  суровой  флотской  среде  прозвище  «институток»:  они  ранимые,  как  дети,  вот  только не  плачут,  уткнувшись  в  мамину  юбку.  Но  водку  жрут  в  обществе  местных  ночных  бабочек,  как  бывалые,  матёрые  боцманюги.  Даже  утром  от  них несёт  за  версту  перегаром.
   Ещё  раз  напоминаю,  что  каждый  офицер  должен  быть  постоянно  в  состоянии  эмоцианальной  вздрюченности,  нос  по  ветру,  готовность  к  немедленным  действиям – повышенная.  И  только  тогда  из него  будет  толк.
   Так  вот,  этот  старпом,  у  которого  кабак  на  корабле  обнаружен,  обнаглел  до  такой  степени,  что  успел  мерзкий  рапорт  на  имя  Комфлота  настрочить,  с  просьбой  оградить  его  от  моих  нападок  и  оскорблений.
   Такое  не  забывается  никогда.  Я  всё  сделаю,  но  этот  рапорт постараюсь  ему даже  в  гроб  положить.
  И  это  всё  при  том,  что  люди  на  этом  крейсере  дики  и  туземны.
  Взять  только  одного  Начхима –  это  же  Начхим  в  законе.  Дисциплинарной  практикой  у  себя  в  подразделении  не  занимается  вовсе.  Он  просто,  «крёстный  папа»  всей  «мафии»  на  корабле.
   А  флагманский  химик  эскадры,  одурманенный  ядовитыми  парами  хлорпикрина  и  вредными  ионизирующими  излучениями  радиоактивных  источников,  совсем  деградировал  и  перестал  «любить»  своих  подчинённых.  Иначе бы  Начхим  с  крейсера  не  дошёл  бы  до  жизни  такой.
  Да,  уж,  правильно  молва  гласит?  Корабль  без  химика,  что  деревня  без  дурака.
  Корабельный  химик – это  не  военная  профессия,  это  философия  жизни.
  А  до  чего  дошёл  штурман? 
 Я  его  спрашиваю:  « Вы  подготовили  карты  к  дальнему  походу?» 
И,  что  вы  думаете,  он  мне  отвечает? 
   Так  точно, товарищ  адмирал,  две  колоды!
  Кстати,  напоминаю  всем  флагманским  специалистам,  желающим  избежать  вечернего  изнасилования,  что месячные  планы  необходимо  сдать  Начальнику  штаба  сегодня  до  15.00.
  А  вы,  товарищ  капитан 2 ранга,  где  вы  были,  когда  я  вызывал  вас  утром?
  В  гальюне?
  Вы  бы  ещё  в  оперный  театр  сходили.
  Что  вы  мне  объясняете,  что  там  написано,  что  вам  можно.
  Не  всё  можно,  что  написано.
  Вот  будете  в  Питере,  там  на  Аничковом  мосту  написано:  «…  отливал  барон  фон  Клодт».  Но  это  вовсе  не  значит,  что  и  вам  это  дозволено.
     Садитесь!  И думайте  впредь,  что  делаете.
     О  службе  снабжения,  на  этом  же  корабле.
Я,  просто,  поражаюсь  её  беспринципностью.  Они  ухитряются  стащить  с  корабля  неподъёмную  мясную  тушу,  чтобы  пропить  её  за  наше  здоровье.
И,  когда  вахтенный  у  трапа  спрашивает:  «куда?»,  то  ему  отвечают  магическими  словами:  «для  командира  эскадры».
И,  что  самое  главное, - им  верят.  А  почему?
   А,  чтой-то  это  Начальник  физподготовки  скучает  и  дремлет  на  нашем  празднике  жизни?
   Что,  радость  моя,  головка  болит,  на  солёненькое  тянет,  во рту  гадостно  и  работать  не  хотца?
  Так  это  ярко выраженные  признаки  беременности.  Это  нам  и  Начальник  медслужбы  эскадры  может  подтвердить.
  Вот,  взять  другой  корабль,  эскадренный  миноносец  «Смышлённый»
До  какого  свинского  безобразия  доведена  минно-торпедная  часть  на  эсминце?
Минёра  на  корабле  надо  на  цепь  приковать,  чтобы  от  поста  до  гальюна  мог  шастать.  И  кормить  отдельно,  в  миске  подавать,  не  допуская  в  кают-компанию.
   И  не  надо  мне  ничего  объяснять,  товарищ  флагманский  минёр.  Я  и  так  знаю,  что вы  шоколад  не  любите,  что  у  вас  изжога  от  фольги.
   Флагманский  минёр,  у  вас  ничего  не  болит?
   Что  же  вы  корчитесь,  как  змея, которой  голову  отрубили?
  А  выражаться  попрошу  вас  яснее  и  определённее.  Половинчатость хороша  только  для  задних  мест.
  Нет,  не  представляю:  каким  же  надо  быть  умным  и  эрудированным  человеком,  что  бы так  долго  и  убедительно  отстаивать  свою  глупость.
  Ну,  а  вы,  механик,  с  лучшего  авианесущего  корабля  нашего  флота?
Почему  вы  так  часто  и  так  много  пьёте?  Неужели  это  так  вкусно?
   И  не  уходите  в  себя,  механик,  там  вас  найдут  в  два  счёта.
А  если  вы  не  способны  найти  достойный  выход  из  сложившейся  ситуации,  то  воспользуйтесь  хотя  бы  входом.
   Товарищ  капитан  1  ранга,  прошу  не  перебивать  меня,  репликами  с  места.
Я  знаю,  что  вы  демагог  редкостный.  Вы  даже  способны  убедить,  остро  нуждающуюся  в  мужской  ласке  даму,  что  лежачий,  гораздо  лучше  стоячего.
Я  вас  даже  слушать  не  буду.  И  если  вы  попытаетесь  прервать  меня  ещё  раз,  то  сразу  получите  по  лбу  пудовой  гирей.
   Приближается День  корабля,  нашего  тяжёлого  крейсера  «Пётр  Великий».
Это  я  к  вам  обращаюсь  товарищ  заместитель  командира  дивизии  по  воспитательной  работе.  Ваши  недоделанные  подчинённые,  в  бытность  называемые  политработники,  мне  уже  все  мозги  задолбали  по  вопросу  подготовки.
   Идиотских  идей  у  них  навалом, а  сценария  до  сих  пор  не  родили.
Недаром  в  старые,  добрые  времена,  бытовало  мнение,  что  девушка,  желающая  остаться  девственницей  и  в замужестве,  должна  выходить  за  муж  или за  француза,  или  за  армянина,  или  за  политработника.
  Так,  что  примите к  сведению  и  займитесь  работой  со  своими  подчинёнными.
И, кстати,  подайте  мне  новый  список  самовольщиков,  и  заберите  тот  пендрючный обрывок  использованной  прокладки  без  крылышек  с  вашей  клинописью.  И  впредь  подобные  бумажки  мне  прошу  не  подавать.
  И  вообще, я  не  понимаю,  вы  какую-нибудь  ответственность  несёте  или  нет?
А,  всё-таки  несёте. 
Так,  что  же  вы  так  долго  её  несёте  и  никак  донести  не  можете?
  Ну,  а  теперь  несколько  слов  о  безобразиях,  которые  обнаружились  у  наших  связистов.
   Флагманский  связист,  это  правда,  что  Начальника  связи  с  эсминца  «Непокорённый»,  в  госпитале  признали  окончательным  идиотом?
   Что?
   У него  только  язву  обнаружили?
   А  жалко,  я  уже  было  обрадовался.
   А  почему  я  не  вижу  связиста  с  крейсера?
   Что,  он  тоже  в  госпитале?  И,  что  же  с  ним  приключилось?
   Перелом  ноги  в  двух  местах?
   Ну,  слава  богу.  А  то  я  подумал,  что  он  проспал  и  на  службу  опаздывает.
Тогда  я  вам  скажу  флагманский.  Я  так  понимаю,  что  после  того,  как  на  крейсере  «Адмирал Нахимов»,  где  не  смогли  правильно  принять  контрольный  семафор  и  не  выполнили  тем  самым  необходимую  команду, последует  расщепление  виновных  на  атомы  и  шкварки?  А  может даже  и  публичное  ритуальное  заклание,  какой-нибудь  виновной  в  этом  сволочи?
  И  ещё  запомните,  я  запрещаю  по  правительственному  каналу,  засекреченной  связью  передавать  бред  типа  разговора  дяди  Васи  с  тётей  Авдотьей  у  плетня  насчёт  их  рандеву  на сеновале.
  Товарищи  офицеры,  воспитательную  работу  надо  проводить  повсеместно  и  непрерывно,  но  и  вдумчиво.
   Вот  пример,  здесь  уж  моя  ошибка:  далеко  ли может  пойти  тот, кого  далеко  послали?
   Отвечаю!  До  ближайшего  кабака.
   Именно  так  был  задержан  комендантом  гарнизона,  во  время  занятий  по  специальности,  старший  офицер  оперативного  отдела  эскадры,  капитан 2 ранга  Прокопэнко,  которого  я  за  тридцать  минут  до  этого  удалил  со  служебного  совещания  за  гнусную,  трёхдневную  небритость.
Одно  радует,  за  это  время  он  успел  побриться.  Правда,  и  нажраться  тоже.
   Так  что  посылать  надо  вдумчиво  и  не  очень  далеко,  если  уж  совсем  без  этого  не  обойтись.
   Вот,  знаете  ли,  чем  отличается  хороший  ученик  от  плохого?
Плохого  ученика  периодически  лупят  родители.  А  хорошего  постоянно  мутузят  одноклассники.
   А  в  чём  разница  между  хорошим  и  плохим  офицером?
Хорошего  офицера  хотят  любить  все  сразу,  так  как  от  него  отдача  большая.
А  плохого  офицера  периодически  «любит»,  в  силу  служебной  необходимости  его  непосредственный  начальник,  да  и  то,  тщательно  предохраняясь  при  этом.
  В  воспитательной  работе  должен  быть  медицинский  девиз:  «Не  навреди!»
А  то,  как  часто  бывает?  Зачастую,  даже  самые  благие  намерения  имеют  отрицательный  результат.
  Вот  посмотрите,  что  получилось  в  масштабе  всего  государства,  с  появлением  непродуманного  антиалкогольного  указа.
  После  опубликования  указа  количество  разводов  увеличилось  в  полтора  раза.
Причин  было  две  и  очень  простые.
Если  до  указа  40%  мужчин  не  могло  кончить,  то  после  его  опубликования  60%
Не  могли  начать,  так  как  впервые  трезвыми  глазами  взглянули  на  своих  жён.
Так  что:  «Не  навреди»  очень  актуальный  лозунг.
   Предупреждаю  старпомов  и  командиров  кораблей:  в  кратчайший  срок,  засучив  рукава,  наведите  порядок  на  кораблях,  что  бы  тех  безобразий,  о  которых  я  говорил  сегодня,  больше  не  видел.
   Что  бы  не  было  благодушия  при  виде  крыс  на  корабле.  А  то  есть  такие,  которые  считают  это  явление  благом.  Коли  крысы  есть,  не  бегут  с  корабля,  значит  ещё  плаваем.
   И  вас, офицеров  штаба  предупреждаю  и нацеливаю.  После  ваших  вдумчивых  проверок  кораблей, личному  составу  ад  должен  раем  казаться.
   Что  бы  ни у  кого  радости  на  физиономиях  написано  не  было.
Я  лично  так  воспринимаю:  если  офицер  бездумно  радуется  жизни,  стоя  по  колено  в  грязи,  то  я  настораживаюсь  до  тех  пор,  пока  улыбка  медленно  не  сползёт  с  его  лица.
   Товарищи  офицеры,  в  чём  вы  записываете  мои  мудрые  мысли?
Какие-то  пендрючные,  негабаритные  блокнотики,  в  которых  могут  поместиться  два-три  презерватива  и  три-четыре  адреса  легкомысленных  женщин.
Впредь  оставляйте  их  дома, надёжно  спрятав  от  своих  жён,  во  избежание  провокационных  вопросов.
  На  службе  все  должны  пользоваться  учтённой,  прономерованной  и  опечатанной
широкоформатной  рабочей  тетрадью,  так  как  некоторые  мои  мысли  могут  нести военную  тайну.  Типа  того, что  публичный  дом  это  заведение,  а  бардак  на  наших  кораблях  это  система.
  И  не  дай  бог  если  об  этом  узнает  наш  вероятный  противник.
  Вот,  кстати, уходя  в  отпуск  я ещё  одно  новшество  обнаружил: командир  корабля, -  кандидат  наук.
  Зачем,  почему,  как  допустили  подобное  безобразие.  Или у  него  на  корабле  все  медяшки  подраены  и  порядок  везде  образцовый?
  Или  он  Указа  Петра  Великого  от  09.12.1709 года  не  читал,  где  по  этому  поводу  говорится:  «Подчинённый  перед  лицом  начальствующим  должен  иметь  вид  лихой  и  придурковатый,  дабы  разумением  своим  не  смущать  начальство».
  Начальник  отдела  кадров, у меня  такое  впечатление,  что  вы  специально  пальцы  чернилами  пачкаете  перед  совещанием,  что  бы  все  думали,  как  он  много  работает.
  Итак, за  работу,  господа  офицеры!
  С  завтрашнего  дня  начинаю  проверку.  И  там  уж  без  обид:  кто  не  спрятался,  я  не  виноват.


С-Петербург.
Ноябрь 2003г.