Лесная школа

Людмила Кальчевская
   Далеко ли, близко ли, давно ли, недавно ли, но была в одном лесу школа. Была она маленькая, и работал в ней только один учитель – Старичок – Лесовичок. Учил он крохотных веселых лесовичков разным лесным премудростям: как лес беречь, как деревьям помогать, как грибы да ягоды вырастить. А так как школа была волшебная, то Лесовички учились совершать добрые волшебства. Всякие были ученики у Старичка-Лесовичка: и усидчивые, старательные, и шалуны, и бездельники. Не все хорошо усваивали лесные науки, и это очень огорчало учителя. Так они и жили. Но вот однажды здесь случилась следующая история.

   Была весна, солнышко улыбалось и дразнило Лесовичков, зовя их играть. Им очень хотелось покинуть занятия, побегать на полянке, покататься на солнечных лучах. Но скоро будет выпускной экзамен, ( а Старичок-Лесовичок был строгий экзаменатор), и они понимали, что убегать нельзя. Солнце все упорствовало, подмигивало и строило такие забавные рожицы, что хотелось рассмеяться. Один из Лесовичков не выдержал. Повторять правила охраны леса ему показалось очень скучно.
- Фу,- сказал он, - зачем мне эти правила, да я в пять минут сделаю новый лес!
- Да!? – удивленно спросил учитель и внимательно посмотрел на маленького Лесовичка,-
- Ну, попробуй.

Лесовичок, обрадованный вниманием, вышел вперед, взмахнул руками и что-то тихо произнес. В лесу загрохотало, поднялась пыль, подул ветер. Когда все успокоилось, нового леса никто не увидел.

- И где же  лес?  Хвастунишка! – наперебой закричали ученики.
- Пойдемте на опушку, - ответил Лесовичок. Очень довольные неожиданным развлечением, ученики вприпрыжку побежали за приятелем. Старичок-Лесовичок шествовал следом. Выйдя на опушку, все остановились. Там, где раньше было пустое поле, теперь росли деревья.
- Это и есть твой лес?- спросил учитель
- Да!
- Что ж, пойдем, посмотрим.

Все вошли в новый лес. Там было прохладно, но как-то странно тихо. Не росли цветы, не пели птицы, не прыгали белки…. Лесовичкам отчего-то стало тоскливо, и они поспешили выйти на опушку.

- Нет, малыш, это не лес, это деревья, и они скоро умрут, - учитель погладил творца по голове и вздохнул.
- Как умрут? Почему?
- А вы догадайтесь сами.
Тут маленький волшебник заплакал и закричал:
- Нет, они не умрут! Я буду за ними ухаживать, поить и кормить. И, вообще, уходите отсюда, это мой лес!
И учитель, и ученики очень удивились такой грубости, обиделись и ушли. Лесовичок остался один.

    Прошел день, другой, прошла и неделя. Малыш все делал для своих деревьев, но вот он заметил, что верхушки их стали сохнуть, листья – желтеть. Лес умирал. Что делать, что предпринять? Лесовичок бегал от одного дерева к другому, кормил их и поил, а они продолжали гибнуть. Вскоре весь лес погиб.

   Понурив голову, шел маленький волшебник в школу. Ноги не хотели идти, глаза не хотели смотреть. Ему было горько и стыдно. Вот и школа. Со страхом переступил он через ее порог, но встретили его по- доброму. Никто не дразнил и не смеялся, а учитель спросил:
- Ты понял, в чем причина?
- Нет, - честно ответил малыш.
- Тогда слушай.
И Старичок-Лесовичок спросил у всех:
- Что такое лес?
Ученики вразнобой закричали:
- Это деревья! Это трава! Это птицы! Это ягоды! Это комары! Это звери…
- Хорошо, достаточно. А теперь ответь мне, в твоем лесу росла трава?
- Нет.
- Птицы пели свои песни и строили себе дома?
- Нет.
- Звери искали добычу?
- Нет, нет…
- Вот видишь. Лес – он живой. В нем все едино, все не могут друг без друга жить. Твои деревья потому и умерли, что были одиноки. Ты не знал этого. А чтобы много знать, надо учиться.
- Я понял. Спасибо.

Маленькому Лесовичку показалось, что после этих слов солнышко засветило еще ярче, песни птиц стали звонче и нежнее, что даже воздух стал другим. А когда все вышли на перемену, ветер подхватил его под мышки и подбросил высоко-высоко. Хохоча, он повалился на траву и стал отбиваться от ветра. Вдруг малыш увидел божью коровку. Раньше он непременно бы ее помучил, а теперь подумал:
- Пусть ползет. Без нее лес тоже жить не может.