Джемма Фирсова и Аристократизм Духа

Александр Ясень-Горелов
             
                "...Но пусть остался
                Только узкий света луч,
                В ночном промозглом
                Штормовом тумане
                (Не знаю -
                На каком меридиане
                Он улыбнётся мне,
                Прорвавшись между туч)...
                Маяк угас,
                Но курс - указан верный.
                Корабль не сгинет,
                Не войдя в свой порт....
                "Немного сделано,
                Но это сделал я..." - Автор
                www.proza.ru/avtor/63755981

    ДЖЕММА ФИРСОВА И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА

           "Имена их - Ты ведаешь, Господи!"
               
           "Когда нисходит мгла
            Тревожными ночами,
            Я слышу два крыла
            Трепещут за плечами..."
           "Я прошу Вас,- тех, кого не знаю,
            И кому я не могу сказать:
            Улицы моей, к которой я летаю,
            Именем моим не надо называть..."
           "...Я - не за новый
                передел.
            Не за поспешные
                возвраты.
            Уж видно так
                Господь хотел.
            И мы безвинно
                виноваты..."
            "Не ищите комнаты янтарной...
            ...В призрачной возможности везенья
            И судьбе - лукавой и кровавой..."
               (Джемма Фирсова-Микоша)

1
    "Аристократизм Духа", который весьма
плодотворно вышибался из России начиная
с Великого Октября, а кое в чём, - задолго
до него, не имеет никаких - ни "первичных",
ни вторичных, "половых признаков".
    Не имеет он и т.н. "национальности".
    Этим Он кардинально отличается от
    "интеллигентства" (психофизиологически -
    морально-аморфно-гермафродичного).
    С молоком матери Он впитал аксиому:

   "Г О С П О Д Ь - В И Д И Т   В С Ё !"

   Генетическая нетерпимость к любой
разновидности заискивания и низкопоклонства
перед "сильными мира сего" и незыблемая
вера в приоритет человеческой порядочности
над человеконенавистничеством и завистью
к успехам окружающих (а особенно - в некоем
псевдо-общественном "табеле о рангах").
   Наследственное, пришедшее от самого
   "Сотворенiя Мiра", - неприятие гнусных
   по своей сути : "потребительского"
   образа жизни и - "карьера - любой ценой".
   Стремление "возвыситься - не унизив".
   Невозможность для себя самого и своего
   "близкого окружения" признать иезуитский
   постулат: "Цель - оправдывает средства!"
   Отвращение к мысли о самой возможности
   "мести" тем, кто - некогда был
   "выше" Вас, тем, кто - притеснял Вас,
   даже - угнетал, но волею Всевышнего -
   "пал под ударами судьбы"
   (к своеобразному садо-мазо танцу:
   "Чардаш на могиле павшего врага" ).
2
   Николай Гумилёв и Сергей Есенин были
   "разноклассовы", но они оба были
   истинными Аристократами Духа
   (за что и поплатились жестоко:
   первый - "показательно" расстрелян,
   второй - зверски убит).
   Марина Цветаева - буквально приходила
   в ярость, когда кто-нибудь называл Её
   "интеллигенткой".
   Изабелла Ахмадулина - когда слышала про
   себя "поэтесса", была готова буквально
   растерзать сказавшего это оскорблявшее Её
   "определение".
   Творчество - не имеет "пола", но оно -
   органически не терпит абсолютно любого
   (даже - предполагаемого)"гермофрадизма".
   Андрея Андреевича Файта, обоих Николаев
   (Симонова и Черкасова), братьев Закариадзе -
   Серго и Бухути , отца и сына Ростоцких -
   только не очень умный критик мог причислить
   к т. н. "творческой интеллигенции".
   Не говоря уже о обоих великих Сергеях -
   Бондарчуке и Герасимове. Именно они -
   были истинные Аристократы Духа.
   Юрий Яковлев, Георгий Жженов, Виталий Доронин,
   Констанция Роек и их гениальная дочь - Елена,
   Абрикосовы - отец и сын,  Ефим Копелян,
   Глеб Стриженов, Всеволод Ларионов, Георгий
   Бурков, Василий Шукшин, Вадим Спиридонов,
   Владимиры - Ивашёв и Вихров...
   Божественные Татьяна Шмыга, Любовь Орлова,
   Елена Добронравова, Лилия Амарфия...
   "Неистовая" Фаина Раневская...
   Вечно юная Алла Боянова...
3
    Слава Богу - здравствующие великая
Юлия Константиновна Борисова, Василий Лановой
и Ирина Купченко, Евгений Карельских, Алексей
Кузнецов (Глебович), Георгий Тараторкин,
Юрий Шлыков, Борис Галкин, Виктор Зозулин,
Андрей Ярославцев, Василий Бочкарёв, Борис
Романов, Дмитрий Брусникин, три гениальные
"Равноапостольские" Нины - Дробышева
и Русланова, Светлана Светличная,
Людмила Максакова, Наталья Варлей...
    Я вспомнил отнюдь не всех из подлинных
Аристократов Духа, с кем мне в разные годы,
посчастливилось работать на лучших московских
сценах, в игровом кино и на TV.

    И Джемма Сергеевна Фирсова, гордо -
    на "правом фланге" этого строя, ряды
    которого, увы, редеют с каждым прошедшим
    днём, а вот достойного "пополнения",
    что-то не очень и заметно, даже
    "за линией горизонта":
    Прекраснейшая Женщина. Поэт.
    БОЕЦ , Рядовой и Стратег.
    Личность-МОНОКРИСТАЛЛ.

    "Не бери даров не одаряя,
    Не бери того,что не вернёшь.
    Как одну из заповедей знаю:
    Дар не отдарённый - та же ложь...

    ...У судьбы есть долговая яма,
    И проценты долга - во сто крат,
    И она взыскает с нас упрямо,
    Без различья - нищ ты иль богат.
4
    Как бы счёт не медли долго-долго, -
    Неожиданно и в неурочный час
    Платим мы судьбе по счёту долга -
    Долга убивающего нас."

    М О Н О К Р И С Т А Л Л -
    "Продюссер своей жизни",
    "Бериллиево-бронзовая" - ни в чём
    и никогда не поддающаяся "окислению"
    (а уж тем-более - нравственной "порче").

    Всё, чтобы ни сказали, ни написали доброго
    о Джемме Сергеевне - есть Правда Истинная
    (и эти строки в том числе), ни малейших
    сомнений не вызывающая у всех, кто знал
    Её намного лучше и ближе меня.
    Ученица Александра Довженко и Михаила Ромма.
    Духовная наследница Николая Гумилёва
    и Сергея Есенина.

    Она ушла 8-го мая 2012 года. На прощании
в маленьком зале Центрального Дома Кино было
нас человек четыреста - всех трёх поколений
Её друзей, коллег, просто (?) зрителей, которых
Она "зацепила" своими работами и вообще -
всею своею, в общем-то, - не особенно устроенной
и весьма нелёгкой Жизнью.

    На прощании с Нею от Минкульта Российской
    Федерации присутствовал один - какого-то
    весьма мелкого ранга клерк.
    От Минобороны - ни клерка, ни самого младшего
    из самых младших адьютантов - не прислали
    даже одного цветка.
5
    Автор и ещё четверо давно поседевших
    "старых мариманов" - от непобедимого
    и легендарного Военно-морского Флота
    Советского Союза.

    Очень хотелось-бы верить что то,
    чего Джемме Сергеевне не довелось
    успеть сделать за полсотни лет Её
    плодотворной работы в кино, поэзии,
    общественной и нравственной жизни России,
    будет сделано Её нынешними коллегами
    и грядущими "заочными" учениками".
    А таковые не могут не появиться на Руси -
    Великий Талант, он (Слава Богу!) -
    "заразителен".

    Один небольшой "ньюансик" -
за последние три десятилетия Её имени ни разу,
никто, никогда, нигде и не при каких обстоятель-
ствах не встретил в той горлопанщине, той дикой
"монолого-многоголосице", которой начиная
со знаменитого "климовского" съезда
"Союза кинематографистов" буквально
наслаждались в Российской Федерации.
    "Надобно, господа, дело делать!" -
    говорил Иванов-Леший у Антона Чехонте.
    А Она ("бериллиево-бронзовая")
    тихонечко, "про себя", добавляла :
    "А не своими ассенизаторскими изысканиями
    наслаждаться!".


    В день прощания с Джеммой Сергеевной
    Автор этих строк взял с маленького 
    "гостевого" столика в день прощания
6
    с Нею простой машинописный листок.
    На нём было это стихотворение, которого
    мне так и не не довелось найти изданным
    в "большой печати".

    Я называю его "Молитва Джеммы-Дарьи":

    "Не дай мне Бог
       почувствовать успех,
    Признать в себе
       хоть в чём-то совершенство.
    До допусти,
       что б на устах у всех
    Моё звучало превосходство
       и главенство...

    ...Не дай мне Бог
       всё в жизни получить,
    Пресыщенной
       на пир друзей явиться
    И расхотеть
       стремиться и учиться,
    Не дай мне Бог
       вдруг захотеть учить!..

    ...Не дай мне Бог
       поверженных врагов,-
    Что-бы мой меч
       в безделье затупился,
    Не дай мне Бог
       молчальников-рабов,
    В которых-бы
       мой смертный час сокрылся...


7
    ...Не дай мне Бог
       бояться пораженья
    И действовать
       оружием врагов,
    Не дай мне Бог
       почувствовать оков
    Бессмысленности
       вечного движенья."


    ПРОСЬБА (отрывок)

    "Я прошу Вас, - тех, кого не знаю,
    И кому я не смогу сказать:
    Улицы моей, к которой я летаю,
    Именем моим не надо называть...

   ...В городе, в чьих парках и куртинах
    Я летаю, растворясь в ночах,
    В городе прекрасном и невинном
    В страшных человеческих делах...
    ...Пусть другие будут называться
    Именами, что давал Он сам:
    Крейслер, Мур, Альпанус и Берганца -
    Те, с кем я летаю по ночам..."
 

    ДЕТИ ЧУЖИХ ГОРОДОВ (отрывок)

    "Мы дети чужих городов -
    Военного времени дети -
    Полков, гарнизонов, фронтов
    И этим век наш нас отметил...


8
    ...Нам, детям чужих городов,
    Во снах наших детских приснилось
    И улиц чужих и домов,
    И зорь несказанная милость...

    ...Да детства пронзительный зов
    Идёт не от улиц Арбата. -
    Мы, дети чужих городов, -
    Ну в чём же мы, в чём виноваты?"


     В Е Д Ь М А (отрывок)

    "Меня уже сжигали не костре
    Во Фландрии, в Бургундии, в Салеме.
    И в проруби во вьюжном декабре
    Топили, останавливая время...

    ...Мне не прощали то, что я пою
    И вызываю молнии и грозы.
    Мне не прощали избранность мою -
    Мой смех,тоску, молчание и слёзы.

    Мне не прощали, что в моих руках
    Любое дело спорилось и пело.
    Мне не прощали, что скрывая страх,
    Чуму и оспу я лечить умела.

    Мне не прощали, что любой судьбы
    Заранее я знала завершенье
    За то, что просто так, без ворожбы
    Во всём читала тайные знаменья...



9
    ...Мне не прощали, что приняв коня,
    Копьё и меч, надев мужское платье,
    Я шла на бой, и воины меня,
    Как полководца приняли в объятья.

    Мне не прощали ярости побед
    И мужества в минуты пораженья.
    Мне не прощали, что предела нет
    Ни силам, ни стремленьям, ни уменьям...

    Мне не прощали юности моей,
    Когда от старости товарки умирали,
    И, счёт теряя лет моих и дней,
    От тихой злобной зависти сгорали...

    ...Испытывая леденящий страх,
    За мной следили утром, днём и ночью.
    Пророка моего в его крылах
    Не раз видали пред собой воочью...

    Да, я прошла и пытки, и костры.
    Я всё прошла - и вновь не отступаю.
    Я принимаю тяжкие дары -
    И ничего  себе не отвергаю..

    И корчатся мучители мои
    На смертном ложе от ужасной хвори,
    В последние мгновения свои
    Испив до дна сосуд вины и горя...

    ...Но плачу , не в силах уберечь
    Их, палачей моих, от неизбежной кары. -
    Из рук Судьбы не выбьют грозный меч
    Прощающие всё моей Судьбы фанфары..."

10
    ДОМ ДЕТСТВА(отрывок)

    "Пусть буря за окном -
    Деревья не помочь!
    А детства милый дом
    Летит бесстрашно в ночь...

    Был тайной каждый миг,
    И был неведом страх.
    Тот дом, как белый бриг,
    Жил на пяти  ветрах...

    ...Когда судьбы паром
    В штормах - не превозмочь! -
    Я вижу детства дом,
    Летящий смело в ночь..."

   12-го мая 2012 года на Химкинском погосте,
   мы - человек пятьдесят, без надгробных речей
   (как Она завещала) прощались с Джеммой Сергеевной.
   И только после окончания строгой панихиды,
   когда мы проходили мимо Её спокойно-гордого
   лица в своём последнем поклоне-прощании,
   Автор этих строк осознал, что на его памяти, -
   Джемма Сергеевна - единственная Женщина,
   уходящая ТУДА  с Лентой Святого Георгия
   на груди...

    P.S: Все известные Автору этого эссе
    стихи Джеммы Сергеевны можно прочитать
    на сайте "Стихи.ру по "адресу":
"П а м я т и   О р л и ц ы-а л ь б и н о с а
Д ж е м м ы   Ф и р с о в о й-М и к о ш и".
    В с е х  В а м  б л а г !