Алексей Вульф

Валентина Томашевская
...Мы испытали, что на животных гораздо скорее действуют кроткие меры, нежели насильственные; неужели же людям, существам, одаренным духовными способностями в несравненно высшей степени, нельзя применить сего правила? Но наши отцы об этом не думали, полагая, что страх может то же произвести, что и любовь. Грубая, сожаления достойная ошибка! К несчастью, есть еще много людей, которые держатся таких мнений, кажется, не оттого, чтобы они признавали оные неопровергаемыми или единственно спасительными, но более потому, что они согласны с их характерами, властолюбивыми и своенравными.

Алексей Вульф. Дневники

Род Вульфов

Oснователем рода Вульфов был Гавриил Васильевич Вульф,  в 1679 году вступивший в русскую службу поручиком солдатского строя. Впоследствии (1700) он был полковником и купил вотчину в Медынском уезде. Его сын Пётр служил при царевне Наталье Алексеевне, при Елизавете Петровне был бригадиром.

А внук, Иван Петрович , был  орловским губернатором и имел звание тайного советника. Он стал отцом многочисленного семейства, состоящего из 4-сыновей: Петр, Павел, Иван и Николай
и 3-х дочерей: Наталья (в замужестве Ильшева), Анна (Понофидина) и Екатерина (Полторацкая).

Почти все сыновья Ивана Петровича были владельцами обширных поместий в Псковской и Тверской губерниях.
Так имением Тригорское , находившимся по соседству с имением Пушкиных Михайловским, владел Николай Иванович Вульф (1771 – 1813), который  женился в 1799 году на Прасковье Александровне Вандомской (1781- 1859).

У них было пятеро детей, из которых выжили трое:
Алексей  (1805—1881) , Анна  (Нетти) (1799—1857)  и Евпраксия (Зизи) (1809 – 1883).

После смерти мужа в 1813 году Прасковья Александровна вышла вторично замуж и вошла в историю литературы под фамилией Осипова.

С этим семейством Пушкин познакомился в период своего первого пребывания в Михайловском (1817), но близко сошелся с обитателями Тригорского во время отбывания ссылки в родном имении (1824 - 1826).

Заметной личностью среди знакомых Пушкина в Тригорском  был Алексей  Николаевич Вульф. С поэтом он  познакомился и близко сошелся во время своего пребывания на каникулах в Тригорском. Их сближала любовь к литературе, общие знакомые.

 История отношений  Вульфа к Анне Петровне Керн весьма поучительна с точки зрения истории нравов. В письмах Пушкина к Керн 1825 года высказываются в шутливой форме ревнивые подозрения по адресу Вульфа. Действительно, двадцатилетний студент был по уши влюблен в свою кузину, и кузина ответила ему полной взаимностью, подарила ему свою любовь.

    Осенью 1828 года, когда Вульф жил в Петербурге, отношения его к Керн уже носили совершенно определенный характер. "Анна Петровна,- записывает Вульф 20 октября 1828 г.,-- сказала мне, что вчера поутру у ней было сильное беспокойство: ей казалося чувствовать последствия нашей дружбы. Мне это было неприятно и вместе радостно: неприятно ради ее, потому что тем бы она опять приведена была в затруднительное положение, а мне радостно, как удостоверение в моих способностях физических".

       Вот еще запись от 28 ноября: "Петр М. (отец Керн) у меня остановился; к нему сегодня приходила Анна Петровна, но, не застав его дома, мы были одни. Это дало мне случай ее жестоко обмануть; мне самому досаднее было, чем ей, потому что я уверил ее, что я ранее... а в самом деле не то было, я увидел себя... это досадно и моему самолюбию убийственно. Но зато вечером мне удалось так, как еще никогда не удавалось".

       Вульф не изменял своей любви к Анне Петровне и был уверен в постоянстве нежной ее любви к нему. Но и его верность и ее постоянство носят печать чрезвычайного своеобразия. Он был влюблен в Анну Петровну: "прощальным, сладострастным ее поцелуям удавалось иногда возбуждать его холодную и вялую чувственность".

 Но связь с Анной Петровной не мешала ему одновременно вести ряд романов, "платонических" и физических, на глазах Анны Петровны, с ее знакомыми, подругами и даже с ее родной сестрой. Романы имели свое, различное течение, но верный приют любовное чувство Вульфа находило всегда у Анны Петровны. Анна Петровна знала, конечно, о любовных историях Вульфа, и это знание не мешало их взаимным наслаждениям; в свою очередь, близкие отношения к Вульфу нисколько не мешали и Анне Петровне в ее увлечениях, которых она не скрывала от него. Они не были в претензии друг на друга. В их отношениях поистине царила какая-то домашность, родственность.

       Вульф навсегда остался благодарен Анне Петровне за ее любовь. "Никого я не любил и, вероятно, так не буду любить, как ее",- писал он в дневнике 1832 года. Но, зная Вульфа, - пишет  П. Е. Щеголев *,-  мы можем сказать, что в его чувстве не было ни восторга, ни упоения, ни вдохновения, без которых Анне Петровне жизнь не в жизнь была и любовь не в любовь! Какой сухостью и сердечной скудостью веет от записи Вульфа: "Анна Петровна сообщает мне (в письме) приезд отца ее и, вдохновенная своей страстью (это было новое увлечение А. П.!),- велит мне благоговеть перед святынею любви! Сердце человеческое не стареется, оно всегда готово обманываться. Я не стану разуверять ее, ибо слишком легко тут сделаться пророком..." .

Нет сомнения, что и Пушкин был осведомлен о любовных успехах - Вульфа, но это не внесло холодности в их отношения. "Все было в порядке вещей".

ИЗ ПИСЬМА ПУШКИНА К ВУЛЬФУ

Здравствуй, Вульф, приятель мой!
Приезжай сюда зимой,
Да Языкова поэта
Затащи ко мне с собой
Погулять верхом порой,
Пострелять из пистолета.
Лайон, мой курчавый брат
(Не михайловский приказчик),
Привезет нам, право, клад...
Что? — бутылок полный ящик.
Запируем уж, молчи!
Чудо — жизнь анахорета!
В Троегорском до ночи,
А в Михайловском до света;
Дни любви посвящены,
Ночью царствуют стаканы,
Мы же — то смертельно пьяны
То мертвецки влюблены.

Эпистолярный способ общения, поддержания отношений в эпоху Пушкина был распространен, спасал от духовного одиночества.

Характеризуя личность Пушкина, Вульф очень высоко оценил его интеллект, с помощью которого он легко очаровывал дамское общество:

"Пушкин говорит очень хорошо, пылкий, проницательный ум обнимает быстро предметы, но эти же самые качества причиною, что его суждения о вещах иногда поверхностны и односторонни. Нравы людей, с которыми встречается, узнает он чрезвычайно быстро: женщин он знает как никто. Оттого, не пользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими большое влияние на прекрасный пол, одним блестящим своим умом он приобретает благосклонность оного".

Основное произведение Вульфа — «Дневники 1827—1842 гг.», изданные в 1929 г. Читаю. Вдумчивый человек, искренне пишет.

 С 1819 Вульф жил в Дерпте, учился в 1822—1826 военному делу на физико-математическом факультете Дерптского университета. В университете подружился с Языковым, посвятившим ему девять стихотворений. Во время приездов на каникулы в родное Тригорское Вульф регулярно встречался с сосланным в соседнее Михайловское Пушкиным. В 1825 Пушкин задумал бежать за границу, выдав себя за слугу Вульфа. Вместе с приятелем Пушкин обсуждал создающиеся сцены «Бориса Годунова» и главы «Евгения Онегина».

В 1826 Вульф привёз познакомиться с Пушкиным и своего университетского товарища Языкова, что запечатлено в нескольких стихотворениях обоих.

Выйдя в 1833 году в чине штаб-ротмистра в отставку, Вульф поселился в Тригорском. До конца жизни оставался холост.

" Всю ночь и утро шел снег, и установилась прекрасная санная дорога; пушистый мягкий снег мне сильно напоминал прошлый год: мое житье в Твери, пороши, охоту и любовные мои подвиги; я желал снова быть там, городская жизнь являлась мне во всей своей пустоте, холодности, и я бы с восторгом ее поменял на однообразную деревенскую; самая метелица меня радовала: я вспоминал, как под таким же ветром, в легких санях, я носился по белым равнинам, то к ногам красавицы, то от нее. "

"Что ни думай, что ни пиши, а все кончишь тем, что по сю пору не шлют денег".

Об хозяйственных наших обстоятельствах слышно тоже мало утешительного. Мать только старается набрать столько, чтобы уплатить проценты в Опекунский совет. Управители мошенничают, и нет надежды, чтобы дела наши поправились. Необходимо нужно мне самому приняться за них, а то будет плохо. - Осенью я во что бы то ни стало поеду домой, чтобы узнать настоящее наше положение...
Дневники.   

Родился и умер в Тригорском.

"Роман "Евгений Онегин" "почти весь был написан в моих глазах, - вспоминал  Алексей Вульф. - Так я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них".


Источники:

1.Альберт Обгольц "Русские писатели и немцы России" (2010). Том 1-ый.
2. П. Е. Щеголев     Любовный быт пушкинской эпохи В 2-х томах. Т. 1.
 М., "Васанта", 1994. (Пушкинская библиотека)
3. Википедия, интернет-сайты.

* П. Е. Щеголев    Любовный быт пушкинской эпохи В 2-х томах. Т. 1.

Павел Елисеевич Щёголев (1877—1931) — историк литературы и общественного движения, пушкинист, один из крупнейших пушкинистов начала XX века, автор богатого по охвату материала документального исследования «Дуэль и смерть Пушкина» (впервые вышедшее до революции, в 1916 году, и после неё дорабатывавшееся в связи со снятием цензурных ограничений и открытием архивов). Щёголев разыскал и впервые опубликовал большое число документов, связанных с Пушкиным (в том числе дневник А. Н. Вульфа,  материалы об отношениях Пушкина с его крестьянами), установил ряд биографических фактов (в частности, аудиенцию у Николая I в связи с первым вызовом Дантеса на дуэль в ноябре 1836 года), собрал и изучил свидетельства зарубежных дипломатов о Пушкине.

Щёголев предложил собственную концепцию событий, приведших к гибели Пушкина, повлиявшую на все последующие обращения пушкинистов к этой теме.