Распределение ролей

Виктор Минеев
               

Режиссёр – Сегодня мы начинаем ставить пьесу Владислава Варенникова «Буря в провинциальном городе» Пьеса хорошая. Не знаю почему она редко ставится… Сейчас распределим роли и будем читать. Иванова! Светочка, вы у нас будете играть Серафиму Павловну. Купчиху. Катукова! Вы будете её невесткой. Пал Андреич, а вы – градоначальник! Роль как будто для вас написана. Идём дальше. Сергей! Серёжа, вы будете играть его слугу. Но не простого «Кушать подано», а что-то вроде Фигаро.
Сергей – Уже интересно!
Режиссёр – Конечно интересно! А где у нас Александра? Вижу, что здесь. Вы Шурочка, будете играть соседку. Хваткую такую, уверенную в себе женщину. Справитесь?
Шурочка – Справлюсь, Сергей Иванович.
Режиссёр – Не сомневаюсь! Кто у нас ещё остался? Прохоров. Наше молодое дарование. Вам Василий достаётся маленькая, но ответственная роль прохожего. Вы там по замыслу автора вносите существенные коррективы в судьбу главного героя. Вам всё понятно?
Прохоров – Понятно, Сергей Иванович.
Режиссёр – Вот и хорошо! Вот сценарии. Берите себе по экземпляру и начинаем читку. (у режиссёра зазвонил телефон) Да!.. Здравствуйте!.. Когда? Прямо сейчас? Ну, хорошо, я приду. (актёрам) Меня вызывают к директору. Вы тут без меня почитайте. Пал Андреич, вы старший. Я скоро приду.
(режиссёр ушёл. Актёры взяли в руки текст )
Пал Андреевич – Читаем! «Вы ко мне Серафима Павловна?  Почему так поздно? Приём уже закончен. Или у вас  срочное дело?»
Иванова – «Моё дело не терпит отлагательств, Никодим Иванович. Вы уж пожалуйста выслушайте меня. Я вчера…» Да сколько можно!
Пал Андреевич – Светочка, прекратите отсебячину! Таких слов в тексте нет.
Иванова – При чём тут текст! Я говорю сколько может длиться это безобразие! Мне двадцать семь лет, а я старуху играю. Надежде Петровне сорок восемь – она девушка. Что за ерунда! Кого мы обманываем?
Катукова – А всё по таланту, милочка. И по типажу. Кто как выглядит, тот того и играет.
Иванова – Какой талант! Я вас умоляю! Спите с режиссёром, вот и весь ваш талант.
Катукова – А тебе какое дело! Чего ты всё время  лезешь в чужую жизнь! Своей лучше займись. И играть научись как следует. Тогда и главные роли придут.
Пал Андреевич – Хватит вам! Вечно вы как кошка с собакой. А вы Светочка, без скандалов и дня не можете  прожить. Нельзя же так!
Иванова – Не вам мне указывать, Павел Андреевич! То, что вы друг режиссёра не даёт вам право играть плохо. Я понимаю, что театр для вас - это всё, но… Вы же ничего не слышите. Вы глухой на одно ухо. Мы устали говорить вам слова именно с правой стороны.
Пал Андреич – В любом случае я играю лучше вас. И вы это знаете.
Иванова – Вы по древним мхатовским штампам играете, Павел Андреевич. Новое вам уже не под силу. Вам теперь только Фирса играть и осталось.
Пал Андреевич – Вы не правы, Светочка. Народ меня любит.
Иванова – Просто народ к вам привык. Как привыкли к Ленину в мавзолее. Только в отличии от него вы ещё живы.
Пал Андреевич – Спасибо и на этом!
Шурочка – Хватит вам! Ну, что вы всё об одном и том же!
Сергей – Тогда поговорим о вас, Шурочка. Раз уж пошёл такой откровенный разговор. Вы никогда не думали, что вы зря пошли в актрисы? К ролям вы относитесь несерьёзно. Текст никогда не учите.
Шурочка – Неправда! Текст я знаю.
Сергей – Если знаете, то почему мы вам постоянно его подсказываем по ходу спектакля. Мы ведь к вам в суфлёры не нанимались. У вас же всегда шпаргалки на сцене. Они повсюду, как у плохой школьницы. Когда ни будь мы бросим вам помогать, и вы с треском вылетите из театра.
Шурочка – Да ладно вам! Подумаешь, текст забыла! С кем не бывает.
Пал Андреич – Текст забыть – это плохо, но ещё куда ни шло. Но когда однажды вы начали играть совсем другой спектакль – это было что-то.
Шурочка – Нашли чего вспоминать! Это было давно и всего один раз. Если вы помните, я тогда на замену выходила. Вот и перепутала слова. С кем не бывает.
Сергей – Учить надо текст. Это закон театра.
Шурочка (огрызается) – Как будто ты Серёжа, всегда его учишь? Ты тоже многое забываешь. Ты же вечно пьяный! Я видела, как ты даже во время спектакля умудрялся выпивать.
Сергей – Актёр не может без водки. Пьянство для него – естественная среда обитания. Да и не вам меня судить. Вы тоже не святые.
Катукова – Не святые. Но так, как ты, мы не пьём. Ты вспомни Серёжа, сколько раз ты в оркестровую яму падал. А сколько раз декорации ломал? Ты же за них, как за забор держишься.
Пал Андреич – А тот случай помните, когда в одном спектакле, в самой первой сцене он весь реквизит употребил на закуску. Мы вышли играть, а играть не с чем. Еле выкрутились тогда.
Сергей – Ну чего вы на меня взъелись! Нашли козла отпущения!
Прохоров – Друзья! Коллеги! Нельзя же так! Это же театр! Храм искусства. А вы о земном.
Сергей – Вы счастливый, юноша! Вы ещё не испытали всех разочарований присущих нашему возрасту.
Прохоров – Давайте играть! Давайте жить сценой, как учил Станиславский. Любить искусство в себе, а не себя в искусстве.               
Иванова – Идеалист! Ничего, это скоро пройдёт!
Сергей – К сожалению! Я ведь тоже когда-то так начинал… Стремился! Трудился! Верил! Но… видно не судьба!  Пять лет в ролях статистов и – здравствуй водка! А вам юноша, я желаю счастливой актёрской судьбы.
Пал Андреевич – Поговорили и хватит! Давайте читать.
Иванова – Я эту роль играть не буду! Ну, какая я старуха! Пусть её наша прима играет. Ей это по возрасту подойдёт.
Катукова – При чём тут возраст! Я в свои сорок восемь выгляжу моложе, чем ты в двадцать семь. Ты же не следишь за собой. Ни лица, ни причёски… О фигуре я вообще молчу. Она у тебя давно расплылась.
Иванова (встаёт) – Ты хочешь сказать, что я толстая? Хочешь сказать, что я как корова?
Катукова – Заметь, не я это сказала.
Иванова (взрывается) – Да я тебя!..
(Бросается на Катукову. Их с трудом растаскивают. Женщины продолжают выкрикивать друг другу обвинения. В этот момент появляется режиссёр. Он сразу понял в чём дело. При его появлении всё стихло. Все уселись на свои места)
Иванова (поправляет причёску) – Сергей Иванович, у меня тут фраза одна не получается. Не знаю, как её сказать. Или громко на надрыве, или тихо в пол голоса?
Режиссёр – Потом разберёмся. Ну? Прочитали хотя бы раз?
Все – Да, да! Прочитали. Интересная пьеса!
Режиссёр – Вот и хорошо! На сегодня репетиция закончена. Все свободны!
(Все ушли. Режиссёр долго сидит в задумчивости. Потом усмехаясь, произносит) «Клубок целующихся змей»…. А ведь верно сказано! Одно слово – театр!