Театр Островского

Виктор Минеев
               

Режиссёр – В России расцвет театра пришёлся на девятнадцатый век. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Грибоедов создали великие пьесы: «Борис Годунов», «Ревизор», Маскарад», «Горе от ума» и другие… Какие судьбы! Какие герои! Огромное значение для становления национального русского театра имело творчество Александра Николаевича Островского. Он создал более пятидесяти пьес. В них он стремился правдиво изображать жизнь. Одну из таких его пьес мы сейчас предложим вашему вниманию. Это «Гроза». Устраивайтесь поудобнее. Мы начинаем!




(понимается занавес. Но актёры почему-то не выходят на сцену. Толпятся у кулис, на выходе. Но зрителям их видно Пауза затягивается. Вбегает режиссёр)
                ……
Режиссёр – Третий звонок давно прозвучал. Вы почему не на сцене?
Варя – «Катерины» нет, Сергей Иванович.
Режиссёр – Как нет! Куда она могла деться? Где Морозова? Где эта престарелая примадонна?
Варя – Заболела она, Сергей Иванович. Температура… и всё такое…
Режиссёр – И что мне теперь делать? Отменять спектакль? Там же, как на зло, полный зал!
(вбегает запыхавшаяся молодая актриса)
Молодая актриса – Сергей Иванович, а можно я сыграю? Я о такой роли всю жизнь мечтала! Текст я знаю. Костюм я уже надела…Можно? (умоляющий взгляд)
Режиссёр – Что-то я тебя не помню. Ты у нас кто?
Молодая актриса – Иванова я… Света. В массовках я играю…
Режиссёр – Ладно, Иванова Света, иди, играй. Выбора у нас нет
Молодая актриса(воодушевлённая, поправляет платье) – Я сумею! Не переживайте, Сергей Иванович, я сумею!
Режиссёр – Только ты это… Иванова… трагики побольше. И голос чтобы дрожал. Всё! Идите. Итак пауза затянулась.
(Варя и Катерина идут на сцену. Режиссёр крестится и остаётся у кулис наблюдать, как всё пройдёт)
(Начинается актёрская игра. Иванова фальшивит с первой же фразы. Но пока ещё терпимо. Варя пытается как может вытянуть сцену)
Катерина – Так ты Варя, жалеешь меня?
Варя – Разумеется, жалею.
Катерина – Ты стало быть любишь меня?
(целует Варю и чуть не роняет её)
Варя(отстраняясь) – За что ж мне тебя не любит-то.
Катерина – Ну, спасибо, тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти. (пауза) Знаешь, что мне в голову пришло?
Варя – Что?
Катерина – Отчего люди не летают?
Варя – Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина – Я говорю, отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
(резко вскинула руки, чуть не задев Варю и, словно ломовая лошадь, понеслась по сцене, изображая толи самолёт, толи непонятную птицу. Опрокинула всё, что попалось на пути из предметов. Тут же пытается поднять их. Они падают. Она снова их понимает. Режиссёр выглядывает из-за кулис. Он в ужасе)
Варя (подходит к ней. Помогает прибраться) – Что ты выдумываешь- то! (и уже от себя шепчет) – Осторожнее ты… кобыла молодая!
Катерина(пытается импровизировать) – А я всегда была резвая. А у вас завяла совсем. Я раньше была другой. Я…. (долго вспоминает текст) Ой! Слова забыла! Сейчас! (достаёт из рукава платья сценарий. Варя в шоке. Иванова становится в пол-оборота к зрителю и листает страницы. Находит нужное место. Читает. Улыбается зрителям, как будто ничего и не было. Прячет сценарий обратно в рукав) Так вот Варя, другой я была. Жила я не тужила, словно птица на воле. Маменька во мне души не чаяла. Ходили мы с ней в церковь. Потом я…. (пауза) Опять забыла! Пардон! (опять лезет за сценарием, но ошибается рукавом) Пардон! (улыбается. Лезет в другой рукав. Достаёт бумаги. Пытается как-то это всё обыграть) Я тут Варенька, на досуге всё записываю. Мыслишки там всякие… Сейчас я тебе их почитаю…
Варя(в шоке. Смотрит на режиссёра и спрашивает губами, что делать)
Катерина (в наглую, вприглядку читает текст) – Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Сейчас…. Сейчас…
(перебирает листки. А в это время у кулисы режиссёр подзывает актёра играющего роль Тихона.
Режиссёр – Иди сюда! Ты видишь, что она делает. Боже, что она делает! Вот что, Тихон, иди и убери её со сцены.
Тихон – Под каким предлогом? Спектакль ведь только начался.
Режиссёр – Ты что хочешь, чтобы зрители нас помидорами забросали! Иди!
Тихон(подходит к Варе и Катерине. Улыбается зрителям) Здравствуй, Катя! Здравствуй, сестрица! (шепчет Катерине) Уходи.
Катерина (недоумевает) - Зачем? Ещё не время. (листает) Ага! Нашла!...Встану я бывало рано. Коли летом, то схожу на родник умоюсь, принесу с собой водицы и…
Тихон (перебивает) – Уходи, дура! Мы как ни будь это обыграем. (пытается её увести со сцены)
Катерина( вырывается) – Ещё чего! Сам уходи!(наигранно) Уйди, постылый! (Тихон обречённо идёт к режиссёру. Катерина подсматривает текст и фальшивым голосом говорит) – Варя, я скоро умру.
Варя (по тексту) – Полно, что ты! (опят глядит на режиссёра «что делать?»
Катерина – Нет я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то недоброе делается. Никогда со мною этого не было… (опять роется в тексте)
Тихон(режиссёру) – Не хочет уходить. Заигралась девочка!
Режиссёр – Да мне плевать! Если она не уйдёт со сцены, я её убью.... А это идея!  Где Кабаниха? (орёт за кулисы) Кабаниха!
Кабаниха(подбегает запыхавшаяся) – Здесь я , Сергей Иванович!
Режиссёр – Тебе по роли можно … Иди, убей эту дуру! Ножом там пырни… или задуши… Давай, родная, выручай!
Кабаниха – (решительным шагом идёт к невестке. Берёт её за плечи) – Пойдём со мною, сноха моя разлюбезная.
Катерина(смотрит текст) – Вы напутали. Сейчас не ваш выход.
Кабаниха(напирает на неё) – Пойдём родная. (шепчет) Уходи, чокнутая. Или это твой последний день в театре.
Режиссёр(во время всего этого действия бьётся головой о декорацию и шепчет одно и то же) – Я погиб! Я погиб! Что она делает! Боже, что она делает!
Катерина(вырывается) – Никуда я не пойду! (наигранно)Злые люди, уйдите прочь! Все! Все уйдите! А я… Почему люди не летают, как птицы? Так бы взяла и полетела! (опять руки-крылья и метания по сцене. Опять всё вокруг падает)
Режиссёр (в бешенстве показывает Кабанихе, «задуши её»
Кабаниха – Раз не идёшь со мною Катерина, тогда тебя должна я задушить. (идёт к ней с поднятыми руками) Умри!
(Катерина ловко уворочивается. Кабаниха падает. Вскакивает, бежит за нею. Кричит  Тихону и стоящей в ступоре Варе) – Чего стоите? Помогайте!
(Актёры с удовольствием бросаются на Катерину. Летят декорации. Наконец Катерину схватили. Держат за руки. Она вырывается и пытается обыграть ситуацию)
Катерина – Злые! Вы все очень злые люди! Я не люблю вас! (залу) Женщины, боритесь с домашним насилием! 
Кабаниха(пытается закрыть ей рот ладонью) – Молчи, несчастная! Вот омут. Ты туда ступай! (бросают её за кулисы)
Тихон(в догонку) – Ты не жена мне больше!
(Катерина делает попытки вернуться на  сцену. Тут уже подключается режиссёр и все свободные актёры. Толпою затаскивают Катерину за кулисы. Кулисы ещё какое-то время шевелятся, показывая борьбу)
Варя(зрителям) – Вот и приняла её душу Волга – матушка. Нет больше Катерины! Конец представления.