Последний фильм Алексея Германа

Андрей Иванович Ляпчев
Почему-то некоторые критики сравнивают фильм «Трудно быть богом» Алексея Германа с картинами Иеронима Босха. У меня никаких подобных ассоциаций не возникло. Творчество Босха чрезвычайно интересно и трудился он для Бога и для людей. Алексей Герман делал фильм для себя. В Бога он не верил, людей не любил...
Вот сравнение с одноименной книгой братьев Стругацких вполне оправданно. Сюжет, имена многих персонажей и некоторые диалоги взяты из повести. Герман выбросил пролог, эпилог и какие-либо упоминания о том, что происходит в это время на нашей Земле. В начале фильма 30 землян-исследователей уже довольно сильно оскотинились, спиваются и сильно напоминают вонючих местных жителей. Антон-Румата после устроенной им резни отказывается возвращаться на Землю и остается в Арканаре. Положительных персонажей в фильме нет...
Последний фильм Германа сравнивают также с фильмом Андрея Тарковского «Сталкер». При некотором внешнем сходстве различия сильнее. У Тарковского и в «Солярисе» и в других фильмах на экране всегда люди. И этим людям сопереживаешь. В последнем фильме Германа – двуногое членораздельное быдло разных оттенков...
У Руматы человеческих атавизмов больше, чем у других персонажей, но это «досталось в наследство» от братьев Стругацких. Ярмольник хороший артист, но играть ему нечего. Его персонаж одинаков и в начале и в конце фильма. Когда Румата-Ярмольник говорит о своей жалости к людям – этому не веришь. Дело не в актёре, а в том, что на протяжении всего предшествующего времени зритель видел на экране какие-то хари, не вызывающие жалости. Больше других повезло барону Пампе. (Он чем-то похож на гоголевского Ноздрёва, а гоголевские персонажи на фоне этого фильма человечны.) Будах – гадкий дурак, Арата стремится к личной власти и ради этого убивает истеричку Ари...
Ари – это злая карикатура на девушку Киру из повести Стругацких. В фильме смерть этого персонажа смакуется: стрела попала в затылок и вышла рядом с носом. Не знаю, что при этом чувствовали другие зрители, а  моей первой отчетливой мыслью было: «Ну и чёрт с ней...»
Наверное, это самое необычное в фильме. Людей убивают, множество повешенных бутафорских трупов и отрубленных бутафорских голов, а страха, сострадания или жалости – нет. Есть только брезгливость...
Такой вот антикатарсис...
Но есть в фильме и один явный «плюс»: чёрно-белая плёнка. «В цвете» всё это выглядело бы гораздо хуже...