Король Альберт II и политический кризис в Бельгии

Арина Полякова
http://www.polyakova-arina.com



Полякова А.А. Король Альберт II и политический кризис в Бельгии//Вестник гуманитарного научного образования. - М., 2012. - № 2 (16) - стр. 9-16.




Бельгия – небольшое государство в центральной  Европе. Оно было создано в 1830 году, как результат политического компромисса стран-победительниц в наполеоновских войнах. Основа политической системы страны - конституционная монархия. Это небольшое государство обладает большим влиянием не только в Европе, но и во всём мире. Недаром Бельгию называют «сердцем Европы».
   Исторически сложилось, что Бельгия всегда стремилась к заключению торговых и внешнеэкономических соглашений с другими странами; всегда поддерживала европейскую интеграцию. Поскольку государство граничит с Францией, Германией, Люксембургом и Нидерландами, то именно с этими странами и были образованы первые экономические союзы. В 1921 году Бельгия заключает экономический союз с Люксембургом, так называемый БЛЭС [1]. После Второй мировой войны Бельгия совместно с Нидерландами и Люксембургом сформировали таможенный союз со штаб-квартирой в Брюсселе – Бенилюкс, который был назван по первым слогам названий государств, учредивших его. Позже в 1960 году этот союз был преобразован в экономический союз, к которому стали примыкать и другие развитые европейские страны.
    Бельгия была инициатором создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), который был преобразован в Европейский союз (ЕС), насчитывающий сейчас в своем составе 27 стран. Бельгия входит в состав Совета Европы и Западно-Европейского Союза (ЗЕС), а также  в Северо-Атлантический Союз (НАТО), Евро-парламент. Штаб-квартиры всех этих организаций, а также еще более чем 800 международных организаций находятся именно в Бельгии. Так же она является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН.      
     Первая конституция Бельгии была принята в 1831 году, в которую неоднократно вносились изменения, принципиально ее не меняющие. До сих пор бельгийцы живут в соответствии с ней.  Согласно конституции, Бельгия – федеративное государство, состоящее из сообществ (Французское сообщество, Фламандское сообщество и Германское сообщество) и трех регионов (Валлонский регион, Фламандский регион и Брюссельский регион) [2].
    Федеральная законодательная власть осуществляется совместно королем и двухпалатным парламентом Бельгии. Парламент, который избирается каждые 4 года, состоит из Палаты представителей и Сената. В составе Сената 71 сенатор: 40 избираются прямым всеобщим голосованием (25 от фламандского населения и 15 – от валлонского); 21 сенатор делегируется советами сообществ (10 от фламандского населения, 10 – от валлонского и 1 от немецкоязычного). Эти две группы кооптируют (дополнительно избирают) еще 10 членов Сената (6 нидерландско-язычных, 4 франкоязычных). Помимо вышеперечисленных лиц, членами Сената могут стать дети короля, достигшие совершеннолетия. Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых прямым всеобщим тайным голосованием. Один депутат является представителем, примерно, 68 тыс. человек. Каждая партия получает число мест, пропорциональное числу отданных за нее голосов: ее представители отбираются в порядке, зафиксированном в партийных списках. Участие в голосовании обязательно, уклонившимся грозит штраф.
  Исполнительная власть осуществляется правительством и королем в пределах, предписанных Конституцией [3]. Король назначает таких исполнительных лиц, как: премьер-министр в качестве главы правительства; семь министров, говорящих по-французски; семь министров, говорящих на нидерландском языке (связано с тем, что Бельгия является многонациональным государством); ряд государственных секретарей, представляющих политические партии в правящей коалиции. Король обладает ограниченными полномочиями, т.е. не имеет иных полномочий, кроме тех, которые формально возложены на него Конституцией и особыми законами, принимаемыми в силу Конституции [4]. Кроме того, никакой акт монарха не может иметь силы, если он не контрассигнован министром (не подписан), который тем самым несет за него ответственность [5]. Так же интересно, что особа короля неприкосновенна, но его министры ответственны за всё [6].
    Король Бельгии является главой государства и служит важным символом единства нации. Вступая на престол, он произносит торжественную  присягу перед собранием Палаты представителей и Сенатом: "Клянусь соблюдать Конституцию и законы бельгийского народа, обеспечивать национальную независимость и территориальную целостность" [7].  Присяга короля не многословна, но точно отражает его суть, и особенно актуальна сейчас, когда в стране уже в течение почти полутора лет длится политический кризис, способный расколоть страну надвое.
    Угроза раскола страны основана на противостоянии двух основных сообществ: Французского сообщества (франкофонами) и Фламандским сообществом (фламандцами).
    История данного конфликта уходит глубоко ко временам Древнего Рима. В 57-51 годах до н.э. Гай Юлий Цезарь завоевал территории, расположенные между Северным морем и реками Ваал, Рейн, Марна и Сена, которые вошли в состав Римской империи. На них проживали кельтские племена, среди которых самым многочисленным было племя белгов. Гай Юлий Цезарь назвал завоеванные земли  «Галлия Белгика» [8].
   В 3–4 веках н.э. римские земли белгов были захвачены германскими племенами франков. Франки заселили в основном север страны, тем самым положили начало лингвистическому разделению между группами населения германского и романского происхождения. Эта граница, простирающаяся от Кёльна до Булонь-сюр-Мер, сохранилась практически без изменений до наших дней. К северу от этой линии появились фламандцы – народ, родственный по языку и культуре нидерландцам, а к югу – валлоны, близкие по происхождению и языку к французам.
   Во время правления Карла Великого государство франков распалось на множество самостоятельных феодальных владений, наиболее значительными из них стали графство Фландрия, герцогство Брабант и епископство Льеж, которые располагались на севере. В дальнейшем эти провинции поочередно попадали под власть более сильных держав - Бургундии, Священной Римской Империи, Испанского королевства. Позже, по Утрехтскому миру 1713 года, Испанские Нидерланды отошли к австрийским Габсбургам, а при Карле VI и вовсе стали именоваться Австрийскими Нидерландами.
    В результате австро-французских войн, в 1795 году бельгийские провинции вошли в состав Франции. Началась эра наполеоновского господства.
    После поражения Наполеона в 1815 году при Ватерлоо, которое как раз и находится на территории современной Бельгии, на Венском конгрессе глав держав-победительниц, все исторические территории «белгов» были объединены в единое государство под эгидой Королевства Нидерландов, а принц Вильгельм Оранский был провозглашен королем Нидерландов под именем Вильгельма I.
     В составе Нидерландов фламандцы и валлоны получили определенные экономические выгоды за счет нидерландской морской торговли – появился доступ к заморским рынкам. Но в целом они испытывали дискриминацию по сравнению с их северными голландскими соседями, интересы которых правительство Нидерландов соблюдало в первую очередь.  Кроме того, официальным языком страны стал голландский.
Под воздействием французской революции 1830 года, назревшее недовольство фламандцев и валлонов вылилось в бельгийскую революцию, в результате которой была провозглашена независимость Бельгии. Именно тогда национальный конгресс нового государства проголосовал за создание конституционной монархии. Бельгийцы сами выбрали себе короля – принца Саксен-Корбургского Леопольда. Представитель данной династии - Альберт II и по сей день является королем бельгийцев.
      Следует отметить, что с самого начала бельгийской государственности стали проявляться культурные и экономические противоречия между валлонами и фламандцами. Теперь государственным языком стал французский, да и экономически Валлония была более развита, чем Фландрия.
     Тогда Валлония занимала ведущие позиции в бельгийской экономике, - на ее территории развивались сталелитейные предприятия, быстрое строительство железных дорог, развивалась угледобывающая промышленность, осуществлялось строительство новых промышленных предприятий и т.п., иными словами, повсюду наблюдалась промышленная революция. Благодаря Валлонии, Бельгия до 1870 года, наряду с Великобританией, лидировала среди промышленно-развитых стран. Что касается Фландрии, то ей отводились вспомогательные функции в экономике Бельгии. Её порты использовались для экспорта продукции валлонской промышленности, а сама она, будучи аграрным регионом, воспринималась не более как «бельгийский огород». Лидерство в экономике определяло лидерство в политике – представители валлонов были на ведущих государственных постах.
      Фламандцы почувствовали себя ущемленными и начали добиваться хотя бы языкового равноправия. Сначала им удалось добиться в 1898 году закона о «двуязычности» текстов закона, денежных знаков и т.д., а после Первой мировой войны им удалось достичь равенства фламандского и французского языков. Фламандский язык стал официальным языком Фландрии.
    Во второй половине ХХ века положение в экономике Бельгии стало меняться. В Валлонии стали проявляться признаки застоя, в то время как в экономике Фландрии наблюдался динамичный рост. Положение вещей сменилось, - Фландрия стала лидером бельгийской экономики, на территории которой возводились машиностроительные и автомобильные заводы, предприятия нефтехимии и электроники. В экономические структуры Фландрии активно привлекались зарубежные инвестиции. Кроме того, в Фландрии наблюдался рост рождаемости, что привело к увеличению доли фламандцев в структуре населения Бельгии; основные посты в правительстве Бельгии начинают занимать фламандцы
      После этого, признаки фламандского сепаратизма начинают проявляться всё более заметно. Следует отметить, что сепаратизм в Бельгии никогда не был валлонским. Валлонские националисты активизировались лишь в ответ на деятельность сепаратистов из Фландрии. Например, по данным 1995 года, сепаратистские движения франкофонов набрали в общей сложности 6% голосов избирателей [9]. Взаимные претензии фламандцев и франкофонов «обросли» политическими требованиями, борьбой политических партий и религиозных конфессий.
   Законами 1962 и 1963  годов в Бельгии была, наконец, установлена языковая граница по территориальному признаку. Но, языковая вражда сохранилась: фламандцы и валлоны выступали против дискриминации во время приема на работу; в университетах Брюсселя и Лувена в 1968 году вспыхнули волнения из-за того, что политикам не удалось договориться, на каком языке должно вестись обучение студентов. Это привело к разделению университетов по языковому принципу. Дальнейшее развитие конфликта попытались приостановить путем принятия последующих конституционных реформ 1970, 1980 и 1989 годов [10]. Законодательно было закреплено существование трех общин и трех регионов. Однако парламенты регионов формировались из депутатов национального парламента по территориальной принадлежности. Следовательно, они не удовлетворяли требованиям автономии валлонской и фламандской сторон.
   В 1994 году была принята конституция Бельгии, действующая по сей день, в которой были конкретизированы права и обязанности сообществ и регионов. По конституции, бельгийская федеративная модель предусматривает два типа субъектов федерации: культурные сообщества (фламандское, французское, немецкое) и экономические регионы (Фландрия, Валлония, Брюссель). Регионы и сообщества имеют свои законодательные ассамблеи, которые избираются прямым всеобщим голосованием, а так же органы исполнительной власти. Они обладают широкой автономией, в частности, в сфере международных связей (вплоть до права заключать международные договоры по вопросам, отнесенным к их исключительной компетенции).
   Но даже это не привело к взаимному согласию в бельгийском королевстве. Каждое бельгийское сообщество продолжает тянуть «одеяло политики» на себя. В Бельгии огромное количество партий представляет интересы  того или иного сообщества:
1. Партии, отстаивающие фламандские интересы: Новый фламандский альянс (27 мест - в Палате представителей; 14 мест – в Сенате; 1 место – в Евро-парламенте); Христианские демократы и фламандцы (17 мест – в Палате представителей; 7 мест – в Сенате; 3 места – в Евро-парламенте); Социалистическая партия (фламандская) - (13 мест – в Палате представителей; 7 мест – в Сенате; 2 места – в Евро-парламенте); Открытые фламандские либералы и демократы - (13 мест – в Палате представителей; 6 мест – в Сенате; 3 места – в Евро-парламенте); Фламандский интерес - (12 мест – в Палате представителей; 5 мест – в Сенате; 2 места – в Евро-парламенте); «Зеленые» - (5 мест - в Палате представителей; 5 места – в Сенате; 1 место – в Евро-парламенте); Список Дедекера - (1 место - в Палате представителей; 1 место – в Евро-парламенте);
2. Партии, отстаивающие валлонские интересы: Социалистическая партия (валлонская) - (26 мест – в Палате представителей; 12 мест – в Сенате; 3 места – в Евро-парламенте ); Реформаторское движение - (18 мест – в Палате представителей; 4 мест – в Сенате; 2 места – в Евро-парламенте); Гуманистический демократический центр - (10 мест – в Палате представителей; 4 мест – в Сенате; 1 место – в Евро-парламенте); Эколо - (8 мест – в Палате представителей; 5 мест – в Сенате; 2 места – в Евро-парламенте); Либерально-демократическое движение - (1 место – в Палате представителей);
3. Партии, отстаивающие немецкоязычное сообщество: Христианско-социальная партия - (1 место – в Палате представителей).
Есть так же другие партии, однако, они не имеют своих представителей  в парламенте.
 
    Существует так же ряд общебельгийских наднациональных партий: Партия рабочих, Национальный фронт, Народная партия, Бельгийский союз и другие. Но ни в одной палате Бельгийского парламента они не представлены.
    Следует учитывать разницу в менталитете валлонов и фламандцев: южане осознают себя, прежде всего бельгийцами, затем жителями своей деревни или города, и в последнюю очередь валлонами; у фламандцев иное толкование понятия "родина" - в первую очередь они думают о Фландрии, затем вспоминают свою «малую родину», и лишь потом, что они - бельгийцы.
   Однако, есть только один человек в Бельгии, который не принадлежит ни к одной политической партии и ни к одному из сообществ, а представляет исключительно саму Бельгию – это Король Бельгии.
В июне 2007 года в Бельгии прошли очередные парламентские выборы, в результате которых победу одержала Христианская демократическая и фламандская партия (ХДФ), во главе которой находился Ив Летерм (один из наиболее последовательных и влиятельных националистов). Причиной кризиса стало стремление ХДФ к дальнейшей автономизации Фландрии, а именно: уменьшение её налоговых отчислений в федеральный бюджет, расширение языковых границ фламандского сообщества и.т.д. Подобное было встречено, как представителями валлонских политических сил, так и представителями общегосударственных структур, весьма негативно. Для создания однопартийного правительства у ХДФ не хватало голосов, а создать коалицию с другими партиями ей не удалось. В результате, Летерм сложил с себя полномочия по формированию нового правительства. Кроме того, начался политический кризис 2007 года, который грозил стране распадом на нидерландско-говорящую Фландрию и франко-говорящую Валлонию.
   Король Бельгии Альберт II попросил исполняющего обязанности премьер-министра и главу фламандских либералов Ги Верхофстадта сформировать правительство и вывести страну из политического кризиса. Переговоры по формированию нового правительства приняли затяжной характер (более 9 месяцев), и сопровождалось многочисленными скандалами. Во главе с Ивом Летермом было сформировано правительство, которое приступило к своим обязанностям в марте 2008 года. Просуществовало оно так же 9 месяцев из-за разразившегося коррупционного скандала, в котором оно было замешано. Король принял отставку правительства, но в то же время, попросил кабинет министров продолжить исполнение своих обязанностей до передачи полномочий новому правительству, которое он поручил сформировать спикеру Палаты представителей и члену партии ХДФ Герману ван Ромпею.
После того, как Герман ван Ромпей был избран в ноябре 2009 года председателем Европейского совета, он покинул пост главы правительства,  и король вновь предложил Иву Летерму сформировать новый кабинет министров. Летерм незамедлительно представил новый состав правительства, который принёс присягу в тот же день, однако, и оно просуществовало совсем недолго.
    В апреле 2010 года правительство вынуждено было подать в отставку из-за невозможности решить проблему административного деления двуязычного избирательного округа Брюссель-Халле-Вилворде, которую фламандские (нидерландско-язычные) и валлонские (франко-язычные) партии, на протяжении длительного времени, безуспешно пытались урегулировать.
     На внеочередных парламентских выборах в июне 2010 года победу одержали сепаратисты из партии Новый Фламандский Альянс во главе с Бартом де Вейвером, который так же сложил с себя полномочия по созданию правительственной коалиции, как ранее это сделал Ив Летерм (на предыдущих выборах в 2007 году).
      По поручению Альберта II, правительство Ива Летерма до сих пор временно продолжает исполнять свои обязанности, пока не будет сформировано следующее. Впрочем, было предпринято уже шесть попыток формирования новой правительственной коалиции представителями различными политических партий, которым король поручал ее формирование. Уже полтора года Бельгия существует без правительства - всё это время страна находится под управлением кабинета Ива Летерма, функционирующего в режиме временного исполнения обязанностей, деятельность которого признана весьма успешной. Бельгия эффективно осуществляла председательство в ЕС во втором полугодии 2010 года, и в нынешних кризисных условиях демонстрирует лучшие экономические показатели среди стран зоны евро. Правительство даже объявило о снижении прогноза по бюджетному дефициту в 2011 году с 3,6 до 3,3 процентов ВВП, что было с чрезвычайным оптимизмом воспринято Евро-комиссией и Организацией экономического сотрудничества и развития.
     За событиями в Бельгии внимательно следят на европейском континенте. Политический кризис в Бельгии может подорвать позиции королевства в единой Европе и нанести ущерб процессу европейской интеграции в целом, так как само федеративное устройство Европейского Союза было создано по типу бельгийской модели. И, следовательно, существует вероятность, что бельгийский раскол может сильно ударить по имиджу ЕС.
   Специфичной чертой «бельгийского конфликта» являются противоречия между субъектами, заинтересованными в его разрешении, как внешними, так и внутренними.
      С одной стороны, предполагаемый распад Бельгии ведет к усилению национального самосознания того или иного бельгийского сообщества, но в ущерб национально-государственной принадлежности.
      С другой стороны, усиление центральной власти ЕС происходит за счет параллельного ослабления национальных государств и их дробления. При этом, предполагаемый распад Бельгии может устроить далеко не все страны Евросоюза, многие из которых сталкиваются с проблемами этнического национализма. В частности, Испания, Франция, Великобритания, в которых также присутствуют сепаратистские настроения отдельных слоев, едва ли будут рады новому примеру самоопределения регионов. Особенно после косовского прецедента. Нельзя не отметить и вероятность вовлеченности в «бельгийский конфликт» и соседних государств:
- во-первых, Германии, так как при возможном решении валонно-фламандского противостояния путем сепарации, встает вопрос о статусе немецкоязычных регионов Бельгии. В настоящее время они входят в состав Валлонского административного округа. Однако бельгийские немцы имеют свое Немецкоязычное сообщество, у которого есть собственные парламент и министерство. Теоретически данная область может стать еще одним "карликовым государством" Европы. А может поставить вопрос о воссоединении с ФРГ. В последнем случае Берлин получает шанс вернуть потерянный после Второй мировой войны регион. Но это нарушает условия Московского договора 1990 года, в рамках которого Германия обещала не расширяться после воссоединения ГДР и ФРГ. Европейские страны могут вспомнить свои страхи перед "немецким экспансионизмом";
- во-вторых, Нидерландов. Это связано с тем, что население южных нидерландских городов Дордрехта и Роттердама соотносит себя ближе к фламандскому населению Антверпена, чем к голландцам Амстердама. Нельзя исключать, что провозглашение независимости Фландрии вызовет всплеск фламандского сепаратизма в Нидерландах;
- в-третьих, Франции. Валлонский административный округ Бельгии включает в себя пять франкоязычных провинций. С упадком в угольной и металлургической промышленности он давно превратился в дотационный регион. Основной статьей доходов является туризм в Арденнах и исторических городах. Вполне возможно, что в Валлонии появится движение за воссоединение с Францией, которого так опасались бельгийские политики XIX века.
    Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что от решения валлоно-фламандского конфликта напрямую зависит не только судьба Бельгии как государства, но и стабильность «европейского организма» в целом.
  Роль короля Бельгии Альберта II в этот кризисный период велика. Он активно участвует в межпартийных консультациях и переговорах по выводу государства из политического кризиса.  Конечно, не следует преувеличивать возможность его влияния на происходящие процессы. Тем не менее, он олицетворяет и объединяет те немногие центростремительные силы, которые препятствуют распаду страны, сохраняя её целостность, принимая решения исходя из общебельгийских интересов, а не собственных. Поэтому Альберт II получил титул самого популярного бельгийца 2010 года, набрав 74,3 процента голосов [11].
      В своем телеобращении к жителям страны в связи с отмечаемым ежегодно в Бельгии Днем присяги короля, Альберт II заявил о том, что политический кризис в Бельгии может подорвать позиции королевства в единой Европе и нанести ущерб процессу европейской интеграции.
"Важным преимуществом Бельгии после Второй мировой войны, - заявляет Альберт II, - стала ее роль в Европе. Бельгия – это страна-столица единой Европы, одна из основательниц процесса европейского строительства, которая рассматривалась как модель европейской интеграции. Наша нынешняя ситуация вызывает озабоченность наших партнеров и может повредить позиции Бельгии в единой Европе и даже нанести ущерб всему процессу европейской интеграции, который и так подрывается евро-скептиками и популистами".
   Напомнив, что право конституционного монарха – это "быть информированным, поощрять и предостерегать"[12, c. 38-73]. Король отметил, что в течение последнего года он активно использовал два из этих трех прав, отслеживая и поддерживая политический процесс в Бельгии.
"Теперь я намерен, наконец, публично воспользоваться своим третьим правом – предостеречь. Как и большинство бельгийцев, я глубоко озабочен отсутствием прогресса на переговорах о формировании правительства, которые продолжаются более года", - говорит король [13].
      И в подтверждение своих  слов  Альберт II предпринимает еще одну попытку добиться от политиков страны формирования правительства. На сей раз, он поручил это сделать главе Социалистической партии Французского сообщества Бельгии Элио ди Рупо – противнику победившего на последних парламентских выборах Барту де Вейверу - лидеру партии Новый Фламандский Альянс, т.е. передает инициативу по формированию национального правительства от фламандцев к валлонам.
   В заявлении бельгийского двора подчеркивается: «Король дал аудиенцию Элио ди Рупо. Он уполномочен сформировать новое правительство и может применить для этого любую инициативу, которую сочтет полезной. Мсье ди Рупо принял возложенную на него задачу» [14].
Ди Рупо теперь считают будущим премьером Бельгии, ему удалось добиться компромисса на переговорах между фламандскими и валлонскими партиями. «Кризис завершен. Мы начинаем государственную реформу, которая положит начало новой Бельгии», – сказал ди Рупо [15].


Ссылки:
 
1. БЛЭС - Бельгийско-Люксембургский экономический союз (Union economique belgo-luxembourgeoise – UEBL)
2. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г., сборник "Конституции государств Европы", Изд. «Норма», М., 2001, Статья 1, 2, 3.
3. Там же, Ст. 36, 37
4. Там же, Ст. 105
5. Там же, Ст. 106
6. Там же, Ст. 88
7. Там же, Ст. 91
8. Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. Науч. ред. Немировский А.И. – 3-е изд. – Мн: Беларусь, 2001
9. Сергей Бирюков, Агентство Политических Новостей 27.12.2007. «Бельгийский кризис европейского федерализма
10. Согласно конституции 1970 года было впервые закреплено существование трёх общин: фламандской, франкофонной и германо-язычной (все три языка стали государственными) и трех регионов: Валлонии, Фландрии и Брюсселя. Однако границы этих регионов не были определены. Согласно конституции 1980 года Фландрия и Валлония получили статус автономии. Дополнительные поправки к конституции незначительно расширили финансовые и законодательные полномочия регионов, и правила формирования региональных ассамблей. Согласно конституции 1989 года столица Бельгии - Брюссель получил права региона, с созданием региональной ассамблеи и правительства.
11. Опросы были проведены между 30 декабря и 5 января среди 18-тысячной аудитории бельгийского издания "Пари Матч", ежедневников "Спорс" и "Либр Бельжик", телеканалов RTL-TVI и "Бель RTL".
12. Walter Bagehot. The English Constitution (1867). Oxford, 2009, pp. 38-73
13. Официальный сайт бельгийской монархии -http://www.monarchie.be/fr/accueil
14. Там же.
15. Там же.


Список источников и литературы:


1. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г., сборник "Конституции государств Европы", Изд. «Норма», М., 2001
2. Аксенова Л.А. Бельгия. М., 1982
3. Гаврилова И.В. Экономика Бельгии в Европейском сообществе. М., 1983
4. Дробков В.А. На перекрестке дорог, культур, историй. Очерки о Бельгии и Люксембурге. М., 1989
5. Исторический словарь. М., 2000
6. Крылов А. Б. Сепаратизм: истоки и тенденции (из опыта политического развития некоторых зарубежных стран). М., 1990
7. Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. Науч. ред. Немировский А.И. – 3-е изд. – Мн: Беларусь, 2001
8. Намазова А.С. Бельгийская революция 1830 г. М., 1979
9. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. 2001.
10. Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М., 2008
11. Садохин А. П. Этнология. М., 2004
12. Walter Bagehot. The English Constitution (1867). Oxford, 2009
13. http://www.apn.ru/authors/author31.htm - сайт агентства политических новостей, статья С.Бирюкова « Бельгийский кризис европейского федерализма/Политика уступок поставила Бельгию на грань распада» 2007 года
14. http://www.bibliotekar.ru/ - электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика.
15. http://corolevstvomoe.blogspot.com/ - сайт, посвященный всем новостям, связанных с деятельностью королевских домов Европы
16. http://www.itar-tass.com/ - сайт информационного агентства, статья 2011 года, «Король Бельгии Альберт II признан "бельгийцем года"»
17. http://www.krugosvet.ru/ - Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
18. http://www.megabook.ru/index.asp - энциклопедия Кирилла и Мефодия
19. http://www.monarchie.be/ - официальный сайт Королевского бельгийского дома
20. http://www.newizv.ru/ - сайт газеты «Новые известия», статья Александра Минеева « Альберт II и Ги Верхофстадт спасают Бельгию», 2007 год
21. http://www.polpred.com/?ns=1&cnt=20§or=3 - обзор прессы по экономике и политике Бельгии
22. http://www.presseurop.eu/en - лучшие выдержки европейских газет
23. http://ria.ru/trend/Belgium_parliament_resignation_22042010/ - РИА-Новости, все статьи, относительно политического кризиса в Бельгии
24. http://ria.ru/world/ - РИА-Новости, раздел В мире/Бельгия.