Не надо бежать

Валерий Ширский
          НЕ НАДО БЕЖАТЬ,ИНОГДА ПОЛЕЗНО ОСТАНОВИТЬСЯ

И бежим, и бежим мы всю жизнь. И некогда остановиться.  Куда-то опаздываем, кого-то в беге теряем, кого-то находим, но теряем, как правило, лучшее, чем находим. И в голову не приходит остановиться, осмотреться, подвести итоги, все ли лучшие рядом с тобой, – и беги себе дальше.  Как полезно иногда остановиться, кому-то в ответ улыбнуться, с кем-то поговорить, если даже ты с ним совсем и не знаком. Сколько, возможно, хорошего прошло мимо только потому, что вовремя не остановился и может быть просто так,  безрассудно, не вышел не на своей остановке. Понятно, конечно, выйти не на своей остановке, когда голова наполовину седая, да ещё и за женщиной – годы не позволяют. Не мальчишка же, какой-то.  А надо бы.  Может, и старость приходила бы позднее от таких поступков.
   Я с кладбища вышел. Если дальше написать – был сильный мороз – то это  отдаёт неуместным  юмором и не будет всё-таки правдой.  Прохладно, действительно, было изрядно. В Ленинграде такие неожиданности не только в апреле бывают.      
Итак, – апрель, в Ленинграде, с которым теперь, как с хорошим другом встречи редки, но безгранично приятны. На кладбище попал не случайно. Отдал дань памяти близким моим.                Шёл и размышлял, что некоторые мои знакомые  кладбища совсем не посещают. Считают, что те, кто там, не нуждаются в этом. А кто знает, кто в этом нуждается больше?                Конечно, я  воспитан в духе материализма и тоже не знаю,  видят ли тебя те, к кому ты приходишь?  Но мне кажется, что сами мы в этом нуждаемся, в первую очередь. Приходим с каким-то отчётом, с какими-то думами; как живёшь ты, какие поступки совершил за «отчётный период». Постоим, подумаем и, как-то, от чего-то очистившись, бредём обратно. Стоял апрель, светило солнце, но дул пронизывающий ветер.  Моя одежда явно не была рассчитана на такую погоду, хотя вполне модная, по утверждению дочки.  На мне – модный чёрный плащ  с приподнятым пижонски воротником, серое кепи. В общем, мужик ничего. Этого не могла не заметить даже бывшая жена.                К остановке автобуса, где я стоял, подошла женщина. Она вышла из магазина. В руке держала, только что купленный носовой платок и усердно отрывала от него этикетку. Тоже замёрзла, подумал я. И только этот пустяк заставил посмотреть на женщину ещё раз. Нет, ей  теплее: на ней была серая норковая шапка и кожаное пальто. А лицо...                Лицо – столь милое, что хотелось ещё раз посмотреть на него. Посмотрев ещё раз, я уставился на женщину, срочно, до подхода автобуса, отыскивая в ней недостатки, чтобы разочарованно отвернуться. Однако на этот раз что-то ничего не получалось. Я успел отметить, что и возраст её вполне подходящий, где-то в районе сорока. А то что-то всё молоденькие попадаются.   Она вошла в тот же автобус, что и я, идущий до Финляндского вокзала.  В автобусе я потерял женщину из вида и вращал головой, отыскивая милое лицо. Оказалось всё проще, как у Есенина: «лицом к лицу, лица не увидать». А она наблюдала за всеми моими манипуляциями головой и стояла рядом. Когда наши глаза встретились, женщина понимающе улыбнулась, какой-то светлой и доброй улыбкой. Глаза познакомились. Начался немой разговор. Вскоре женщина села на освободившееся место и оказалась рядом со знакомой старушкой, случайно оказавшейся в автобусе. Я, к сожалению, стоял лицом в другую сторону, и продолжать поиски отрицательных чёрточек стало трудно. Но время от времени голова поворачивалась в её сторону, и взгляды встречались, и в подарок, я получал её очаровательную улыбку.                К сожалению, всё имеет конец. Вот и станция метро: «Выборгская». Женщина встала и прошла к дверям, к дверям, которые рядом со мной. Ну, думай же, думай быстрее. Я оглянулся и задумал: если оглянется, если улыбнётся то – выхожу! И она оглянулась, и озарила всё вокруг доброй улыбкой, и вышла. И ещё раз оглянулась, сделав два шага, и ещё раз непосредственно улыбнулась. Прошли секунды, но, сколько ненужных колебаний пролетело в моей голове. Вспомнил и про годы, и про седину  в  голове.  Совсем забыл, как это было раньше и совсем просто.  Но вот, надумал?  Сделал движение к дверям.  Двери захлопнулись, и водитель объявил следующую остановку.                Глупо получилось, и никак не поправить ошибку. Но вот идея!                Спросить о женщине у старушки, с которой она поздоровалась и разговорилась.                Вышли мы с ней на конечной остановке у Финляндского вокзала. Набрался я духа и ринулся к бабусе. Но в это время к ней подошёл, вышедший следом, мужчина, видимо её сын. И они пошли вместе. Ну, как объясниться при нём. Бабуся поняла бы, пожалуй, но мужчина явно за ненормального примет.                До конца дня эта женщина не выходила из моей головы. Подумал о ней и перед сном. Во сне приснилось, что днём я поступил иначе. И почему так засело это событие?  Мало ли подобных случаев было. Мало ли женщин проходит мимо? Не бежишь же за каждой тебе улыбнувшейся. Наверное, улыбка была совсем не такая, как у многих.                Утром опять вспомнилась эта обаятельная улыбка.                Днём допекло меня чувство чего-то не сделанного. Сделав все дела, намеченные на этот день моей командировки, я вошёл в метро и на «Выборгскую». Вышел, был тот же холодный ветер, на мне всё тот же модный, но не тёплый плащ. Но, увы, нигде не было той тёплой и милой улыбки. Я пошёл в том направлении, в котором ушла женщина. Куда она могла идти, если остановка эта была её?  Значит, и дом близок. Обследовал все магазины, смотрел и на продавцов и на покупателей.  Прошёл обратно. С полчаса стоял на углу, в надежде, что опять из 262-го автобуса выйдет она. Но не появилась женщина в серой норковой шапке и кожаном пальто, с очаровательной улыбкой на милом лице, лет сорок которой.                На следующий день уносил меня поезд снова к месту моей службы.                – До следующей встречи, Ленинград!                – До следующей встречи, если она возможна, милая женщина!                Я стоял у окна, смотрел на растворяющийся  в сумерках и вдали мой любимый город.                Стоял и рассуждал: как необходимо в жизни вовремя приостановить свой бег и выйти однажды не на своей остановке.