Хочу стать большим

Вячеслав Вишенин
 СКАЗКА  ОПУБЛИКОВАНА В ДЕТСКОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ЖУРНАЛЕ "СИМБИК" №7 (135) 2016 ГОДА ОГАУ "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "УЛЬЯНОВСКАЯ ПРАВДА"               


    - «…Все профессии нужны!
      Все профессии важны!»… Вот, так вот, Степка, - мама закрыла книгу. – Но для того, чтобы стать мастером  своего дела, нужно обязательно вырасти и выучиться.
- А что такое «выучиться», мама? – любопытный Степка смотрел на маму снизу вверх.
- Ну, сначала нужно закончить школу. Потом институт или училище. И получить профессию, по которой будешь работать.
- А сколько надо будет учиться, мам?
-  Сколько положено, сынок. Десять лет в школе и пять – в институте!
- Так много?  А нельзя получить профессию без учения? Без школы, без интситута? -  шестилетний Степка впервые услышал это слово.
- Без школы и интситута нельзя, Степа! Не получится!- мама старалась доступно все объяснить  маленькому сынишке.
- А почему нельзя?
- Ты ведь ничего не знаешь и не умеешь. Как же ты  будешь работать?  Так же можно таких дел натворить, что потом вовек не исправить!

                «Ничего я не натворю! И ничего не испорчу! Мне бы только поскорее вырасти!» - думал Степка,  надевая сандалии   и выходя во двор. Сидя на качелях,  он мечтал о взрослой жизни: « Вот вырасту – буду ездить на большой машине,  и смотреть телевизор допоздна.  Буду покупать себе по пять штук мороженого в день. А манную  кашу никогда  не буду есть!»
- Здравствуй, Степа! –  раздался голос за спиной мальчика. Степка обернулся. Перед ним стоял взрослый мужчина в очках   и с палочкой.
- Здравствуйте, дядя. А вы меня знаете?
-  Да, я тебя знаю. А ты меня  - нет.
- И что же вы про меня знаете? – мальчуган с любопытством смотрел на незнакомца.
- Знаю, что тебе шесть лет. Зовут тебя Степа.  Живешь ты с папой и мамой.  И мечтаешь поскорее вырасти.
- Да, это правда.
- А еще я знаю, что ты хочешь пойти работать, а вот учиться не хочешь. А ведь так нельзя.
- Ну и что! Я стану работать. Стараться буду. И все будут меня хвалить!
- Хвалить? Да за что же тебя хвалить?
- За то, что я буду хорошо работать и все сделаю, как надо.
-  Ты в этом уверен?  Ну, что ж, видно придется тебе помочь. И тогда ты сам все поймешь.
- Как вы можете мне помочь?  И что я должен понять?
 Но незнакомец ничего не ответил. Он негромко произнес какие-то слова и прочертил  непонятную загогулину  палкой  в воздухе.

             - Ай-ай-ай! Такой большой, а забрался на детские качели, - перед Степкой стояла бабушка из соседнего подъезда и отчитывала его. -  Того и гляди сломаешь!
- Да ничего я  не … -  Степа вдруг посмотрел на себя,  и увидел, что он   совершенно неожиданным образом стал большим  и выглядит совсем как взрослый  мужчина. И качели, на которых он сидит, стали ему ужасно малы и еле-еле его держат.
- Ой, извините, - Степа вскочил и быстрым шагом пошел прочь от детской площадки. Бабулька продолжала ругаться и сердито грозила пальцем, но Степке было уже все равно.  Он не мог поверить своему счастью.  В душе у него все ликовало. «Вот здорово! Я вырос! Ай, да дядька! Наверно, волшебник. Ну, теперь у меня жизнь начнется!»

                Степа продолжал двигаться  вперед до тех пор, пока не увидел впереди себя большую стройку. Скрипел всеми своими тросами и роликами подъемный кран. По этажам  вверх и вниз сновали  рабочие. Внизу на площадке стоял строгий дядька и командовал:
- Василий! Возьми тачку с цементом и давай наверх!
- Федор, майна! Ниже опускай!
- Николай! Больше раствора клади!
«Наверно, это  самый главный начальник», - подумал Степа и подошел к нему.
- Дяденька, возьмите меня на стройку. Я хочу у вас работать.
Строгий дядя внимательно посмотрел на Степана. 
- Строить когда-нибудь приходилось?
Степа вспомнил, как они  зимой с отцом во дворе  заливали ледяной  городок.
- Да, городок строили с па… с отцом.
- Городок – это хорошо. А теперь большой город строить будем. Возьми на складе каску и комбинезон. Вон там найдешь  мастерок и ведро. Будешь каменщиком. Сегодня нужно вот эту стену возвести. 
Счастливый Степка, схватив мастерок с ведром, помчался наверх:                « Хорошая работа – каменщик. Ничего сложного.  Бери раствор – клади камень. Тяп  - раствор, ляп – камень.  Я вам всем покажу, как надо работать». Целых два часа он старательно трудился – клал кирпичи друг на друга, возводил стену. Нравилась Степке такая работа. Он пыхтел от усердия и пел себе под нос: «Вот я строю, строю, строю. Я построю целый дом!»  А потом пришел мастер, и, увидев то, что воздвиг Степка, ахнул: 
- Ты, что это тут настроил, лапотник? У тебя же стена кривая. Покосилась вся. Она же рухнет сейчас. Кто ж тебя так учил? Ах ты,  невежда! Ну-ка, уходи отсюда прочь! Ай-ай-ай, теперь все придется переделывать.

                Расстроенный Степка пошел своей дорогой. «Ну, что же, строителя из меня не получилось. Может,  где еще сгожусь?» Он остановился, чтобы пропустить идущий по дороге автомобиль.  На фургоне был нарисован дядька с поварским колпаком на голове. В руках он держал румяный каравай.  «Вот!  - расцвел Степка. -  То,  что надо. Пекарь – отличная профессия. Выпекать  хлеб – ничего сложного.   Тесто замесил – и в печь». И Степка уверенными  шагами направился к хлебокомбинату. 
- Возьмите меня на работу, - попросил он розовощекую женщину в белом  колпаке, точно таким же, как на  хлебном фургоне. – Буду у вас хлеб печь.
- А раньше  печь приходилось?
У Степки в памяти всплыл момент, как он с мамой на пляже лепит из песка пирожки.
- Да, пирожки делал…- немного неуверенно ответил парень.
- Ну,  вот и хорошо!  Если делал пирожки – с  хлебом  тоже справишься. Надень  белый халат и приступай к работе. А я отойду ненадолго.
Степан вытащил муку и приступил к делу. « Сначала теста замесим.  Как  там мама делала? Так, муки побольше. Водички плеснуть. Помять сильнее. Вон, какое тесто отличное получилось.  Слепим хороший кусочек – и в печь!» Потом Степа сделал еще один хлебец. Потом еще. И еще. «Вот какой  я молодец! Вот как здорово у меня все получается!». Степка собой был очень доволен. Он  стоял посреди пекарни, весь в муке, но ужасно счастливый. Мечтательно закатив в потолок глаза, Степка думал: « Сейчас зайдет шеф-повар, увидит, что за хлеб я испек,  обрадуется, погладит меня по голове и скажет: «Какой ты, Степа, умница!». Все произошло именно так. Или почти так. Только с точностью наоборот. В пекарню зашла румяная женщина в колпаке, и, принюхавшись, закричала:
- Да у тебя же тут  хлеб подгорает! Что же ты не следишь?  -  Она бросилась к печи и стала вынимать  выпечку из раскаленных формочек.  То, что получилось, хлебом назвать было нельзя.  Это были  бесформенные, подгорелые куски теста.  От увиденного  шеф-повару чуть не стало плохо.  Она разломила одну буханку пополам и попробовала на вкус.
- Какая гадость! Где ж тебя так учили хлеб печь? Ах ты, неуч, обманывать меня вздумал?   А, ну-ка, убирайся отсюда по-хорошему. И  никогда больше не попадайся мне на глаза! – женщина взяла Степку за шиворот  и вытолкала его из пекарни.

                Грустный Степа брел дальше. « Строитель я никудышный.  Пекаря из меня тоже не вышло. Должна же быть такая работа, которая была бы мне по плечу. Обязательно должна быть. Только нужно ее найти!» -  рассуждал неунывающий парень. Раздался сильный гул. Степа поднял глаза. Высоко в небе, расправив стальные крылья, летел большой самолет. «Вот! Вот, что мне нужно! Ну, конечно! Летчик!   Замечательная профессия – сиди себе за штурвалом, да облака считай. Самолет сам летит. И никто тебе не мешает -  нет ни милиционеров, ни машин. Удовольствие одно!» Степка решительными шагами шел к аэродрому. Увидев поднимающегося по трапу самолета мужчину в фуражке, Степка еще издали закричал:
 - Товарищ пилот! Возьмите меня на работу. Я летать хочу!
Мужчина в фуражке обернулся:
-  Раньше с летательными аппаратами дело иметь приходилось?
Конечно, Степка вместе с друзьями во дворе запускал  в небо бумажные самолетики и воздушных змеев. Поэтому он честно и ответил пилоту, что, мол, да, приходилось. Только с небольшими. На что пилот заметил:
- Ну, что ж, а теперь на больших полетаешь. Поднимайся.  Мне как раз второго пилота не хватает. Напарник заболел, а больше лететь некому.
Степка, не веря своему счастью, поднялся в кабину. «Ух,  ты, здорово! Сейчас я взлечу высоко-высоко и буду парить в облаках, как птица!» Самолет, разбежавшись по взлетной полосе, плавно поднялся в воздух. Степка во все глаза смотрел на удаляющиеся  от него дома, улицы, машины. Они становились все меньше и меньше, превращаясь в маленькие точки, а потом и совсем перестали быть видны. Самолет плыл в густой пелене облаков.
- Ну, все, Степан, самолет набрал нужную высоту. Держи курс прямо, а я пойду немного отдохну. Через час меня разбудишь, – командир дал Степе необходимые инструкции и вышел из кабины.

                Степка остался в кабине пилотов  один. Теперь он главный. Теперь он управляет всем самолетом. Ему было очень интересно и весело. Сначала он просто спокойно сидел за штурвалом. Но потом его охватил самый настоящий азарт.  «По-моему, мы летим очень медленно. Надо бы немного прибавить скорости. Как тут делается-то?» И Степа немного потянул руль в сторону. Кнопки на панели приборов тревожно замигали.
- Самолет изменил курс! Самолет изменил курс! – металлический голос автопилота объявил о смене направления.
- Да, вижу я, вижу – Степка заволновался - Сейчас все исправим.
Он повернул руль в другую сторону. Но вернуть самолет в прежнее положение никак не получалось. Он поворачивался то вправо, то влево,  наклонялся  в одну,  в другую сторону, но никак не хотел лететь по заданному курсу.  Степка в беспокойстве начал дергать за все рычаги, которые видел перед собой, но только ухудшил ситуацию.  Самолет наклонился  и полетел вниз. Вся панель замигала красными огнями.
- Тревога! Тревога! Самолет начал снижение! Тревога! Тревога! Возвратите самолет в горизонтальное положение! – надрывался автопилот.
Но Степка ничего уже не мог сделать. Он только со страхом смотрел в иллюминаторы.  Самолет с огромной скоростью несся вниз. Земля приближалась  очень быстро и с каждой секундой становилась все больше и больше. Вот уже видны трубы огромного завода. Самолет летит прямо на них. В кабину влетел  заспанный командир корабля.  Увидев, что происходит,  пилот в ужасе  прохрипел:
- Что же ты наделал, бездарь?  Ведь сейчас мы….

                - Мамааааа! – закричал Степка …и проснулся. Он лежал в своей кровати, раскинув руки в стороны, словно приготовившись к прыжку с падающего самолета.
- Что случилось, сынок? – встревоженная мама вбежала в комнату.
- Мне приснился страшный сон, мам. Как будто я стал большим, но ничему так и не научился. Я построил кривой дом, испек подгорелый хлеб и разбил самолет. Мне было так стыдно и страшно!
- Ничего, Степа. Хорошо, что это случилось всего лишь во сне. Зато ты многое понял.  Чтобы  стать успешным человеком,  искусным умельцем,  нужно долго  учиться и  немало потрудиться, получить много знаний и навыков, - мама ласково потрепала Степку по щеке.
- Да, мама. Я понял. Мне это один дяденька из моего сна объяснил. Теперь уж я никуда не буду торопиться. Теперь я буду просто расти и учиться. А когда вырасту – обязательно стану мастером своего дела.