Отрывок из повести Три Фёдора Фёдор и Вера

Леонид Гришин
   Фёдор стоял напротив дома, который когда-то построили его дед с отцом. Он стоял и видел – ничего за двадцать лет не изменилось. Всё тот же дом, всё тот же бассейн. Забор, правда, кое-где заменён. Бассейн тоже кое-где ремонтировался. Но дом остался прежним. Фёдор вспомнил, как отец рассказывал о строительстве этого дома: как люди месили саман, как отдыхали после тяжёлого рабочего дня.
   Он взглянул на дом слева – дом, в котором когда-то жила Вера. Он тоже мало изменился. По крайней мере, он остался таким, каким он и был все эти годы в памяти Фёдора. Он посмотрел на бассейн, в котором они когда-то купались вместе с Веркой. Тогда казалось, что дружба их будет вечной, казалось, что нет прекрасней человека, чем она. Пускай они и ссорились частенько, и даже дрались, но всегда мирились. Всегда между ними было взаимопонимание до того момента, как Вера влюбилась в Виктора… Взгляд Фёдора остановился на калитке некогда его дома. На калитке висела небольшая табличка: «Продаётся. Цена договорная». Продаётся дом, где он родился, вырос и семнадцать лет жил. Что за хозяева живут здесь теперь? И почему хотят продать дом? Он ещё раз посмотрел на дом Веры. На нём такой таблички он не увидел. Очевидно, в нём тоже кто-то живёт…
   От таких мыслей его отвлекла женщина, которая показалась возле калитки и спросила:
   - Вы по объявлению?
   Фёдор, не задумываясь, сказал:
   - Да-да, по объявлению, здравствуйте!
   - Здравствуйте, что же вы стоите, проходите.
   Он прошёл на участок вслед за женщиной. Беседка. Та самая, которую ещё дед с отцом строили. Правда, теперь вместо тех скамеек, которые дед с отцом поставили, стоят пластмассовые кресла и металлический круглый стол. Она предложила присесть и начала рассказывать, что дом продаётся, потому что они с мужем решили переехать к сыну в Волгоград. Сын только закончил институт, получил хорошую престижную работу. Женился недавно, ребёнок родился, вот и переезжают помогать.
   - Покупателей нынче мало. А те, которые приходят, предлагают слишком низкую цену. Нам даже квартиру однокомнатную не купить в Волгограде…
После подошёл мужчина – муж хозяйки. Вместе они начали рассказывать о доме. Сказали, среди прочего, что строили его очень грамотные люди. Они принялись рассказывать ему то, что Фёдор знал и так давным давно: подвал из живого камня, бассейн…
   Фёдор не слушал, что они ему говорили. Он смотрел на бассейн и вспоминал о детстве.
  - Расскажите мне о соседях. Кто живёт здесь рядом? - прервал он мужчину.
  - Справа там, - указали они, - живут пенсионеры. Спокойные люди, никаких конфликтов.
   - А слева, - Фёдор указал на дом, в котором некогда жила семья Веры, - Кто слева живёт? – повторил он, и голос его дрогнул. Фёдор не знал, чего он боялся: узнать, что она всё ещё там и живёт, или то, что её уже нет давно, что она уехала.
   - В этом доме, - начала женщина, - живёт Вера Александровна, хорошая женщина, живёт с сыном. Федей звать… Вот, он учится на первом курсе в институте. Она учительница, в школе работает, очень спокойная и вежливая женщина. Часто приходит к нам в гости, сидит, как и вы, в этом кресле… Всегда в одном и том же кресле, кстати…
   Фёдор заметил, что сидит он напротив бассейна, в котором они купались. Неужели она? Быть того не может. Ведь он же видел, как она целовалась, как тот молодой человек, Виктор, обнимал её… Неужели это она?
   Хозяева продолжали что-то рассказывать ему, расхваливая дом, но Фёдор думал о другом.
   - Вы хотите однокомнатную квартиру? – вдруг сказал он, вновь перебив хозяев, - Позвоните сейчас вашему сыну, и пусть он узнает, сколько стоит в его районе такая квартира. Я вам заплачу за этот дом, как за однокомнатную квартиру, и ещё добавлю денег при одном условии: если вы сегодня, взяв свои личные вещи, освободите этот дом.
   Мужчина и женщина переглянулись и уставились на Фёдора.
  - Молодой человек, не шутите, пожалуйста. Здесь дома очень дешёвые. Гораздо дешевле, чем однокомнатная квартира в Волгограде в том районе, в котором находится квартира сына, - медленно произнёс мужчина.
   - Я не шучу. Звоните сейчас, пусть вам сын скажет, сколько стоит в его районе однокомнатная квартира. А я пока похожу по саду, - сказал Фёдор, поднялся и пошёл.
   Всё вокруг было ему знакомо, ведь здесь он прожил семнадцать лет. Даже грушевое дерево, мимо которого он прошёл, было посажено им и его отцом. Проходя мимо яблони, он остановился:
   - Здравствуй, милая, вот я и приехал, - произнёс он.
   Он ещё походил, полюбовался. Ему было здесь хорошо и на душе было спокойно. Все эти двадцать лет он жил в динамике, постоянно в пути, всё время в работе. Он присел на скамеечку в тени. Изредка он поглядывал на соседский дом, надеясь вдруг увидеть её. Но там никого не было...
   Он слышал, как мужчина разговаривал по телефону. Когда тот закончил разговор, Фёдор направился к ним. Мужчина сказал, что квартира стоит очень дорого.
   - Он вам назвал сумму?
   - Да, назвал…
   - Вы получите эту сумму, плюс я вам десять процентов добавлю на мебель, чтобы вам эту не тащить. Купите там новую. Ещё какую-нибудь сумму за то, что я вас потороплю. Возьмите только личные вещи. Все дорогие для вас вещи, которые вы не сможете забрать сейчас, сложите в кладовку. Пускай лежат там. Когда сможет – тогда заберёте.
   - Молодой человек, вы шутите или насмехаетесь над нами?
   - Я что недостаточно серьёзно выгляжу, что вы меня принимаете за шутника?
   - Нет, просто нам не верится во всё это...
   - Если я назову вам мою фамилию, вы мне поверите. Этот дом строили мой дед и отец. И я в нём прожил семнадцать лет. Теперь я хочу приобрести его в собственность.
   - Мы вам верим, верим, - сказала женщина.
   - А раз верите, тогда давайте направимся к нотариусу и в банк. И решим быстро этот вопрос.
   Пока они готовились, Фёдор попросил у мужчины его сберегательную книжку, позвонил своему бухгалтеру и сказал перевести сумму, которую он сейчас назовёт… У нотариуса дело оставалось только за подписью. Фёдор предложил пройти в банк и убедиться, что деньги уже пришли.
   - Нам должны прийти деньги, - сказал мужчина кассиру.
   Девушка проверила счёт.
   - А вы знаете, какая сумма? – с удивлением спросила она.
   - Да, примерно знаем.
   Фёдор назвал сумму, и та подтвердила.
   Кассир записала в сберкнижку эту сумму. Мужчина не мог поверить своим глазам. Они вернулись к нотариусу, поставили подписи. Сделка была совершена. Фёдор попрощался с хозяевами и попросил оставить ключи «под ковриком».
   А сам вернулся в гостиницу. Он вспомнил, что с утра ничего не ел. Спустился в кафе. Спустя двадцать лет он не увидел там никого знакомого. Да и его не узнавали. Он заказал себе обед. Когда официантка принесла счёт, Фёдор начал называть ей фамилии одноклассников, спрашивая, знает ли она кого-нибудь из них. Когда он назвал фамилию Карповых, та переспросила:
   - А вы Карпова Виктора Андреевича спрашиваете?
   - Нет, я спрашиваю Андрея Петровича.
   - Андрей Петрович – хозяин нашего кафе.
   - Действительно? А не могли бы вы его позвать сюда?
   - Если вы… Я не знаю, я сейчас уточню.
   Официантка отошла. Через какое-то время в зал вышел бывший одноклассник Фёдора – Андрей. Они сразу узнали друг друга, обнялись, похлопали друг друга по плечу.
   - Ну, Федька, ты даёшь, - обрадовался Андрей, - Мы тебя искали-разыскивали, а ты, понимаешь, приехал… Где ты болтаешься? Поначалу твои родители хотя бы адрес знали, а потом и они не знали, где ты обитаешь. Сообщали нам, что ты с разных городов звонишь, и телефоны разные. В интернете тебя искали. Нашли даже. Что не отвечал-то? Мы же сколько раз уже собираемся вместе, а ты ни разу не был!
   - Работаю!
   - Ну, где ты, чего, рассказывай!
   - А чего рассказывать… - задумчиво произнёс он и положил перед Андреем договор о купле-продаже родного дома.
   Андрей прочёл.
   - Ты что дом отцовский, что ли, выкупил? – не веря своим глазам, сказал Андрей.
   - Да, - улыбнулся Фёдор.
   - А ты когда успел-то? – спросил Андрей и засмеялся.
   - Сегодня!
   - Ты что, специально сюда приехал, чтобы дом купить?!
   - Нет, я приехал, чтобы вас повидать. Расскажи мне, кто где, чего было?
   - А что было! Некоторые уже и развестись успели, пока тебя тут не было! Не то, что пожениться. Детей уже растят… Дети уже в институты поступили. А твоя-то подруга, ты с ней-то хоть общаешься? – тихо добавил Андрей.
   - Нет, Андрюша…
   - А нам непонятно, почему так. Мы вас считали женихом и невестой. Всегда вместе... Соседи, жили рядом и за одной партой сидели. А потом ты смотался, и всё. На выпускном её с Витькой видели, помнишь такого? А потом она вдруг куда-то уехала... А приехала с маленьким сыном. Все решили, что это твой… Стала в школе работать учительницей младших классов, так до сих пор и работает. Мальчишка сейчас уже в институт поступил. Я тоже давно с ней не общался. Остальные – так же. Часть здесь осталась, часть поразъехалась. Встреча назначена у нас на завтра. Здесь, в моём кафе. Так что давай – приходи!
   Фёдор подъехал к своему дому. Он нашёл ключи там, где они и договаривались – «под ковриком».
   Открыв гараж, он увидел – от того, что строили они с отцом, и следа не осталось. Этот был выше, в торце была пристроена небольшая мастерская, стоял шкаф, в котором хранились электродрели, электролобзики и много чего ещё. Он поставил машину в гараж и зашёл в дом. Дом практически не изменился, и нашёл он его в полном порядке. Фёдору это понравилось. Люди, которые вынуждены были собираться в спешке, тем не менее, оставили дом в чистоте.
   Фёдор зашёл в свою комнату. Да… Нет уже того стола, нет стульев, нет кровати. Он прошёл в родительскую комнату, в комнату брата. От прежнего убранства не осталось ничего. Кухня тоже изменилась: стала более современной. На кухне он нашёл кофе, оставленный хозяевами. Он поставил чайник, заварил кофе и вышел вместе с ним в беседку. Он сел так, чтобы можно было хорошо видеть дом Веры. Медленно отпивая кофе, он не сводил глаз с двери.
   Вдруг ему показалось, что дверь начала открываться. Он быстро моргнул и вновь направил взгляд к дому. Нет, это был не обман зрения. На крыльцо вышла женщина. В ней он сразу узнал Веру. Она остановилась, посмотрела на дом Фёдора, на беседку. Некоторое время она присматривалась к беседке и к тому, кто в ней сидел. Фёдор всё это время смотрел на неё. Он узнал бы её из тысячи. Какой она была когда-то, такой и осталась: стройная, красивая… Даже походка ни капли не изменилась. Вера не спеша направилась к беседке. Фёдор встал ей навстречу. 
   - Здравствуй, Федя, - сказала она.
   - Здравствуй, Вера…
   - Приехал?
   - Да, приехал.
   - Один?
   - Да.
   - Ольга Петровна сказала, что ты купил дом.
   - Купил...
   - Для себя?
   Он кивнул.
   - Женат? Дети есть?
   - Нет.
   - Разведён?
   -  Нет.
   - А был женат?
   - Не был…
   - Приехал навсегда?
   - Не знаю. Хочешь кофе?
   Она посмотрела на его чашку.
   - Да, хочу.
   Фёдор сделал ещё кофе и принёс его в беседку.
   - Какой ты кофе любишь?
   - Чёрный.
   - Я сделал, как и себе.
   - Спасибо.
   Она села в кресло, о котором говорила Ольга Петровна. Как раз напротив бассейна.
   - Ты помнишь, как мы купались в этом бассейне? – спросила она, отпив немного кофе.
   - Да, помню… А ты замужем?
   - Нет.
   - Но у тебя сын?
   - Да, сын. Ему завтра исполняется двадцать  лет.
   - Как двадцать?! – чуть не подскочил Фёдор, - Мы же школу окончили двадцать лет назад. Ты что в школе его родила?
   - Да, наверное, в школе его родила. Так и есть. Моему сыну завтра двадцать лет.
   - Я ничего не понимаю.
   - Да вообще-то ты первый усомнился, что это мой сын.
   - Я ничего не понимаю, объясни, пожалуйста.
   - А что тебе, Федя, рассказывать. Мы оцениваем то, что имеем только тогда, когда теряем это. Потеряла я, как мне показалось, всё. Когда ты исчез, вокруг меня осталась пустота. Я только тогда, когда ты исчез, поняла, что я имела. Потому что ты был всегда. Ты был всегда рядом…
 
   …Я не знаю, кем ты мне был: соседом, другом, подружкой, товарищем, одноклассником. Но ты был всегда, и я считала, что так оно и будет. А вот одного я не замечала… И поздно-поздно я это поняла. На выпускном… Ты знаешь, я была влюблена в Виктора, а на выпускном вечере, хотя он на год раньше окончил школу, он пришёл и всё время танцевал только со мной. Я видела, как ты стоял и смотрел тогда  на нас. Но я была счастлива, как мне тогда казалось. Самый красивый парень обратил на меня внимание и целый вечер от меня не отходит... А ты как всегда, ты Федькой был. Ты всегда рядом, но тогда ты стоял в сторонке. И такими грустными глазами смотрел на меня... Я часто вспоминала этот взгляд твой.
   Потом, когда все стали расходиться, Виктор пошёл провожать меня. Я забыла про тебя, потому что мне казалось, что мои мечты вот-вот исполнятся. Я только и видела, какими завистливыми глазами провожали нас другие девчонки. Я была счастлива, как мне казалось… Я видела, как ты смотрел, когда мы целовались, а потом повернулся и ушёл. Ушёл. А я смотрела тебе в спину. Мне стало неприятно. Я стала чувствовать, как от Виктора пахло алкоголем. Я оттолкнула его и ушла. Он что-то кричал мне вслед, но я не слышала. Мне стыдно так стало… Перед тобой, перед самой собой… Что я целовалась с кем-то на глазах у тебя. Утром я не хотела выходить, я весь день провалялась, а потом мама сказала мне, что ты уехал. Я не поверила, побежала к вам. А мне подтвердили: уехал! Сказали, что в Ленинград, в институт. Я потом узнавала адрес у родителей. Я тебе писала письма, много писала. А ты ни на одно не ответил. Я поняла, что ты не читал. Если бы ты прочитал, ты бы вернулся, ты бы ответил. Но ты молчал...
   Я уехала в Воронеж, поступила в институт. Жила у дядьки, у них сын был старше меня, женатый, жил отдельно. И когда я была уже на третьем курсе, случилось несчастье. Их сын с женой и ребёнком попали в аварию. Сын с женой погибли. А мальчик выжил, но получил сотрясение. Когда стал из комы выходить, я была рядом. Он очнулся, увидел меня и позвал: мама…
   Врач сказал: ничего, ничего, так, может быть, будет лучше. Так я и стала мамой. Его взяли дедушка с бабушкой. Он не отходил от меня. Когда я в институт уходила, он плакал. Когда приходила, он радовался, на ручки просился. Так у меня и появился мой сын…
   Бабушка моего мальчика очень тяжело переживала смерть родного сына. Недолго протянула она. Буквально через полгода один за одним три инфаркта… У дедушки тоже инсульт был, но он справился. Хотя рука не работала, и нога подводила. Поэтому я жила там. Я помогала деду и воспитывала сына. Параллельно оформила на себя опекунство. Но и дед долго не протянул. Повторного инсульта не выдержал. К тому времени я окончила институт. Одной мне там делать было нечего. Я вернулась сюда, в городок, вместе с ребёнком. Родители знали, что это не мой ребёнок. А всем остальным я сказала, что это мой. Он был записан на мою фамилию. Но только ты один догадался, что это не может быть так. Ведь ему исполняется  двадцать, и родить я его должна была в год  окончания школы.  Конечно, когда он вырос, я ему рассказала и об отце, и о дедушке, и о том,  что случилось. Но он продолжает меня называть мамой. У нас очень хорошие отношения. Сейчас у него сессия, он скоро приедет.
   
   …Она посмотрела на Фёдора.
   - И вот я одна, жду  внуков. Зимой он приезжал с девушкой: хорошая, красивая, тоже студентка. Может быть, поженятся. Но не знаю, приедут ли сюда, вернутся ли. Видишь, какой наш городок: работы нет, все устремляются куда-то в центр, где можно заработать побольше, и можно получить другие блага. Хотя сейчас ничего не ограничено… Ты-то как жил?
   - Да так и жил… Не знаю, как… Куда-то спешил, что-то делал, о чём-то забывал. А вот приехал сейчас, увидел свой дом, увидел бассейн, и всё вспомнилось. Да, ну, ладно. На встречу пойдёшь?
   - Не знаю. А ты?
   - Да я вроде бы приехал специально на встречу одноклассников. Я только Андрея видел вчера. Зашёл в кафе пообедать, а оказалось, что он владелец. Много наших будет?
   - Ты знаешь, в прошлый раз много было. В этот раз – не знаю. Очевидно, будет больше. Поскольку, всё-таки, юбилей двадцать лет. Приходи ко мне обедать, я приготовлю обед.
   - Ладно, приду.