Кое-что о России, которую мы потеряли

Игорь Семенников
   Как сейчас часто приходится слышать, все наши современные проблемы от того, что сто лет назад русский народ совершил роковую ошибку – выбрал неправильный образ жизни и государственного устройства. А произошло это потому, русский народ сбили с пути истинного некие «бесы», «жидо-масоны» или просто «масоны», «немецкие шпионы» и еще много кто. Они: а)отучили народ работать; б)посеяли социальную рознь, особенно натравили бедных на богатых, уничтожили уважение к чужой собственности и к материальному достатку вообще; в) уничтожили в народе православную веру, без которой, как всем известно, никакая  нравственность невозможна, и поэтому: г) исчезла нравственность, в том числе семейные ценности, что в свою очередь привело к д) неуважению к старшим;  е) отсутствию заботы о детях, ж) просто половой распущенности, в частности  к блудному внебрачному сожительству, з) пьянству (а теперь и наркомании).
    Подразумевается, а то и прямо утверждается, что в «России, которую мы потеряли» ничего подобного не было и быть не могло в принципе – и Бога тогда боялись и родителей почитали и детей правильно воспитывали и работать любили и умели и жили трезво и честно и…и..
     Что ж, можно верить, а можно проверить.  Предлагаю  разбитые по темам выдержки из произведения О.П.Семеновой-Тян-Шанской «Жизнь Ивана» о жизни крестьян Рязанской губернии в конце XIX в.  Выделения в тексте сделаны мной. В сносках – мои комментарии.
 
1.Трудолюбие, стремление к достатку
   …Идеал крестьянский — теплая печка и «хоть час да мой». Иногда идеалом является и городская жизнь (извозчиком, дворником и т. п.), но опять-таки не с точки зрения каких-нибудь накоплений.
   …если самостоятельный домохозяин… уйдет в Москву, то можно быть уверенным, что в большинстве случаев (разумеется, бывают исключения) вернется оттуда «гол как сокол», только с приятными воспоминаниями о сладкой еде и выпивке.
   …А неуважение к интенсивному труду? «Что он? Как жук в земле копается, с утра до ночи!» Такие слова произносятся нередко очень насмешливо.
…По словам крестьян, «копить грех». Всякие запасы — лишний камень на шее грешника. В настоящее время трудно разобрать — действительно ли из таких представлений вытекает их полная незаботливость о завтрашнем дне, или они, так сказать, «выкапывают» эти представления в виде оправдания перед самим собой и семьею.
    …А говорят еще что крестьяне могли бы делать «запасы» в годы урожая! Впрочем, это совсем не входит в понятия крестьян. Каждый мужик, когда он обеспечен своим урожаем до нового урожая, ложится на печку и ничего не делает. Крестьянская работа (наем в батраки) всегда подневольная, когда нужда подступит, так сказать, к горлу с ножом.
…А в урожайные годы тот же мужик (который готов был за грош влезть в хомут, когда хлеба не было) лежит на печи, и иногда никакой ценой не заманишь его на работу   
   …Надо видеть с каким гордым видом какой-нибудь оборванец просит в урожайный год «расчета» у землевладельца (иногда вид бывает даже нахальный)..
…И действительно, уходят, в лаптях, оборванные, грязные, и, убрав свой хлеб, ложатся на печку —и не надо им ничего, кроме хлеба, и тепла, и «хозяйки», которой можно помыкать.
   Те же самые Иваны и Алексеи, когда есть нечего и топить нечем, унижаются перед землевладельцем, чтобы попасть в число его батраков.   «Какое бы нибудь у вас местечко мне бы с хозяйкой...», «Хучь бы из хлеба на зиму-то». Поклоны в землю и т. п. Даже слезы.
   …А те, которые побогаче, горько жалуются на отношение к ним их односельчан. «Ненавиствуют (завидуют) постоянно: чем ты нас лучше, погоди — сравняешься с нами ужо. Вздумаешь яблоньку посадить. „Э-э, сад вздумал заводить, барин какой!.. Мы не жрамши сидим, а он сад, да отгораживаться!“» И плетень сломают, а посаженную яблоню вытащат. А если яблоня выросла и дает яблоки, то считают своим долгом делать на нее набеги. «Во как ненавиствуют — случись у тебя какое несчастье, сейчас тебя добьют... Утопят...» Это мне рассказывал зажиточный мужик, разбогатевший совершенно случайно и нисколько не пользующийся крестьянской бедностью для ее эксплуатации в свою пользу.  Этот богатый мужик, …не может, несмотря на все свои старания, завести себе ни сада, ни огорода. «Бился, бился, да уж рукой махнул — теперь и капусту и огурцы все покупаю». Поджоги из мести очень часты.
2. Семейные отношения
   …В трезвом виде (муж жену-И.С.) бил редко, в пьяном часто и чем попало. Вообще замечено, что более всего бьют жен пьяницы: бьют либо за то, что жена скажет что-нибудь «поперек» (упрекнет, напр., в пьянстве: «опять нализался» или «нажрался кобель»); бьют из ревности. Бьют и палкой, и рогачом (ухват), и сапогами, и ведром, и чем попало — кулаками, пинком. Таскают за косы (через порог), так что голова только «ту-ту-ту».
 …Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену до тех пор, пока она не впала в бессознательное состояние, в котором через день и умерла, не приходя в себя.
   …Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу —убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик.
   …Бывают и взаимные покражи у супругов — и ОЧЕНЬ НЕРЕДКО. То муж выкрадет из жениного сундука ее деньги на свою какую-нибудь «нужду» или на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы для того, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или за какой-нибудь ситец. У пьяных мужей жены вытаскивают кошельки из сапога... (в свою очередь, дети воруют у матери яйца и всякую мелочь). Воруют у мужей  шерсть.
3.Почитание родителей
   … По поводу битья: бьют не только жену, но иногда и старого отца. В одной деревне молодой парень убил своего отца оглоблей (так бил, что он умер от побоев).
4. Любовь к детям
 …Если же баба начинает часто родить, то в семье к этому, конечно, относятся неодобрительно, не стесняясь иногда делать грубые замечания по этому поводу: «Ишь ты, плодливая, обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то,…опять щенка ошлепетила», и т.д., и т.д. Замечания эти исходят нередко от свекрови. Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне ИМЕЮТ ПРАВО  побить, как только он выйдет на работу. «Зачем девку родил», — и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому так ИЗДАВНА ВОДИТСЯ. 
 ….Случаи убийства новорожденных незаконных младенцев ОЧЕНЬ НЕРЕДКИ. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит его       В Мураевне (большое село) почти каждый год находят одного, а то и двух мертвых младенцев. Так, в течение последних четырех лет было два заведомых детоубийства в этом селе и его приходе—когда матери попали под суд. (Приговорены были к нескольким месяцам ареста.)
   На деле убийств, КОНЕЧНО, БОЛЬШЕ. Хилого, мучающего свою мать ребенка не убьют, хотя жаловаться будут на его существование и ежеминутно ПРИЗЫВТЬ СМЕРТЬ  на него.
   …Старые старухи очень безжалостно и хладнокровно относятся к убийству мешающего и обременительного незаконного «щенка»,
     ..Колыбельная:
Баю, баюшки, баю,
Колотушек надаю...
Колотушек двадцать пять —
Будешь лучше, крепче спать. 
5. Воспитание детей
  …«Сукой» стал (ребенок –И.С.) называть мать, когда она ему в чем-нибудь отказывала — к ПОТЕХЕ всей семьи и даже самой матери, поощрявших его в таких случаях: «Продувной-то какой, ишь шельма»; «Так ее, так ее (мать), зачем тебя не слушает». Матери очень наивно иногда хвастаются способностями своих совсем малолетних детей: «И какой атаман — ведь сукой уже меня называет
 …Что касается до бранных слов, то дети, начиная с самых маленьких, знакомы почти со всем репертуаром крестьянских бранных слов. Нечего говорить, как мальчик лет семи—двенадцати и даже девочки того же возраста «ругаются», какие слова употребляют во время своих игр (когда повздорят). «Кобель», «сука», «сволочь», «****ь» — очень употребительные детьми ругательства.
   …Били его (ребенка –И.С) за крик, за то, что вываляется в грязи или стащит какой-нибудь кусок. За драку и ЛОЖЬ, за СКВЕРНЫЕ СЛОВА НЕ били. Отец более бил за воровство, а мать за крик или порчу костюма. За ложь его НЕ ПРЕСЛЕДОВАЛИ СОВСЕМ.
    …Курить начинают иногда чуть ли не с восьми лет.
6.Гигиена
   …А у бедных ребенок уже с первого дня совсем предоставляется матери и ее уходу. Попадает в грязную люльку, где подстилкой ему служит материнская старая грязная понева. Более опрятные матери подкладывают в люльку соломку, которую меняют через день или два. Это, однако, бывает реже: «Хорошо, и на поневе полежит, не лучше других. Небось другие не подохли — выросли».
   Когда молока у матери не хватает или когда оставляют ребенка одного, дают ему соску. Мать, сестра или бабка нажуют или картошки, или черного хлеба, или баранку, выплюнут в реденькую тряпку, завяжут ниткой — и соска готова. Иногда одна и та же тряпица долго употребляется, не прополаскиваясь, причем приобретает противный кислый запах.     Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу, иногда даже за тяжелую…  При таких условиях бабе, конечно, долго «не можется», и уход за ребенком самый плохой: он преет в грязной люльке, в мокрой пеленке, надрывается от голодного крику, пупок у него пухнет и болит — «грызь» (грыжа), как говорят бабы.  Для лечения «грызи» бабка берет овсяное «дерьмо» лошади, прожимает его сквозь тряпку, смешивает с молоком матери и поит ЭТИМ  ребенка.
   ….Ребенок по часу и больше ползал в грязи, запачканный, мокрый, кричал, плакал. Чтобы он замолчал, ему иногда давалась в руки печеная картошка, сырое яблоко, огурец и т. п. Иногда он пытался переползти высокий порог избы, падал, ушибался, ссаживал все лицо и т.п. Свою печеную картошку или огурец он, разумеется, вываливал в грязи и навозе и уже в таком виде ел их, иногда пополам с тем, что текло у него из носу и т.д. Ел отбросы из корыта для свиньи, пил из этого корыта, хватал руками что попало, «нагадит да рукой и хвать». Иногда набивал себе землею рот, глотал землю.
    …Про детские болезни и говорить нечего: коклюш, жаба или дифтерит, корь, скарлатина, чесотка. От жестокого поноса у маленьких детей иногда «кишечка» выходит Случается, что и маленькие дети болеют сифилисом (!-И.С.), полученным от родителей, бывают и случайные заражения этой болезнью.
       Бабки лечат детский понос так: берут ребенка за ноги и трясут его головой вниз. «Ребенок покричит, покричит, — да иногда и полегчает ему с этого». От «грызи» — бабка грызет ребенку несколько дней подряд пупок, или «припускает к пупку мышь» (смазав пупок тестом). Я знаю случай, когда ребенок умер от такого лечения.
   …Что касается до процента смертности, то в большинстве семей умирает БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ всех рожденных детей. Редкая баба не родит восьми, а то и десяти, двенадцати ребят, а из них остается в живых три-четыре.
7.Здоровье взрослых
  …Теперь выходят замуж лет шестнадцати—двадцати пяти, женятся же восемнадцати—двадцати семи. Реже выходят замуж девушки шестнадцати и двадцати трех—двадцати пяти лет. Мужчины очень часто стали жениться уже по отбытии воинской повинности.
   Насколько развиты физически будущие отцы и матери.
 Часто весьма мало еще развиты. Есть даже примета, что «молодые с венца подымаются», то есть растут после своего бракосочетания. Вследствие этого и первые дети родятся слабыми (первые два-три ребенка) и ОБЫКНОВЕННО  не выживают. (1) Это иногда происходит и от полного еще неумения молодой матери обращаться с маленьким ребенком. Молодые матери также очень часто «засыпают» детей, то есть придушивают их нечаянно во сне. Ребенка (до году) мать иногда ночью кладет между собою и мужем, «чтобы пососал», даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. Добрая половина баб «заспала» в своей жизни хоть одного ребенка —чаще всего в молодости, когда спится крепко
   …От тяжелой работы непосредственно вслед за родами у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки. Иногда такие опущения матки («золотника») принимают очень тяжелую форму, а в легкой, по мнению бабки, это даже «совсем» ничего. Бывают опущения матки даже у девушек (очень молоденьких) от непосильной работы: «живот сорвала».
   ..В нашей местности очень часто хворают лихорадкой. Из болезней не эпидемических и не заразных одна из самых обыкновенных—несварение, вследствие каких-нибудь «розговен» или перепоя. У крестьян эта болезнь принимает очень острую форму —с болью в желудке, под ложечкой, коликами, рвотою.
    …Глисты и солитеры самая обыкновенная вещь среди крестьян.
8.Образование
   …В нашем округе есть только министерская школа и церковно-приходские.
   … Программа церковноприходских школ …известна: Закон Божий, славянский язык, церковное пение, русский язык, счисление, начальные сведения из географии и русской истории.
   ...Вот некоторые выписки из этой программы (изд. 1894 года):
 «Самое название церковно-приходских школ указывает на особенное значение в них Закона Божия. Он составляет ГЛАВНЫЙ предмет их, и все другие предметы должны быть поставлены, по возможности, от него в более или менее тесную зависимость..» 
9.Результат обучения этому главному предмету,
вообще религиозность, крепость в вере (2)
  До двух, иногда до трех лет ребенок не имеет представления о Боге, а затем уже начинает понимать, что образа в углу избы —«Бог». Лет в семь иногда с грехом пополам выучится читать «Отчу» или «Богородицу». Бывают, впрочем, бабы, которые всю жизнь свою не знают толком «Отчи».
   …Как они нерелигиозны—в сущности! Только при приближении старости, когда уже начинаются разные недомогания, в мужицкую душу изредка начинает закрадываться суеверный страх загробного возмездия. Не думаю, чтобы он думал о службе и о Боге в церкви — слишком много других забот, особенно в рабочую пору
  .. Да и тогда, разве они «православные» — как их считают? НИСКОЛЬКО. Смутно, беспомощно как-то им делается, страшно, и сами они не знают «в чем спасенье». «Кто их знае, може масоны, аль молокане еще лучше нашего спасутся!» Каким робким, неуверенным и вопросительным тоном вырывается это у задыхающихся, покашливающих стариков!
   ..«Ты, Ванюха, в церковь бы сходил лучше, должно, сроду там не бывал» (бабья реплика).
   «К попу ходить? Очень он мне нужен, г...о этакое, он еще мине не повянчал с тобой».
    Это еще одна из очень милых шуток и очень умеренная.
    …Что касается до колдовства и т. п. (до разных леших, оборотней), то ему НЕ ВЕРЯ (абсолютно) как раз те бабы и мужики, которые считаются колдунами, заговаривают и т. п. «Колдовство» — это прямо-таки более или менее выгодная профессия, и забавно наблюдать, как ловкая баба-колдунья «разыгрывает свою роль» на деревне. Хотелось бы подслушать разговор двух «колдуний» вместе. С глазу на глаз они, наверное, могут и не притворяться друг перед другом. (3)
   У нас есть такая баба-колдунья (бедовая!), и, грешным делом, у меня не раз мелькала в голове мысль —не смотрит ли она, в душе, на своего приходского попа, как на СОБРАТА ПО ПРОФЕССИИ?
10. Честность, уважение к частной собственности
  …Сколько я ни толковала Катерине, что самовольное присвоение чужой собственности «в брюхо ли, впрок ли» все равно называется кражей, она со мной не согласилась.
   Тот же староста, ОХРАНЯЯ «барские яблони», ЧТОБЫ  с них НЕ ВОРОВАЛИ  яблоки ребятишки (пастушки, тоже служащие у помещика), набивает себе КАЖДЫЙ РАЗ во время своего обхода карманы яблоками.
Казенное добро (в казенных имениях) уважают даже менее помещичьего. «У царя всего много». И тащат ВСЕ РЕШИТЕЛЬНО. Казенный лес прямо не укараулить, несмотря на множество полесовщиков и сторожей (4)
11.Нравственность, целомудренность
  …четырнадцати-пятнадцати лет «невеста» и шестнадцати лет «жених» начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.  Прежде чаще встречались целомудренные малые и девушки, а теперь целомудренного малого УЖЕ НЕ НАЙТИ, да и девушек таких СОВСЕМ МАЛО (5). В шестнадцать-семнадцать лет малый ОБЫКНОВЕННО обыкновенно уже сходится с женщиной
   Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десяток яблоков!»
    Иногда весною, до рабочей поры, несколько баб и девок из одной деревни «подымаются» идти на богомолье (!-И.С) в Воронеж или к «Сергию-Троице». Родители и мужья очень хорошо знают, ЧТО ТАКОЕ ЭТО БОГОМОЛЬЕ, но несколько сговорившихся между собою баб и девок представляют собою силу, против которой трудно бороться.   
    Если малый сосватал себе невесту, были уже «смотрины» и «вино выпито», то даже старшие смотрят совсем снисходительно на то, когда жених и невеста сходятся между собою до брака. Последнее время это даже стало входить почти в ОБЫЧАЙ.
   …Если малый живет в батраках, то сходится с женщиной еще легче и обыкновенно с женщиной замужней... Если он живет в батраках у мужика, то с какой-нибудь из женщин — членов семьи, а если у помещика, то с какой-нибудь «стряпухой» (на рабочих), скотницей и т.п. Стряпухи на рабочих обыкновенно даже пользуются славой «гулящих».   Я знала одну бабу лет тридцати, жившую в стряпухах (муж ее был в отхожем промысле), которая заведомо была в связи с ВОСЬМЬЮ  рабочими зараз.
   …был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку — и мать этой девочки (очень, правда, бедная) помирилась с обидчиком за ТРИ РУБЛЯ. Дня два или три после того «кричала» эта бедная девочка и такой испуганный, забитый вид сделался у нее!
12.Трезвость-норма жизни
   ..Мужик считает угощение (в гостях) хорошим только тогда, когда там было достаточно водки. «Пусть лучше водка будет да сухая корка, нежели там блины, да курятина, да жамки, да без водки».
    …Я сама видела, как на свадьбах подпаивали ДЕВЯТИ-ДЕСЯТИЛЕТНИХ девочек и заставляли таким способом их плясать, к всеобщей потехе.
 …У нас годовой праздник — Михайлов день, и в этот день весь приход поголовно пьян. В урожайные годы «гуляют» целую неделю, а в неурожайные все-таки ухитряются попьянствовать денька три. Основательно также пьют на Масленицу. Весной тонут в оврагах —«в полую воду закупался», попадают под возы — опрокинется воз на пьяного мужика, тут ему и конец. В такой выпивке участвуют ДЕСЯТИ-ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЕ мальчуганы.
    ….Я знаю одну семью, где мужик, продав хлеба в городе на двадцать рублей, постоянно привозит домой только четырнадцать-пятнадцать рублей. Другую, где отец, лежебок и лентяй, сдает (!) свою надельную землю, чтобы не обрабатывать ее, и пропивает заработок своей дочери, те деньги, которые она присылает в семью из города, где живет прислугой. Эта семья, состоящая из четырех человек, разумеется, живет всегда впроголодь, даже в урожайные годы. И таких или подобных домохозяев положительно ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ на сто, а то и БОЛЬШЕ.
13. Материальный уровень жизни
Доход (в урожайный год)   77 р. 20 к.
Расход   81р.65к.
…Навозят землю небогатые мужики очень мало. Вывозят в поле не более двадцати возов навоза. (6) Навозом в плохие годы топят. Из навоза же, мешая его с глиной, делают кизяки, из которых складывают хатки. Сушенный для топки навоз называется «котяки».
    …Топят у нас соломой. Крестьяне с вечера подстилают себе солому, чтобы спать на ней. Утром солому сжигают в печи, а к вечеру подстилают свежую. Таким образом у крестьян получается очень гигиеничная подстилка для спанья, но ведь это только в урожайные годы. Совсем не то бывает в такие годы, когда соломы для топки не хватает (она вся идет скоту, причем еще иногда и крыши раскрывают, чтобы не поморить голодной смертью скот). В такие годы спят на своей одежде, а печь топят сухим навозом («котяхами») или разным бурьяном —репьями, татарником, крапивой. (7) В такие годы и болезней среди крестьян больше (отчасти благодаря отсутствию гигиенической постели), и глаза гораздо более портятся. В голодные (1891—1892) годы в двух маленьких деревушках (по пятнадцать дворов каждая) «ОСЛЕПЛО» ЧЕЛОВЕК ОКОЛО ДЕСЯТИ от топки. Топка эта была — сухой навоз и всякий бурьян, собранный по межам, дорогам, оврагам. Дым от такой топки был настолько едок, что у вышеупомянутых ослепших (преимущественно стариков и детей) на глазах образовались бельма. Всех этих больных свезли впоследствии в городскую земскую больницу, но трем из них так и НЕ УДАЛОСЬ ВЕРНУТЬ ЗРЕНИЕ.
   …Взять деньги у помещика или купца под заработки». По условию, крестьянский двор берется убрать (то есть, собственно говоря, посеять и убрать) у землевладельца две-шесть десятин в двух полях (яровом и озимом).
    Вспахать, посеять, выполоть и убрать десятину какого-нибудь хлеба «под заработки» обходится помещику от 4 р. 50 к. до 5 р. 50 к., тогда как, убирая такую же десятину не «под заработки», он должен заплатить за ее распашку, выполку и уборку от 7 до 12 рублей. На этих заработках некоторые землевладельцы СИЛЬНО ПРИЖИМАЮТ крестьян, и они все-таки идут в эту кабалу ради уплаты податей.
   Прежде деревянные избы были преимущественно ДУБОВЫЕ, а теперь уж ставятся преимущественно ЛОЗИННЫЕ. В некоторых деревнях более половины изб кирпичные.  (8) С постоянными разделами и дроблением имуществ стали, как я уже говорила, распространяться мазанки.
   У многих крестьян нет риги, или хатки, или даже двора.
14.Социальные отношения в деревне
    …Одно из самых глубоких и твердых крестьянских убеждений, это то, что земля когда-нибудь ВСЯ должна перейти в ИХ руки. Уморительно, как они иногда хитрят и обходят этот вопрос в разговорах с помещиками (9)
…При выколачивании (хорошо сказано! –И.С.) податей — кулакам лафа. Подати начинают выколачивать с сентября. Если подати поступают туго, то сажают в холодную сельских старост тех обществ, которые не вносят своих податей. А затем уже староста начинает сажать под арест отдельных неплательщиков. В крайнем случае назначается продажа с молотка крестьянской скотины. Иногда (по случаю круговой поруки) не разбирают, кто платил подати, кто нет, а прямо «с краю» (с крайнего двора) начинают продажу. А если продают у неплательщиков, то они стараются спрятать свою скотину у заплативших подать богатых своих родственников.
   Продажу обыкновенно производит старшина, редко приезжает становой. При продаже скотины бабы «кричат». Скотина идет, разумеется, по дешевой цене (коровы и лошади, стоящие тридцать рублей, идут по десять-пятнадцать рублей). Скотину эту большею частью скупают кулаки. Всякий мужик, лишившись своей скотины, разумеется, стремится вернуть ее. Для этого отдает в залог свою и женину одежду—продает тому же кулаку (рублей за десять десятину) свою озимь и, кое-как сколотивши деньжонок, выкупает у кулака свою корову или лошадь, ПЕРЕПЛАЧИВАЯ за нее кулаку рублей по пять (продана была лошадь за десять рублей, а он ее выкупает у кулака за пятнадцать рублей).
   ….слово за слово из уст Михалька получился целый град озлобленных слов и речей против «капиталистов» (sic!), богачей-помещиков и богачей-крестьян. «Мы бездомные, мы безземельные, а богачи себе сады разводят, чай целый день попивают...» (Сады без фруктов разводить —по понятию крестьян, глупая и скверная затея, а «чай пить», разумеется, хорошо и приятно.)
   ..По случаю урожая все было поголовно пьяно. На третий день к вечеру запылала рига у деревенского богача-лавочника. Сбежался народ и поймали у риги Михалька Тем временем занялась соседняя рига, и огонь стал угрожать всей деревне. Воды взять неоткуда, все замерзло, и вот деревня дружно наваливается на Михалька, бьет чем попало и бросает его в огонь (у всех ведь хлеб!) Так и сгорел бы Михалек, но выручил его тот же богач, у которого он зажег ригу. Вы думаете — это великодушие. Ничуть. Богач боялся, что если Михалек сгорит и будет по этому делу следствие, деревня на него, пострадавшего богача, свалит смерть поджигателя. Пожар хотя и не принял больших размеров, но кой у кого хлеб дотла погорел, и... когда на следующий день приехал на следствие урядник, получилось несколько крестьянских показаний о том, как Михалек хвастал, что он железный прут засунул в помещичью молотилку, что он несколько коров убил у того же помещика, и т.д. и т.д. Словом, ПОКА ДЕЛО КАСАЛОСЬ ОДНОГО ПОМЕЩИКА, ЗНАЛИ И МОЛЧАЛИ, «крыли» своего, КОНЕЧНО, СОЧУВСТВОВАЛИ  Михальку, но когда поплатились своим трудовым имуществом, то раздалась другая песня...
   …С деревенским богачом (равно как и с помещиком) Михалек никогда не «враждовал». Очевидно, здесь «идея» своего рода. Очень может быть, что в Москве Михалек хлебнул кой-каких «речей», — в его разговоре с помещиком это так очевидно сквозило. Как бы нелепы и необдуманны ни были действия этого малого, характерна все-таки эта НАЗРЕВШАЯ НЕНАВИСТЬ бедняка к богачам, к крупным владельцам земли. Нет привычки к интенсивному труду, нет никаких знаний и света, а нужда давит и гнет тем не менее
И что важно, вражда и ненависть эти назрели ТЕПЕРЬ ИЗНУТРИ, они уже хотя и редко, но порождают таких Михальков, действующих по своему выстраданному убеждению, тогда как вся пропаганда семидесятников, шедших в народ, ЕДВА ЛИ произвела одного такого поджигателя... (10)



    1 -   не понял, то есть отслуживший в армии мужик (порядка 25 лет) и 18-20- летняя девушка еще не «созрели» до семейной жизни?
   2 -вера в бога, по словам А.И.Деникина, только к началу 20в. «несколько пошатнулась»
   3- а как с этим у нынешних экстрасенсов?
   4- Поговорка «Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё» появилась, как известно, при социализме. Интересно, какая поговорка была при капитализме?
    5 – полвека спустя немцы-оккупанты были шокированы ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ, почти абсолютным процентом девственниц среди  русских девушек, в том числе и не самых юных. Для «культурной» Европы это был уже феномен. Вопрос – значит справедливо утверждение,  что капиталистическая Россия в до – и послесоциалистический период стояла и стоит ближе  к «мировой цивилизации»?
   6 – вот это наглядное свидетельство того, что царская Россия «кормила хлебом пол-Европы/полмира»  и т.п. Производства хлеба – главного в то время экспортного продукта носило экстенсивный характер: расширялись пахотные земли, для чего запахивались луга, служившие пастбищами и сенокосами. Результат – нечем было кормить скот – снижалось поголовье скота – снижалось количество навоза, в то время единственного удобрения – земля хуже плодоносила – распахивались новые площади – снижалось количество скота - снижалось количество навоза - …и по кругу.
    7 - подобное написано и у Л.Н.Толстого о Тульской губернии – что для  печей собирают по дорогам такое топливо, в котором самая крупная палка размером с палец. Любопытно, почему, ведь и Тульщина и тем более Рязанщина –лесные стороны, дрова должны быть? Или эти дрова нужно было купить или, если удастся, украсть? Капитализьм!
   8-  то есть кирпичные дома строили от нужды – не было дерева?
   8 - проживи Ольга Петровна лет на 12 подольше, какими  бы «уморительными» показались бы ей не разговоры, а прямые, бесхитростные действия крестьян?
   9 –если вся пропаганда семидесятников успеха не имела, большевиков еще не было, тогда КТО ЭТО СДЕЛАЛ?