Вечер памяти

Светлана Лошадкина
               
Майский вечер, сирень, легкий ветерок, закат….
Наш Дворец культуры вновь встречает гостей. Мы медленно шли по дороге, с необъяснимой тревогой, подходя  к дворцу. Сегодня вечер памяти моего первого хореографа, легендарного человека, прекрасной женщины. Память – это самое замечательное, что может остаться от человека, ушедшего из жизни. Воспоминания – это бесценный экспонат души человека. И вот о ней, о моем первом хореографе, остались самые замечательные воспоминания, осталась память - она бессмертна.
 Помню, когда она заходила в зал, где мы ее с нетерпением ждали, и радостно улыбаясь каждому, проходила за свой маленький зеленый столик, который и сейчас хранит историю счастливых лет ее жизни. За ним и поныне сидят уже другие хореографы: приемники.
Первый номер. Старались не плакать, держались, как могли. Неожиданно за кулисами расплакалась маленькая девочка, следом заплакал кто-то из наших девочек. Так прокатилась первая волна слез. Наш выход. Долгая пауза… . Тревога все сильней давила на душу, сжимала в груди. Становилось невыносимо. Последняя постановка, последняя капля жизни вложена в этот первый танец! Увы, Светлана Анатольевна ушла из жизни, так и не увидев своего отражения в нем!
 Заиграла музыка спокойная, красивая, трогательная. Я чувствовала, как тяжело дается каждое следующее движение, как страшно и больно. Мы переглянулись между собой: все было ясно, мы поняли друг друга. Было больно внутри. В левом углу сцены на экране портрет Светланы Анатольевны, улыбающаяся, жизнерадостная. Напротив – цветы. В такие тяжелые моменты трудно смотреть в зал, на зрителя, весь мой взор устремился к экрану, к портрету. Да, в эти минуты мы танцевали не для зрителя, отнюдь не для него. Танцевали для Светланы Анатольевны… Когда танец закончился, я взглянула в зал: не было пустого места, не было улыбок. Аплодисменты оглушительно врезались в душу, в воспоминания.
Все, что творилось за кулисами – суета, разбросанные вещи, бегающие артисты, крики и шум – так привычно, и не хочется верить, что она ушла и больше не придет. Ведь то, для чего жила Светлана Анатольевна стало неотъемлемой частью жизни ее многих учеников. Однако ее в эти минуты ее с нами не было. Расплакалась ведущая, зал быстро наполнился слезами.
Премьера нового танца - постановка Светланы Анатольевны. Мы так долго ждали этого момента, но и представить не могли, что эта премьера, одного из лучших танцев, состоится уже на ее вечере памяти. Веселая, зажигающая музыка, яркие костюмы, движения, состав группы… мы улыбались, за этот вечер, наверно впервые. Это был рок-н-ролл! Нам аплодировали, восторженно кричали! И было приятно, стало спокойней, но лишь на пару мгновений.
Декабрь. Ее последний день рождения. Стыдно говорить, но мы редко поздравляли ее. И в этот последний для нее декабрь, мы, как будто предчувствуя, предстоящую утрату, купили подарок. Я плохо помню, что это было, но точно знаю, что Светлане Анатольевне он очень понравился. Она нежно поцеловала каждую из нас. Это был последний раз…
 Самый быстрый, ритмичный танец – «Казачок»! Один из замечательных танцев, в тоже время один из сложных! Я мельком видела лица людей: заинтересованные, красные от слез; улыбающиеся, грустные. Но четко помню, как мы, теряя последние силы, танцевали все быстрее и быстрее этот танец! Я помню тяжелое дыхание, чувство обморока, но мы танцевали! Мы должны были танцевать и улыбаться.
Но болезнь одолевала. Все что оставалось для учеников тайной, позже переросло  более чем в трагедию. Светлану Анатольевну в канун Нового года забрали на Скорой помощи в больницу – кома. Все перевернулось, потеряло свои яркие краски. До самого конца мне не верилось и не хотелось верить в столь ужасный результат событий. Разум никак не мог подчиниться эмоциям. Ее не может не быть, она есть всегда!
31 декабря Светланы Анатольевны не стало… Не приходя в сознание, она ушла из жизни.
Я помню, она говорила нам постоянно: «Хореограф – это неблагодарная профессия». Нет! Ведь эту неблагодарную профессию прославляют замечательные люди, такие как она. Такие люди достойны самых лучших званий и почестей, достойны остаться в памяти каждого.
 Последний, финальный танец. Постановка уже другого хореографа, дочери Светланы Анатольевны… Прекрасная музыка, легкость движений, белые платья, короны в виде звезд. Когда танец закончился, мы остались на сцене. Скорбные слова. Долгие аплодисменты Светлане Анатольевне. Цветы у портрета, на котором изображена, как всегда, улыбающаяся Светлана Анатольевна; зрители, поднявшиеся со своих мест; молчание…В тот момент вся тяжесть и боль, что таилась в душе вылилась наружу и  покатились крупными слезами по щекам! Плакали, не слыша слов и музыки. Плакали, потому что любили.
Каждый новый танец – новая история. Каждый выход на сцену – опыт, результат твоей работы. Волнение одолевает, после уже со временем притупляясь, мурашки по коже, сомнения, отчаяние, падения и взлеты – все это танец, жизнь! Это Светлана Анатольевна, это смысл ее жизни, заключающийся в танце! Она была настоящая, сильная, прекрасная…