Василий Шукшин. Калина красная

Алла Коркина
Помню также единственную встречу с Василием Макаровичем Шукшиным. Ирина с мужем Юлием Файбышенко снимали комнатушку в районе Арбата. Мужа не было дома, Ирина жаловалась, что опять загулял, мы стали собираться спать, было около двух ночи, и вдруг вваливается компания – Юлий, Слава Шугаев, Гена Машкин и с ними Шукшин. Они принесли с собой спиртное, какую-то закуску. Ирина зашумела – два часа ночи! Явились! – потом всё-таки стала жарить картошку. Мужчины сели за стол. Шукшин сказал беззлобно о нас с Ириной, привыкши к женским выступлениям – тоже мне, картофель фри! Ирина, как всякая жена, боролась с загулами мужа и не очень привечала друзей. Они стали уверять, что просто пришли посидеть в мужской компании.
Пока жарилась картошка, Шукшин стал пародировать всех подряд, он это умел делать бесподобно. Уморительно и очень похоже, передразнивал Герасимова. Сергей Апполинариевич был не просто похож, но замечательно комичен. Шукшин учился у него во ВГИКе, а в то время снимался в фильме "У озера", неподражаемо пародировал и других известных людей. Даже мы с Ириной не выдержали и прыснули. Я знала, что он остроумен, по его рассказам, но тут он так искрился особым актёрским юмором, что мне стало понятно, что он выдающийся актёр, а в фильмах такой простой и естественный, словно в жизни.
Мы с Ириной накрыли стол и легли за ширмой, мужчины сидели и спорили, как всегда, о судьбе России. Помню, как где-то в половине пятого утра мы проснулась от пения. Мужчины, по-братски обняв друг друга за плечи, пели "Калина красная... " Как они пели, – протрезвев от утреннего холодка, – дружно, вдумчиво!...
Когда через несколько лет вышел фильм "Калина красная", я вспомнила этот эпизод и поняла, что уже тогда в нём что-то брезжило. Всегда с волнением смотрю этот фильм...
Надо отметить, что у Шукшина это было "окно", когда они «загуляли». В тот период он был чудовищно занят – писал, снимал, снимался.

* * *
Тогда я училась на втором курсе Литинститута.  Скучала по Кишинёву, он мне стал особенно дорог, любим, я писала стихи о Молдове – там у меня оставалась любимая подруга Наташа, друзья. Москву я осваивала медленно. Весной не могла дождаться тепла, под любым предлогом уезжала в Кишинёв. Я забыла всё тёмное, что там со мной случилось.
Кроме того, это были годы душевного подъёма, творческого напряжения, первых успехов. Материально жить было трудно, но на последних курсах я стала публиковать переводы, стихи в журнале "Знамя", в газетах "Известия", "Комсомолка". Ко мне, приезжая в Москву, заходили многие молдавские поэты, молодые и постарше, стихи которых я с удовольствием переводила. Моя дипломная работа состояла из 150 стихотворений молдавских и румынских поэтов, и двух изданных книг стихотворений "Первые, первые" и "Времена года".
Человеку, если он интеллектуально развит, легче переносить физический голод, чем духовный.  Если что-то не так, он тоже выстоит – культура ему щит. Любовь к поэзии, музыке, живописи защищает нас в трудную минуту.